«Домашка» для младшеклашки: как делать уроки без проблем

С началом школьной жизни дети (и родители) сталкиваются с тем, что надо ежедневно выполнять домашние задания. И если в школе учитель и сама обстановка способствуют дисциплине, то вне ее стен так сложно сосредоточиться и сделать ненавистную «домашку» без проблем. Попытаемся разобраться, как добиться того, чтобы ребенок делал уроки вовремя и ни на что не отвлекался.
Журналист, редактор
eren {sea+prairie} / Flickr / CC-BY-2.0
eren {sea+prairie} / Flickr / CC-BY-2.0Источник: Migration

Рабочее место

Организуйте ребенку постоянное, желательно личное рабочее место, где он будет учить уроки, – сам факт его наличия настраивает на рабочий процесс. Стол и стул отрегулируйте по росту, чтобы меньше уставала спина и шея; грамотно выставьте свет, чтобы не уставали глаза: слева – для правшей, справа – для левшей.

Уберите все – совсем все – лишнее со стола и зоны доступа (а лучше и видимости), особенно игрушки, выключите телевизор, музыку. Плохая концентрация на чем-то одном – бич младших школьников, поэтому необходимо удалить максимум раздражителей, чтобы не «забивать» канал восприятия.

Все необходимое для уроков подготовьте в одном месте заранее, чтобы не приходилось за чем-то вставать или тянуться. Можно составить список того, что нужно сделать – вычеркивать выполненные пункты психологически приятно, и сразу видны и объем работы и то, когда она наконец закончится. А качественные красивые канцтовары, приспособленные под детскую руку, сделают процесс выполнения уроков немножко приятнее.

Время

Не откладывайте подготовку домашнего задания на вечер, когда ребенок уже переутомлен: зевая, сосредоточиться на работе очень трудно. Усаживайте его за уроки через час-полтора после возвращения из школы, чтобы успел отдохнуть, но не успел расслабиться, перестроиться с учебы на игры.

У нас дома режим: сна, уроков, просмотра мультиков и т.д. Дети организованы, собраны и в комфортной атмосфере учатся. Да, у нас жестко, зато нет истерик и капризов.

Часами сидеть не вставая не стоит, от перегрузок эффективность только упадет. В первом классе перерыв надо делать каждые 15-20 минут, к четвертому – каждые 30-40 минут. Пятиминутные «переменки» заполните физическими упражнениями: пусть ваш ученик сделает гимнастику для пальцев, несколько наклонов и приседаний, повисит на турнике, побросает мячик.

Ограничьте время выполнения так, чтобы его хватало, но не оставалось на прокрастинацию, на всякие «попить/поесть/пописать/посмотреть в окно». Постарайтесь также донести до ребенка мысль, что делу время, а потехе час, и что, тратя минуты на пустые занятия, он сам лишает себя развлечений.

Родительский контроль

Смиритесь, что как минимум первые месяцы старшим придется сидеть рядом и контролировать, чтобы ребенок не отвлекался, пока тот не научится следить за собой сам. В задачу родителей также входит усаживать детей за уроки вовремя, своевременно делать перерывы.

Не требуйте от ребенка сразу многого – идеальных линий, молниеносных ответов. Разрабатывайте навыки постепенно, помогайте разобраться вместе со сложными для него моментами. Подбадриваете, говорите, что он со всем справится, на каждое его «не могу», что для этого и учимся – на каждое его «не умею».

Не давайте заданий сверх того, что задал учитель. Дети и так переутомляются физически и морально в школе. Вместо дополнительных прописей или задач предложите порисовать, полепить, собрать что-нибудь необычное из конструктора.

Поощрение

На первых порах, пока мотивации недостаточно, можно поощрять за выполненную работу – не «покупать» уроки, но предлагать небольшие бонусы за выполнение (например, наклейку в табличке с графиком дел или мелкие сладости). Параллельно старайтесь доносить мысль, что учиться необходимо не ради конфет, наклеек и оценок, а ради получения знаний – что именно это важно, в этом цель.

Также можно ввести «санкции» за отказ учить уроки или намеренное затягивание процесса. Не выполнил в отведенное время – не смотришь мультики/не идешь в парк/не получаешь мороженое.

Мнение эксперта

Домашняя работа даже в первом классе нужна обязательно, иначе желаемого результата не достичь. Мы хотим, чтобы дети запоминали материал, но без повторения это невозможно. А чтобы не приходилось плясать перед ребенком при выполнении домашней работы, в семье должен быть авторитет в лице родителей. Очень часто можно услышать «Я ничего не могу с ним поделать» или «Он меня не слушает» – потому что родитель не в авторитете и ребенок привык, так сказать, вить из мамы веревки. Совет: всегда делайте так, как говорите. Если вы обещали лишить прогулки, телевизора или планшета за невыполнение домашнего задания, сделайте это, и никакие уговоры ребенка не должны подействовать. Очень многое при выполнении домашней работы зависит от настроя маленького школьника. Ребенка сразу надо настраивать на обучение, старание, поощрять его за успехи.
Екатерина Герасимчук
учитель начальных классов