«Темпераментное» воспитание

Часто молодые мамы советуются с более опытными, выбирая стратегию воспитания своего ребенка. И с удивлением обнаруживают, что советы опытных мам не просто разнятся - нередко они диаметрально противоположны.
37efd4d1ba41fc4d217faf605a587d73.jpg
Источник: Migration

И при этом обе мамы утверждают, что данная стратегия воспитания проверена на их собственных детях и показала себя превосходно. Однако, другая мама нередко заявляет, что её ребенку этот метод воспитания совершенно не подошел, отвратительный метод, неэффективный и бессмысленный.

Получается, все методики воспитания хороши, но подходят не любым детям. То, что одного превращает в ангела, другим просто не воспринимается.

Так как же тогда быть, как выбрать тот единственный подход к воспитанию, который будет хорош именно для Вашего ребенка? Что учитывать при выборе метода воспитания?

Выбирать нужно, естественно, исходя из особенностей ребенка. Из его базовых, ключевых, прирожденных особенностей. Но если даже характер формируется прижизненно, собственно, в процессе воспитания и формируется, то что же ребенку дано от рождения?

Впервые это качество выделил и описал древнегреческий врач Гиппократ. Позже многие исследователи постепенно приходили к схожей концепции. В начале 20го века И. П. Павлов ( российский физиолог), выяснил, что темперамент напрямую связан со строением нервной системы, а Карл Юнг (немецкий психолог), дал точные описательные критерии темпераментов.

Всего выделяется четыре типа темперамента:

1. Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

2. Холерик - быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

3. Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

4. Меланхолик - легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Соответственно, каждому типу темперамента подходит определенный стиль воспитания.

1) Спокойный несколько отрешенный ребенок флегматичного темперамента будет вести себя по Вашим правилам безо всякого принуждения, пока вопрос не касается чего-то по-настоящему важного для него. Это тот самый вариант, когда разговор и объяснение с раннего возраста (а не с 6-10 лет, как у большинства детей) дает результат куда лучший, чем авторитарный стиль воспитания. Хотя, с таким ребенком существует одна проблема. Флегматик совершает свои шалости тихо и незаметно, не привлекая к себе внимания и не делясь радостью от процесса.

Обычно родители видят не сам процесс, а последствия. Вы не увидите, как ребенок унес к себе документы с Вашего стола, вытащил мобильный из сумки, засунул в духовку мячик. Вы просто в какой-то момент обнаружите последствия его шалостей. Поэтому именно с ребенком-флегматиком очень важно заранее предусматривать возможные шалости и убирать подальше вещи, которые он может повредить или которые могут повредить ему. Помните: пройдет много лет, прежде чем маленький флегматик впервые догадается спросить: «Можно?»

2) Ребенок же холерического темперамента - активный, вспыльчивый и неуравновешенный - объяснениям и увещеваниям поддается крайне сложно. Его проще сначала резко осадить (вплоть до физического наказания), а потом уже спокойно объяснить, в чем он неправ и за что получил наказание, а так же, как надо поступать в этой ситуации на самом деле.

Холерики обидчивы и злопамятны, поэтому наказание, полученное после долгого скандала, воспринимают как продолжение скандала, как агрессию и акт самоутверждения со стороны взрослого, а не как меру пресечения. Однако, то же самое наказание, полученное сразу и немедленно после совершения поступка, холерики воспринимают куда более продуктивно, чем дети других темпераментов из-за ещё одной своей особенности - обостренной потребности в справедливости к себе (а справедливость, как известно, включает и наказания за прегрешения).

А вот чего нельзя делать с ребенком-холериком, так это припоминать старые прегрешения или по-настоящему долго преследовать за недавние. Его неустойчивая психика не справляется с таким прессингом и ребенок "идет вразнос" (перестает воспринимать слова, бурно, до криков, валяния по полу и швыряния вещей, иногда - прямой физической агрессии, протестует против давления со стороны взрослого). Таким образом, оптимальный вариант поведения с холериком - наказали, обсудили, простили навсегда.

3) Ребенок-сангвиник - энергичный, очень любознательный, часто нарушает запреты от избытка энергии или ради любопытства. Самое суровое наказание для такого не физическое, а наказание скукой (угол) либо лишение общения. Физические наказания маленький сангвиник воспринимает философски, и смело идет на проступок, который будет наказан таким образом, если ожидаемое удовольствие от проступка, с его точки зрения, превышает неприятность расплаты.

А вот чего он боится - так это оказаться "плохим", то есть в данном случае, увещевания (правильно оформленные), лишения развлечений и общения куда действеннее шлепков и т.д. Ребенок-сангвиник совершает свои провинности не со зла, а от избытка энергии. Поэтому очень охотно идет на "искупление" провинности. Искупление прямое - прибрать за собой, починить сломанное (с помощью взрослого) и т.д. Искупление косвенное - трудотерапия. Воспринимается не как наказание, а как способ восстановить своё доброе имя в глазах родителей.

4) Ребенок-меланхолик - «минное поле». Склонен "назначать" себя жертвой и жалеть (иногда очень бурно и шумно жалеть). С ним ещё важнее, чем с ребенком-холериком, соблюдать очень четкие правила. У ребенка должна быть тщательно структурированная картина мира, где однозначно указано "это можно, а это нельзя". Все действия и запреты должны быть очень четко обоснованы, но обоснованы на уровне понимания ребенка.

Меланхолик склонен к показательным рыданиям и страданиям (в принципе, холерик тоже, но, если холерик делает это от детского бессилия, в знак протеста, и это часто бывают злые слезы, меланхолик упивается жалостью к себе). С меланхоликом поощрения дают результаты куда лучшие, чем любые наказания.

Если для детей других типов темперамента Ваше одобрение является просто основой для формирования положительной самооценки, меланхолик нуждается в похвале и одобрении как в пище. Но при этом он очень чувствителен, настолько, что легко подмечает любую неискренность. Поэтому любая похвала должна быть заслужена им - лесть этот ребенок не воспринимает, она причиняет ему вред.

Самый продуктивный способ пресекать сцены «саможаления» и показательной истерики меланхолика - игнорирование. На улице - взять за руку и молча увести туда, где нет зрителей. Дома - оставить одного в помещении.

Физические наказания должны быть сведены к минимуму и использоваться в экстраординарных случаях (например, ребенок вырвался от мамы и выбежал на проезжую часть), в любых других старайтесь обойтись холодным (ледяным) тоном. Очень хорошо работает долгоиграющее наказание (лишение мультфильмов и т.д.) Крик недопустим: ребенок перестает понимать смысл сказанного и воспринимает происходящее как акт враждебности.

К сожалению, чистых носителей темперамента (которым свойственны признаки ровно одного из них) крайне мало. В основном, люди (и дети и взрослые) объединяют в себе два, реже три темперамента, один из которых преобладает, остальные же вносят вклад и "разбавляют" темперамент. Поэтому и вышеперечисленные рекомендации придется совмещать и комбинировать, исходя из особенностей собственного ребенка, а не использовать в чистом виде.

Ещё одна особенность детей - темперамент иногда изменяется с годами. Ребенок-флегматик или меланхолик может с годами планомерно перемениться в сангвиника или холерика, и т.д. Не забывайте корректировать стиль воспитания, если изменения темперамента ребенка начинают явственно себя проявлять.