Фото из архива семьи Жуковых. На фото: Сергей Жуков, его жена Регина, дети — 11-летняя Ника, 9-летний Энджел и 5-летний Мирон.
«День непослушания» в подарок
Энджелу в мае исполняется 10 лет. Конечно, у нас были грандиозные планы на его день рождения, но давайте будем реалистами — карантин, скорее всего, не закончится. А если даже и закончится, мы не станем подвергать опасности нашу семью и собирать большую тусовку в честь праздника. Мы считаем, что нужно дождаться стабильной ситуации в стране и во всем мире, и только тогда уже спокойно выбираться на встречи.
Так что юбилей Энджела пройдет на самоизоляции. Но мы постараемся сделать все, чтобы и этот день рождения нашему сыну запомнился. На свой день рождения Энджел попросил в подарок «День непослушания».
В этот день он будет получать разрешения на все свои «хотелки» с единственным правилом, что не сможет просить чего-то запрещенного. В этот день не будет ни одного урока, ни одного занятия. В этот день он сможет сколько угодно смотреть мультики, получит то, что хотел из сладостей, — как минимум, любимый всеми мамин вишневый пирог. В этот день все, что он захочет, будет исполняться, но в пределах одной квартиры. Мы постараемся сделать так, чтобы это был классный день рождения.
На онлайн-уроках дети отвлекаются и перебивают учительницу
Онлайн-обучение, на которое сегодня перешла вся страна и весь мир из-за пандемии, это, конечно, не есть «гуд», как говорят в английских школах. Мы впервые сталкиваемся с такой проблемой, учителя не были готовы к этому и элементарно не знают, как удерживать детей во время онлайн-уроков.
Если класс огромный, то все общаются друг с другом, рисуют, перебивают учительницу. Поэтому говорить о каких-то школьных успехах наших детей сейчас не приходится.
Мы просто приняли для себя эту проблему и решили ее «по-Жуковски». Мы встаем рано, завтракаем, у детей начинаются онлайн-занятия. Они идут по 45 минут с перерывами, примерно до 13:00-14:00. После дети отдыхают и приступают к выполнению домашних заданий. Потом — внешкольные занятия.
Мироша занимается шахматами и английским, учится в школе, кстати, уже второй год. Мы же отдали его в Кембриджскую школу, и по их системе Мирон в первом классе. Для своего возраста он прекрасно читает и пишет, при этом не только на русском, но и на английском.
В наше время в первом классе мы вырисовывали палочки, кружочки, а лишь потом соединяли две буквы вместе. И мне странно видеть то, как мой ребенок пишет предложения о планетах и Солнечной системе в пять лет на двух языках. Он понимает, что такое эндорфины, разбирается в том, что такое Вселенная, знает тонкости языков.
Я восхищаюсь современными детьми. Они намного больше знают и умеют по сравнению с нами в таком же возрасте.
Мы постарались окружить своих детей всем — искусством, творчеством, науками. Думаю, толк от этого будет, и поэтому я не волнуюсь за сыновей и младшую дочь.
Что касается старшей, Сашули, то мы разделены с ней сейчас океаном. Она живет в Америке. Учится в Новом Орлеане, но так как все университеты закрыли, она переехала обратно в Лос-Анджелес и занимается дистанционно. Недавно у нее был день рождения. Мы все вместе с детьми снимали ей поздравительное видео, целое кино смонтировали.
Награда за труды — совместный просмотр фильмов
Что касается гаджетов, скажу, что наши дети получают их максимум на полчаса/час в день. Вечерком, и то для того, чтобы связаться со своими друзьями, родными, отписать им несколько сообщений в WhatsApp, поболтать. В остальное время телефоны обычно находятся у нас с Региной, мы не позволяем детям сидеть в них постоянно.
А с телевизором мы решили вопрос по-другому — ввели добрую традицию просмотра семейных фильмов по вечерам после ужина.
Если сделаны все домашние задания, выучены уроки, мы садимся, накрываемся пледиками и включаем фильм. Дети очень любят это.
И, между прочим, как наказание, угроза отмены вечернего фильма действует на детей очень эффективно. Если они начинают баловаться, мы можем сказать: «Все, вечером никакого семейного фильма!» И дети стараются на протяжении дня не наделать косяков, потому что очень хотят вечерком вместе что-нибудь посмотреть.
Фото из архива семьи Жуковых
Мы привыкли к жизни взаперти
Распорядок дня с введением самоизоляции у нас не сильно поменялся. В целом загруженность детей не стала меньше, а, возможно, даже больше.
У родителей тоже нагрузки не стало меньше. Мы, конечно, не делаем за детей уроки, все-таки это их личная ответственность.
Признаюсь, что с расписанием трех детей бывает непросто. Занятия и перерывы у них в разное время. Пока один и второй учатся, третий отдыхает, играет во что-то. Тем самым он отвлекает тех, кто учится, и начинаются разговоры по типу: «Почему он играет, а я учусь?»
Домашние стены расслабляют детей, появляется много искушений. Это требует жестких правил: когда мы играем, когда учимся и так далее. И у всех троих правила одинаковые, независимо от того, есть перерыв в учебе сейчас или нет. Это немного облегчает жизнь.
Вначале было особенно тяжело перейти на новый ритм жизни, сейчас же становится легче, мы привыкаем к жизни взаперти дома. Кстати говоря, в карантин мы придумали очень добрую историю, которая может помочь направить энергию родителей и детей в одно творческое русло. Она может всех объединить, порадовать и вызвать положительные эмоции.
Я создал проект «Сказки от Жуковых», где мы записываем для наших слушателей истории, которые сами любим и читаем детям. В записи принимает участие вся семья — я, Регина, Ника, Энджел и даже Мироша. Мы читаем по ролям наши любимые сказки, я все это записываю, накладываю музыку, спецэффекты и получаются очень трогательные аудио, в которые вложено немало труда и любви. У нас появилось сообщество ВКонтакте «Сказки от Жуковых».
Каждую неделю мы будем публиковать по три новые сказки. Какую записывать следующей, решаем совместно — у каждого в семье есть любимые книги, которые он и предлагает. В дальнейшем будем советоваться с нашими подписчиками, спрашивать их мнения: что еще они хотят, чтобы мы записали.
Я против поблажек и протекции
Где-то моя популярность влияет на детей положительно, но где-то, наоборот, очень мешает. Мешает, потому что очень часто дети слышат в свой адрес такие вещи, как: «Ой, ну вот у твоего папы-то голос какой! А ты что не стараешься?! Вот тебе, конечно, еще до папки далеко...». И это страшно неприятно и неправильно. А кто сказал, что у моего ребенка должен быть голос «как у папки»? Где это написано?
Мы занимаемся с детьми для общего развития, но никаких звезд с небес мы хватать не собираемся.
Наши дети, как и все, занимаются, репетируют, играют в труппе вместе со всеми, начиная от самых маленьких ролей, иногда вообще без диалогов и монологов. Постепенно они начинают получать какие-то небольшие фразы и так далее. Я против того, чтобы выставлять ребенка и говорить: «Вот это сын Жукова или дочка Жукова, поет круто. Быстро взяли в «Голос», на «Танцы со звездами»... Когда-нибудь мои дети сами пробьются туда, но я знаю абсолютно точно: не потому, что они – дети Жукова.
Читайте также:
Смотрите наши видео