Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Сами себе сказочники: как помочь ребенку преодолеть страх

О пользе чтения сказок детям сказано предостаточно. Создатели «Школы сказочников» – сценаристы Александра Пичул и Дмитрий Борисенко (супружеская пара и многодетные родители) – пошли дальше: сказок детям на занятиях не читают, а помогают сочинять и разыгрывать их самостоятельно. Ну почти самостоятельно: под своим ненавязчивым, но – неуклонным – руководством.


Дмитрий Борисенко рассказал нам о том, какая детям от этого польза, разъяснил основные законы совместного сложения историй и дал несколько советов тем родителям, которым захочется попробовать себя в роли «серого кардинала» сказки.

Дмитрий Борисенко

Психологический театр

Создавая «Школу сказочников» и придумывая систему для занятий, мы следовали своей интуиции. А когда идея более-менее оформилась, оказалось, что подобное направление уже разработано за рубежом, и называется оно «психологический театр».

Идея такого театра в том, что дети сами создают постановки, в которых реализуют собственные фантазии, мечты, амбиции, мысли. И происходит это на каждом занятии. «Психологический театр» – для актеров, а не для зрителей. Спектаклей для зрителей мы не ставим.

По сути дела, то, чем мы занимаемся – это отыгрывание разных ролевых моделей. Есть предлагаемые обстоятельства, в рамках которых дети сами выбирают роли и развивают историю.

Театр и жизнь

Какое отношение все это имеет к жизни? Я не знаю, что беспокоит детей, да они часто и сами не знают. Но рассказывают – через своего персонажа.

Дети часто не могут или не хотят говорить напрямую о своих проблемах, а они есть у всех. Кто-то слишком зажат, кто-то обидчив, кто-то не умеет слушать других, сопереживать, у кого-то есть какой-то страх...

Наш театр позволяет применить разные варианты поведения, опробовать их в игре с другими детьми и «изжить» проблему. Например, когда ребенок думает, что только он один боится пауков, и никто этого никогда не поймет, – это одна история. А когда с пауком встречается его персонаж, например, Король, то получается, что это Король боится пауков, а не сам ребенок. Когда проблема «отыгрывается», она нередко превращается в шутку и – исчезает.

Кроме того, в сочинительстве заложена самоидентификация с героем, сопереживание ему, а через сопереживание человек может меняться. Это происходит не сразу, но постепенно дети открываются и, что важно, начинают лучше понимать, что от них хочет мир, и как выразить себя. Учатся понимать свои приоритеты, отстаивать свою точку зрения, добиваться обратной связи.

Злодеи и супергерои

Девочки часто выбирают роли принцесс и приписывают им модели поведения современной светской дамы. Это неплохо, с этим можно работать. А мальчики, как правило, хотят быть супергероями, обладать суперсилой – и с этим работать сложнее. Желание спасать – это, конечно, здорово, но непонятно, откуда возьмется суперсила и какое отношение она имеет к жизни, поэтому мы стараемся уходить от таких образов, мягко просим ребенка выбрать другого персонажа.

Персонажи могут возникать самые разные, ведь дети сегодня живут в очень насыщенном информационном поле… Если они предлагают что-то необычное, я никогда не возражаю: говорю: «Молодцы!» – и мы вместе пытаемся эти образы развить и доработать.

Есть, например, такие образы как монстры, вурдалаки, вампиры... Они были и в нашем детстве, все эти «страшилки на ночь»… Это просто какие-то персонажи, которые ведут себя немотивированно. Дети с удовольствием играют в них, смеются и забывают. Они никак не отражают реальные переживания ребенка.

Если ребенок переживает какой-то конфликт, он может выбрать для себя такую роль, чтобы отыграть любой вариант своего поведения в конфликте или, скажем, почувствовать себя в шкуре противника. А потом посмотреть, что из этого выйдет: как он будет себя чувствовать, как на это поведение отреагируют окружающие и как сложится история.

Ребенок выбирает роль злодея? Прекрасно! Пусть почувствует себя в шкуре «плохого парня» и увидит, что у этого образа есть и свои минусы: например, со злодеем никто не хочет дружить.

Агрессия – это не страшно: если эмоция есть, ее можно изменить. Хуже, когда эмоции нет. Мы не проводим четкой границы между «плохим» и «хорошим» – злодей в финале может стать героем. Это дает возможность детям ощутить, что все непостоянно, все может поменяться, и весь вопрос в только том, как ты реагируешь на изменения. В этом, пожалуй, заключен самый ценный урок, который дает «Школа сказочников».

Законы жанра

Когда мы начинаем создавать историю, лучше следовать основным законам жанра, иначе история развалится. Так, в истории должна быть завязка (начало), кульминация (развитие того, что в начале) и развязка (финал), где происходит трансформация героя.

Мы сейчас говорим о коротких историях. В рамках таких историй лучше придерживаться одного места действия и четких целей героев, иначе случится «скачок» и потеряется целостность. Так, если история началась в царстве принцессы, она не должна внезапно перенестись в небоскреб Бэтмена. А если герою нравится одна принцесса, он не должен вдруг, по непонятным причинам, влюбиться в другую: у героя должна быть четкая линия.

По Джанни Родари

У нас получается сочетать психологический театр с методом создания историй писателя Джанни Родари, который он подробно описал в книге «Грамматика фантазии». Согласно ему, дети в самом начале разбиваются на две группы, и каждая группа придумывает свое слово. И на основе этих слов мы вместе сочиняем сказку. В процессе дети сами выбирают себе роли: так, например, если слово – «король», то кто-то становится королем, кто-то – королевой, кто-то – сыщиком, и так далее. Тут вступает в действие коллективное творчество, и… начинается волшебство. В данном случае моя задача как руководителя – мягко направлять историю, чтобы она получилась целостной и помогла детям сделать выводы.  

Пес в шкафу

Итак, согласно методу Родари, дети выбирают слова, и мы все вместе ищем неожиданное взаимодействие между ними. Дальше начинается сочинительство. Родари приводит такой пример: шкаф и пес. Соединяем. Пес для шкафа? Нет. Шкаф для пса? Нет, тоже не подходит, история не складывается… Так мы продолжаем откидывать варианты, пока не появляется нужный. Шкаф пса! Вот тут уже можно придумать историю. Скажем, у нас есть персонаж: Профессор. Мы думаем, какой у него характер, как он выглядит… это – экспозиция, знакомство с героем.

И вот однажды Профессор приходит домой, открывает шкаф… а там сидит пес! Профессор удивлен. Это – неожиданный поворот, и он обязательно должен быть в истории.

Дальше – кульминация, средняя часть, где мы развиваем заложенную в начале идею. Профессор открывает ящик стола – и там спит еще один пес! Идет на кухню, открывает посудомоечную машину – на него выпрыгивает пудель! А с антресоли вдруг падает кто? Сенбернар! И давай лизать его своим огромным языком! Изо всех шкафов сыплются разные псы, они выскакивают изо всех щелей… Дети хохочут, наперебой подсказывают варианты развития истории. Гипербола – преувеличение до абсурда – прием беспроигрышный!

Дальше – развязка. Профессору приходится покупать каждый день по 10 килограммов мяса, чтобы прокормить всю эту свору собак. И, конечно, это вызывает вопросы у продавца магазина: ведь все знают, что одинокий профессор столько не съест. По городу начинают ползти слухи, что профессор держит у себя шпионов, которые прибыли с целью узнать, где находится атомная электростанция. Все. Финал.

Кстати. Важно, чтобы в детской истории была мораль, а не только развлечение. Так, здесь в финале мы смеемся над слухами, но параллельно узнаем, насколько абсурдны они бывают, и понимаем, что не всегда и не всему нужно  верить.

Также читайте о том, как воспринимают историю Золушки в разных странах.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
1
Ника П
сказки и развитие фантазии - это прекрасно!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
марина Наказания в советское время
Здравствуйте, кто-нибудь помнит,какие наказания были в советское время в детских садах?я вроде помню,что ставили раздетыми перед всей группой,но точно не могу вспомнить, может кто-то такое же помнит?
Спасибо за ответы.
180
АсаляЗаслужила ли такого отношения???
Здравствуйте, дорогие читатели. Пишу высказаться, а может кто и поможет каким то советом. 
Потому что мой супруг говорит что я вообще «[ удалено модератором  ] не делаю»......
Именно так.......
Мне посоветоваться не с кем, ну не маме же выговариваться. 
Мне 35, мужу 33. У нас двое детей, старшему 14(от моего первого брака), второму 5(инвалидность аутизм). Муж работает, я занимаюсь детьми. Живем у моей мамы,где так же проживает мой брат,  так как снимать дорого и эти деньги уходят на детей. Муж зарабатывает 70000, перечисления алименты на старшего 9500 и инвалидность 12000 + мне как не работающая мама 10000. Итого бюджет 101500. На детей в месяц на занятия уходят 53840(занятия и проезд). 30000 уходит на питание, 5000 за квартплату. Телефон и памперсы . В общем с зарплаты у нас остаётся всего 14500, которые расходятся как «вода сквозь пальцы», одежда детям, лекарства если болеем и тд.  Я не работаю, но бюджетом, делами по дому, покупками, документами, детьми, лечением детей и супругом, хождением по врачам и педагогам занимаюсь я. Встаю раньше всех сначала кормлю и провожаю мужа, потом старшего сына, потом младшего собираю и еду в дет сад и позже всех ложусь, пока младший не уснёт. С младшим по понедельникам езжу в Москву на электричке, в дет сад тоже я(занятия в группе кратковременно пребывания, где родители и дети(все с инвалидностью)вместе)
Во вторник после дет сада на занятия час езды на такси(иначе никак), в четверг и в субботу к педагогам(логопед, нейропсихолог). Мой супруг ездит на работу на электричке, приезжает поздно в 8:30, ест принимает душ и ложится спать, кроме этого он больше ничего не делает. По дому все поломки делает мой брат. Так я вам расписала все наши обязанности. К чему я это пишу , к тому что мой супруг мне при всех размолвках говорит, что я «  [ удалено модератором  ]    не делаю», а это он к тому что я не занимаюсь с ребёнком дома, так как ребёнок тяжелый и я должна и обязана была стать педагогом и заниматься с ним дома. Мне все педагоги дают задания на дом и я их выполняю, просто мой супруг их не видит, так как они бывают разные и это не всегда занятия сидя за столом. 
А по выходным, мне тоже хочется отдохнуть, не смотря на то что я и по выходным не вижу отдыха, так как домашние дела никуда не исчезают. А ещё подай и принеси, да и дитё вечно что то натворит и надо убирать, то есть его в принципе одного оставлять нельзя. К чему я это все написала, да к тому что супруг как только речь заходит за то что я морально и физически вымотана, да в принципе при любой какой то размолвке говорит, что я ничего не делаю. Если денег не хватает, говорит выходи на работу, хотя сам знает, что это не осуществимо. Считает, что можно спокойно найти няню которая будет так же как я заниматься сыном, возить его везде, давать лекарства, правильно вести себя когда у него истерики. Что я спокойно могу найти работу на 50, из них 30 на няню...остальные типа заработала. 
Живем в МО, зарплата средняя здесь 30, он за 70 ездит в Москву, причём 70 начал получать только недавно.....Как ему донести, что тем чем я занимаюсь это не « [ удалено модератором  ]   » это тяжелый труд, не скончаемый труд и моральный и физический. Отдохнуть я могу только сидя в ванной, а он ездит к брату с ночёвкой. Про отдых на море и речи не может быть, мужа одевает в основном его мама(помогает нам). У него язва, панкреатит, что требует подхода в питании и лекарствах и ухаживании. Он не любит когда, если он что то попросит это не выполняется, не дай бог мне забыть купить лекарство, если он болеет....оценивается что будто бы мне плевать на его состояние. Если он попросил меня ему постелить, а я не могу, так как на сковороде что то жариться например(ну то есть все и тут же не бросила), то идут обиды, что опять мне на него наплевать. Секс у нас тоже редко, в основном из за того что он раньше меня ложится, а я все вожусь с ребёнком, в остальных случаях либо у него что то болит(а это не редко) либо у меня или пмс. По его словам выходит, все проблемы во мне. У меня к нему нет претензий, я уже привыкла что он вот такой ленивый дома......но когда он мне говорит что я  [ удалено модератором  ]   не делаю, то я конечно начинаю защищаться. Слово за слово и мы ссоримся. 
159
Вера РодинаИ вновь стишки
Народ насочинял много новых стишков пирожков, порошков, даже новые формы двустиший появились. Хочу порадовать вас ими.
Но для начала хочу поблагодарить участницу форума Светлану Котову. У меня проблема - если упаду, то встать без посторонней помощи не могу, сил не хватет. И она дала мне совет, который пригодился мне сегодня ночью - забираться на кровать, упираясь локтями, а не ладонями. Сработало! Огромное спасибо Светлане Котовой! 
А теперь к стишкам!
145
S@nniНеприятная ситуация
Доброго всем времени суток. 
Ситуация произошла в подготовительной группе, возраст детей 6-7 лет. До нас добралось увлечение Скрепышами (игрушки, который дают за покупку в одном из сетевых магазинов). У многих ребят собрались коллекции. Они их приносили в сад, менялись дарили их, все были довольны. Но в один из дней у нескольких ребят одновременно пропали все скрепыши. По горячим следам воспитатель, в присутствии ребят и родителей, нашла все пропавшие скрепыши в шкафчике одного мальчика.  Вроде пропажа нашлась, вопрос раздувать не стали. Но ведь это воровство. 
И как к этому относится? Дети называют мальчика вором, воспитатели ситуацию не замечают. Так самое интересное всегда носили игрушки, причем более дорогие. Ничего не пропадало.
121
SirensHelp, please.
Девочки доброй ночи, утра!
Проблема такая, дочке 2.11, уже вот 3 года на носу, весь год нормально спала ттт, но сегодня ночью дала жару, подремлет 5 минут и крутится, крутится на кровати,а у меня сон чуткий и я из-за нее не могу уснуть ((( она крутится кровать скрипит. Ночами не ест, ходит в садик, вчера ходила в сад,днем там поспала ну это час - полтора дневного сна, еще и погуляли часа два, должна была устать, но блин не спит, хотя спать хочет зевает всё, а у меня уже нервы сдали за сегодня за ночь(((
Что делать? У кого было такое?
88
Светлана АрестОцените ремонт и дайте совет
В гостиной хочу сделать камин, дизайнер советует глянцевый вишневый или черный, я хотела из красного кирпича, как стены. Не хочу испортить комнату, как по вашему лучше будет? И как вообще сам ремонт? Делали очень долго и дорого, надеюсь не зря)
78
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru