Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Что умела 10-летняя девочка более 100 лет назад?

«Маленькое дело лучше большого безделья» — такого принципа строго придерживались родители в воспитании дочерей больше века назад. В Международный день девочек Светлана Голицына подробно рассказывает о том, как жилось девочкам в крестьянских семьях.


Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Алексей Венецианов «Крестьянские дети в поле» (1810-е)

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Также читайте о том, как обучали детей российские императоры.

Кстати, за нашими новостями можно следить и в соцсетях. Подписывайтесь!

Во время загрузки произошла ошибка.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
1155
Яна
Интересная и познавательная статья!
СсылкаПожаловаться
Ольга Герасимова
Как здорово! Весь быт обустраивался своими руками, в каждую вещь человек вкладывал душу. А сейчас всё штампованное, и уже не приносит такой радости.
СсылкаПожаловаться
Яна
В ответ на комментарий от Ольга Герасимова
Ольга Герасимова
Как здорово! Весь быт обустраивался своими руками, в каждую вещь человек вкладывал душу. А сейчас всё штампованное, и уже не приносит такой радости.
СсылкаПожаловаться
На то она и цивилизация, чтобы жизнь со временем упрощалась, а не усложнялась. У кого потребность творить своими руками, и теперь ничего не мешает.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ольг@Забавные картинки
Всем привет!
Давайте заряжаться хорошим настроением.
326
АнонимСын меня ударил. Как теперь жить?
Сразу попрошу не кидать в меня тапки и не писать "сама виновата". Наверное, виновата, раз такое произошло. Но что теперь делать, не знаю.
Сын-подросток 15 лет. Растила его всю жизнь одна, до школы ещё бабушка (моя мама) помогала. В "опу не дула", наоборот достаточно требовательной была, стиль воспитания ближе к авторитарному. Но отношения у нас были всегда дружескими (не панибратскими): вместе ездили в отпуск, на экскурсии, занимались спортом. Сын рос беспроблемным: не хулиганил, был коммуникабельным, стремился к знаниям, делился со мной своими интересами.
И тут нагрянул переходный возраст((( Сын стал хамить, огрызаться, прогуливать школу. Когда пыталась отлучить его от компьютера мог оттолкнуть меня. Я уже тогда почувствовала этот тревожный звонок, пошли к психологу. И вот 2 дня назад сын снова поднял на меня руку. И уже не просто оттолкнул, пытаясь защитить свой компьютер, а ударил сильно по больной ноге (знал, что больная) с такой злостью, причём я его даже не трогала((( Я была в шоке...и до сих пор нахожусь... Я не знаю, как дальше жить!!! У меня внутри как будто всё оборвалось, погас огонёк, который постоянно меня мотивировал на моё развитие и развитие сына. Я чувствую, что не могу любить его также, как раньше, даже видеть его не могу. Не понимаю, как я могла воспитать такого мужчину, который смог ударить женщину, тем более мать!!! За что? Всю душу в него вкладывала, время! Мысли возникают даже о детдоме, может, там он найдёт себе другую мать, которую будет любить, а не ненавидеть, как меня? Временных интернатов у нас нет, только если совсем отказаться. Все мысли в кучу...
Пишу...не знаю зачем...очень тяжело на сердце... Может, хоть кто-то подскажет выход...
256
Лана ЛэнгСалаты, салатики, праздники, вкусняшки.
Что и темы грустные, и настроение форума совсем не новогоднее.
Давайте добавим настроения. Тема о майонезе вдохновила на обзор салатиков.
Приведу мой личный топ салатиков.
Да, это бывает жирно и тяжело для желудка. Но ооочень вкусно. Теплая компания. Болтовня под компот и шампанское и ммм... салатики. На дни рождения уже давно заказываем суши и пиццу, но на НГ мама и бабауля без них точно не оставят.
В комментариях буду добавлять любимые салатики, а вы пишите свое фу или ух. Вариации салатиков приветствуются, т.к. окончательное меня на НГ еще не составлено. Эксперименты на кухне люблю.
177
Елена ИвановаПомогите найти плюсы в ситуации
Здравствуйте! Вопрос в теме: помогите найти плюсы в ситуации "встречаться только для секса". )))) Плюсы для меня, естественно. Я просто такой человек, что хочется и простого человеческого общения, совместных прогулок, "культурной жизни"... А сейчас встречаюсь с мужчиной, которому именно постель нужна (может, и не только, но пока попыток перейти на другой уровень с его стороны нет). Да, в интиме он царь и бог (ну или их первый заместитель)))), но хочется душевности! 
Вот и прошу: найдите плюсы для меня! Может, у кого-то с постели все только начиналось... А?
134
НастяОпять двойка...
Обидно за моего первоклассника. К школе он был готов психологически, но таким умным, как тут любят писать, не был. Сейчас читает уже лучше, чем до школы. Пишет не очень хорошо. А вчера принес листочек с проверочный, на котором написано "низкий уровень". Две задачи решены правильно, состав числа тоже все правильно. Два столбика примеров. Два примера неправильно. И за это "двойка"? Что-то я удивлена, что за 2 ошибки в первом классе ставят такие оценки. У всех так или нам просто повезло?
104
Ángel rebeldeЗРР и новогодний утренник
Сыну 3,7 года. Он не разговаривает (ЗРР), но ходит в обычный детский сад (32 ребенка в группе). Сегодня утром, когда привели детей, устроили мини-собрание по поводу новогоднего утренника - обсудить некоторые вопросы. Я задала свой вопрос и одна родительница возмущенно спросила: "вы что, тоже собираетесь на утренник?". Я ответила, что собираемся. Она недовольно отвернулась. Потом подошла к воспитательнице и что-то с шипением ей высказала. А потом ушла и хлопнула дверью. Я не поняла, почему мой ребенок не должен идти на утренник? Он не буйный, контактный. Конечно, стишок он не расскажет, но ведь надеть костюм, поводить хоровод вокруг елки и получить подарок от деда мороза он имеет право, как и другие дети. Или я чего-то не понимаю?
93
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru