Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Вероника Калачева: Ребенку нужна и свобода, и рамки

Каждый из нас приходит в этот мир с определенными талантами и дарами. У кого-то они выражены более явно, у кого-то – менее. Как вдохновить ребенка на творчество и поддержать его в этом направлении? Своими секретами с нами поделилась Вероника Калачева – дважды мама, художник, педагог и основатель школы живописи Вероники Калачевой.


Фото предоставлено Вероникой Калачевой

Вероника, как развить и поддержать у ребенка любовь к рисованию, ведь вокруг так много искушений в виде компьютерных игр?

– Чтобы увлечь ребенка творчеством, не давите, а поддерживайте его изначальный интерес. Важно поймать момент, когда ребенку захочется рисовать и сыграть на этом. Не рисует, но любит мастерить что-то руками? Сделайте что-то вместе из подручных материалов. Слушайте своего ребенка, ведь многое зависит от его настоящих интересов.

Некоторые дети (чаще – девочки) любят рисовать и рисуют на любом клочке бумаги, в любой книжке – им больше ничего и не нужно. А другие – скорее с техническим сладом ума – и к ним нужен индивидуальный подход. Например, мой старший сын Федя – ему сейчас 5 лет – раньше не любил рисовать. И чтобы найти точки соприкосновения интересов, я специально провоцировала интерес в ребенке и поддерживала его. Он совсем не рисовал привычные детские картинки на тему «Мама, папа, я – счастливая семья». Его первыми рисунками были простые линии. Однажды он нарисовал прямоугольник, разделил его несколькими линиями поперек и сказал, что это холодильник с полками: так он угадал основной образ предмета и передал его своим любимым приемом – линиями. Потом он рисовал какие-то угловатые схемы и говорил, что это электричество. То есть некоторые дети не рисуют картинки на традиционные детские темы, они передают на бумаге свои мысли о жизни и свои миры. И это тоже творчество. Когда я обнаружила интерес сына к прямым линиям, придумала совместное занятие: мы открывали книжку с флагами мира и рисовали их. Так мы заполнили целый ватман флагами: и рисовали, и изучали флаги, и говорили про страны мира. Феде было очень интересно.

Во время загрузки произошла ошибка.

Какие материалы лучше всего подходят для детского творчества?

– Здесь важно не зацикливаться на привычных материалах и фактурах. Если ребенок любит делать поделки, то делайте из всего, что есть под рукой: из фруктов, камней, даже рулончиков туалетной бумаги. Если ребенок любит рисовать, пробуйте краски, карандаши, фломастеры, маркеры. Экспериментируйте с форматом бумаги. По привычке многие рисуют на альбомных листах, но для разнообразия можно взять ватман или даже рулонную бумагу. Моему Феде очень понравилось рисовать на большом формате: мы взяли икеевский рулон бумаги, раскатали его, я предложила сыну лечь на бумагу и обвела его контур: «Смотри, какой большой Федя, прямо как ты. Давай тебя нарисуем! Вот ты в белой футболке с динозавром, давай и ему нарисуем динозавра на футболке!» И ему это так понравилось, что он все раскрасил так, как было у него. Из этого рисунка мы сделали плакат – автопортрет в полный рост – и повесили на дверь комнаты.

Как по первым рисункам определить, что у ребенка есть талант?

Все дети талантливы от природы. Однако если ребенок дошкольного возраста сам без подсказок взрослых начинает рисовать, например, свет и тень, осознавать это или замечать сложный колорит и пытаться его передать, – это уже сигнал, что ребенок имеет склонность к рисованию. Дети более наблюдательны, чем мы думаем. Например, однажды, мой сын сделал машинку и домик, и спрашивает меня: «Почему машинка больше домика?» «Не знаю сынок», – отвечаю я. «А потому что домик дальше, чем машинка и кажется меньше!» Вот откуда он это взял? Может, где-то от меня слышал про перспективу, но дети в его возрасте не очень понимают, что это такое.

Во время загрузки произошла ошибка.

Помните ли вы свои первые работы? Кто вас вдохновлял на творчество?

– Да, конечно, моя мама очень многое сохранила. Одни из первых рисунков – это сюжетные сценки из жизни «Папа и яхта», «Папа и пылесос», «Вероника и яблоко». Мы тогда жили в Казахстане на озере Балхаш, и папа часто ходил на лодке (мы в семье называли ее «яхта»), я это видела и рисовала. Родители мне просто не мешали и слегка направляли.

По каким принципам вы воспитываете своих детей?

– Основной принцип – это «свобода в ограниченных рамках». Я хочу, чтобы мои дети понимали, что имеют право самостоятельно принимать решения, но при этом чтобы они не подвергали себя опасности и не были опасны для окружающих. Я убеждена, что у ребенка должен быть выбор, он должен уметь его делать и нести за него ответственность. Потому что в жизни мы каждый день делаем выбор и отвечаем за него.

Есть ли у вас семейные мероприятия или традиции?

– Да, это – сказка на ночь. И если раньше достаточно было просто почитать сыну книжку, то со временем все стало интереснее: теперь мне надо придумывать начало сказки, а потом Федя будет продолжать. Есть еще зимняя традиция: зажигать свечу в красивом подсвечнике и ставить на окно, смотреть на огонь и разговаривать – это такой зимний ритуал. Еще Федя любит украшать кашу. Украшения мы делаем из ягод, орешков, мармеладок. Картинка должна быть: то вулкан, то цифра, то еще что-то. Всегда надо придумывать что-то новое – художественное оформление утренней каши – это обязательно, иначе не будет есть.

Во время загрузки произошла ошибка.

Что вы можете пожелать родителям, чьи дети делают первые шаги в рисовании?

– Доверять ребенку. Какие-то вещи он знает лучше вас. Все ребятишки талантливы и не надо мешать им воплощать свои мечты, выражать свои эмоции через живопись. Если родители не вмешиваются и не ругают ребенка за то, что что-то, по их мнению, не так или не аккуратно, то ребенок благодаря своей интуиции многое поймет и сделает сам. Не ограничивайте фантазию детей, а лучше заранее смиритесь с тем, что будет гора мусора, все – в краске, стены – в отпечатках рук. Но пусть для вас это не становится трагедией: просто заранее выбирайте материалы, которые нанесут наименьший ущерб дому и окружающим. И вы будете спокойнее, и ребенок не будет находиться под прессингом.

Когда же дети подрастут и начнут учиться, тут важно понимать, что происходит в художественной школе. Многое зависит именно от педагога. Часто ребятишек начинают бить по рукам в воспитательных целях, мол, так не бывает, тут ты неправильно нарисовал… От таких неосторожных замечаний дети начинают сомневаться в том, что вообще умеют рисовать. К сожалению, многие именно в этот момент бросают рисование. А те, кого «не бьют по рукам», творят свободно и талантливо, и постепенно в подходящее время получают знания для совершенствования.

Во время загрузки произошла ошибка.

Для обучения очень важно поймать правильный возраст ребенка, разобраться, что он рисует и к чему готов. Например, мы, организуя в нашей школе Детский онлайн-курс акварельной живописи, очень жестко обозначили возрастные границы: с 10 до 13 лет. Это тот возраст, когда дети уже готовы осваивать азы живописи и рисунка, понимать законы перспективы, но еще увлеченно рисуют на детские темы и свободно обращаются с цветом. Важно понимать, чему и когда ребенок может обучаться, иначе не сформируются необходимые навыки. Кстати, в осеннем онлайн-курсе акварели мы сделали 250 бесплатных мест. Мы за то, чтобы творчество для детей было доступным, а процесс рисования – радостным.

Также читайте о том, как написать терапевтическую сказку для ребенка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
5
Валентина Высоцкая
В ответ на комментарий от Лилия Стукалина
Лилия Стукалина
А зачем всем рисовать?? Не поняла статьи...больше на рекламу похоже..В 5 лет пусть больше гуляет..на турнике вертится..теннис..бадминтон..велосипед - развивает координацию..улучшает кровообращение органов зрения..да и свежий воздух всем полезен без исключения!
СсылкаПожаловаться
И гулять,и рисовать - дети всё успевают. А статья действительно больше похожа на
рекламу.
СсылкаПожаловаться
Лилия Стукалина
А зачем всем рисовать?? Не поняла статьи...больше на рекламу похоже..В 5 лет пусть больше гуляет..на турнике вертится..теннис..бадминтон..велосипед - развивает координацию..улучшает кровообращение органов зрения..да и свежий воздух всем полезен без исключения!
СсылкаПожаловаться
Инеза Назз
Очень грамотная реклама своей школы - мол, все дети талантливы, так что ведите их ко мне, всех научу рисовать.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

581
ms.PanterraПортрет Путина в садиковской группе

В нашем садике в группах на видном месте висят портреты ПУТИНА - прямо как иконы (как раньше говорили: в красном углу). Воспитатели и заведующие говорят, что это в рамках патриотического воспитания.
Знаю, что в некоторых садах и школах и бюсты Путина в холлах стоят. Это нормально???
Мое мнение: нет! 

341
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

291
йа Бешеная теткаПричины, по которым вам отказывали в приеме на работу

Всем привет . 
в нашем маленьком городишке пыталась я себе недавно найти подработку или временную работу,
Пригласили в одно место на собеседование -резюме мое им понравилось ,вроде как подхожу 
ну и пришла я как всегда в своем обычном виде-джинсы/пуховик/рюкзак/угги
после получаса собеседования мне сказали что я им не подхожу
ПРИЧИНА-я не слежу за собой,т.е. ногти не накрашены/глаза тоже  да и вообще я старовата 



отгадайте куда я устраивалась на работу )))))))))) 
ну и делитесь причинами отказа в трудоустройстве странными и не очень 

263
Тата фон ШпигельКто не работает, тот ест?

Девочки, всем привет.
Есть ли такие, кто не работает? Не пашет, как лошадка? А занимается хобби, собой, детьми, домом и т.д.? Или платья на работе показывает отсюда и до обеда?
Как вы пришли к этому счастью? и Счастье ли это?
Просто поболтать.

230
Лилиан Андреаскайтеконфеты на день рождения в класс

Такая ситуация.  Дочь (десятый класс) решила на свой день рождения принести одноклассникам конфеты: шоколадные, хорошей фирмы.
Звонит медсестра и реально орёт - мальчик-диабетик наелся конфет и теперь ему плохо. Чуть позже звонит классная, извиняется за медсестру и просит не носить в школу конфеты.
Ну во-первых парню шестнадцать, он что не в курсе своих проблем?
А во-вторых, мне-то что делать?
Звонить маме обжоры и извиняться? Взгреть доченьку неизвестно за что? Идти к директору? Я в шоке.
Вины не вижу нашей. Ни грамма.

215
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети