На этот раз гостьей студии стала блогер Екатерина Мезенова, мама 5-летнего Максима и 2-летней Евы. Вместе с Наташей они обсудили актуальную для обеих тему ревности между детьми.
В моей семье места для ревности не было: остальным детям просто пришлось смириться с фактом, что мама — моя. Старшей сестре Тане было девять, когда мы с сестрой-двойняшкой Юлианой появились на свет, поэтому она в гонке за внимание мамы не участвовала — уже была достаточно большой.
Юлиане же не оставалось ничего другого, кроме как уступать мне место на коленях у мамы, потому что в противном случае я всегда начинала безудержно рыдать.
С младшим братом Андреем, рожденным в папином втором браке, у нас разница огромная настолько, что я даже не помню, старше я его на 17 лет или на 19. Ни о какой ревности тут, само собой, речи не шло, мы с сестрами были ему няньками.
Что касается моих детей, новость о том, что пятилетний Тема скоро станет старшим братом, он воспринял спокойно, а позже, когда мой живот начал расти, очень радовался этому и с нетерпением ждал, когда же Ванечка родится. Взяв брата впервые на руки, Тема умилялся, какой малыш маленький и хорошенький.
Я как следует подготовилась к первой встрече братьев: по совету подруги купила Теме подарок от Ванечки. Это очень обрадовало нашего старшего.
Еще, как мне кажется, большую роль в укреплении связи между детьми сыграл тот факт, что мы с мужем старались сделать все, чтобы жизнь Темы после появления в доме второго ребенка почти не изменилась.
Например, до этого у нас со старшим сыном был ритуал — перед сном я приходила к нему в комнату и читала сказки. Не перестала я это делать и после рождения Вани: вместе с младенцем, который практически постоянно был на груди, я так же, как и раньше, укладывалась к Теме в кроватку с книжкой наперевес.
Хотя со временем стало ясно — после появления младшего брата Тема стал больше времени проводить с папой.
Мы смеялись: в нашем случае фраза «Когда в семье рождается новый малыш, старый переходит папе» частично оказалась правдивой.
И мы не считаем, что это плохо: папа — такой же родитель, как и мама. Да и Теме, стоит признать, с папой интереснее — они большие друзья.
И дети наши тоже друзья. Считаю, в том числе — и благодаря нам, родителям. В нашем доме никогда не звучали назидательные фразы в адрес Темы из серии: «Ты старший, должен быть умнее».
И сейчас, когда дети подросли, мы их не сравниваем, не ставим друг другу в пример, не говорим: «Смотри, брат уже все съел, а ты чего сидишь, в тарелку смотришь?»
Хотя вот маленький Ваня нет-нет, да приревнует меня к старшему брату. Стоит мне обнять Тему, Ваня уже летит ко мне, взбирается на колени. По совету психолога моей программы Вики Дмитриевой я в такие моменты говорю детям: «У меня одна рука — для Вани, другая — для Темы». После этого все вопросы исчезают: сыновья ложатся ко мне с обеих сторон, и я начинаю их чесать. Так и живем.
У героини моей программы Кати разница между детьми поменьше — три года. Вот что она рассказывает на эту тему.
«Максик тоже очень ждал рождения сестренки, с восхищением ее рассматривал: “Какие маленькие щечки! Какие маленькие ножки!” Он моментально ее полюбил, с трепетом брал на ручки.
Но со временем сын начал понимать, что жизнь нашей семьи изменилась и внимание мамы теперь достается не ему одному.
Были по этому поводу переживания с его стороны, временами сын вредничал и капризничал, но мы делали все, чтобы минимизировать его дискомфорт. Каждый раз, когда я видела, что Максик с обидой смотрит на то, как я нянчусь с маленькой, подзывала его: “Иди скорей, обнимемся! Я так тебя люблю!”
Сейчас, к счастью, все позади — детям уже интересно вместе, а от ревности не осталось и следа».
Читайте также:
Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: