Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Сами себе сказочники: как помочь ребенку преодолеть страх

О пользе чтения сказок детям сказано предостаточно. Создатели «Школы сказочников» – сценаристы Александра Пичул и Дмитрий Борисенко (супружеская пара и многодетные родители) – пошли дальше: сказок детям на занятиях не читают, а помогают сочинять и разыгрывать их самостоятельно. Ну почти самостоятельно: под своим ненавязчивым, но – неуклонным – руководством.


Дмитрий Борисенко рассказал нам о том, какая детям от этого польза, разъяснил основные законы совместного сложения историй и дал несколько советов тем родителям, которым захочется попробовать себя в роли «серого кардинала» сказки.

Дмитрий Борисенко

Психологический театр

Создавая «Школу сказочников» и придумывая систему для занятий, мы следовали своей интуиции. А когда идея более-менее оформилась, оказалось, что подобное направление уже разработано за рубежом, и называется оно «психологический театр».

Идея такого театра в том, что дети сами создают постановки, в которых реализуют собственные фантазии, мечты, амбиции, мысли. И происходит это на каждом занятии. «Психологический театр» – для актеров, а не для зрителей. Спектаклей для зрителей мы не ставим.

По сути дела, то, чем мы занимаемся – это отыгрывание разных ролевых моделей. Есть предлагаемые обстоятельства, в рамках которых дети сами выбирают роли и развивают историю.

Театр и жизнь

Какое отношение все это имеет к жизни? Я не знаю, что беспокоит детей, да они часто и сами не знают. Но рассказывают – через своего персонажа.

Дети часто не могут или не хотят говорить напрямую о своих проблемах, а они есть у всех. Кто-то слишком зажат, кто-то обидчив, кто-то не умеет слушать других, сопереживать, у кого-то есть какой-то страх...

Наш театр позволяет применить разные варианты поведения, опробовать их в игре с другими детьми и «изжить» проблему. Например, когда ребенок думает, что только он один боится пауков, и никто этого никогда не поймет, – это одна история. А когда с пауком встречается его персонаж, например, Король, то получается, что это Король боится пауков, а не сам ребенок. Когда проблема «отыгрывается», она нередко превращается в шутку и – исчезает.

Кроме того, в сочинительстве заложена самоидентификация с героем, сопереживание ему, а через сопереживание человек может меняться. Это происходит не сразу, но постепенно дети открываются и, что важно, начинают лучше понимать, что от них хочет мир, и как выразить себя. Учатся понимать свои приоритеты, отстаивать свою точку зрения, добиваться обратной связи.

Злодеи и супергерои

Девочки часто выбирают роли принцесс и приписывают им модели поведения современной светской дамы. Это неплохо, с этим можно работать. А мальчики, как правило, хотят быть супергероями, обладать суперсилой – и с этим работать сложнее. Желание спасать – это, конечно, здорово, но непонятно, откуда возьмется суперсила и какое отношение она имеет к жизни, поэтому мы стараемся уходить от таких образов, мягко просим ребенка выбрать другого персонажа.

Персонажи могут возникать самые разные, ведь дети сегодня живут в очень насыщенном информационном поле… Если они предлагают что-то необычное, я никогда не возражаю: говорю: «Молодцы!» – и мы вместе пытаемся эти образы развить и доработать.

Есть, например, такие образы как монстры, вурдалаки, вампиры... Они были и в нашем детстве, все эти «страшилки на ночь»… Это просто какие-то персонажи, которые ведут себя немотивированно. Дети с удовольствием играют в них, смеются и забывают. Они никак не отражают реальные переживания ребенка.

Если ребенок переживает какой-то конфликт, он может выбрать для себя такую роль, чтобы отыграть любой вариант своего поведения в конфликте или, скажем, почувствовать себя в шкуре противника. А потом посмотреть, что из этого выйдет: как он будет себя чувствовать, как на это поведение отреагируют окружающие и как сложится история.

Ребенок выбирает роль злодея? Прекрасно! Пусть почувствует себя в шкуре «плохого парня» и увидит, что у этого образа есть и свои минусы: например, со злодеем никто не хочет дружить.

Агрессия – это не страшно: если эмоция есть, ее можно изменить. Хуже, когда эмоции нет. Мы не проводим четкой границы между «плохим» и «хорошим» – злодей в финале может стать героем. Это дает возможность детям ощутить, что все непостоянно, все может поменяться, и весь вопрос в только том, как ты реагируешь на изменения. В этом, пожалуй, заключен самый ценный урок, который дает «Школа сказочников».

Законы жанра

Когда мы начинаем создавать историю, лучше следовать основным законам жанра, иначе история развалится. Так, в истории должна быть завязка (начало), кульминация (развитие того, что в начале) и развязка (финал), где происходит трансформация героя.

Мы сейчас говорим о коротких историях. В рамках таких историй лучше придерживаться одного места действия и четких целей героев, иначе случится «скачок» и потеряется целостность. Так, если история началась в царстве принцессы, она не должна внезапно перенестись в небоскреб Бэтмена. А если герою нравится одна принцесса, он не должен вдруг, по непонятным причинам, влюбиться в другую: у героя должна быть четкая линия.

По Джанни Родари

У нас получается сочетать психологический театр с методом создания историй писателя Джанни Родари, который он подробно описал в книге «Грамматика фантазии». Согласно ему, дети в самом начале разбиваются на две группы, и каждая группа придумывает свое слово. И на основе этих слов мы вместе сочиняем сказку. В процессе дети сами выбирают себе роли: так, например, если слово – «король», то кто-то становится королем, кто-то – королевой, кто-то – сыщиком, и так далее. Тут вступает в действие коллективное творчество, и… начинается волшебство. В данном случае моя задача как руководителя – мягко направлять историю, чтобы она получилась целостной и помогла детям сделать выводы.  

Пес в шкафу

Итак, согласно методу Родари, дети выбирают слова, и мы все вместе ищем неожиданное взаимодействие между ними. Дальше начинается сочинительство. Родари приводит такой пример: шкаф и пес. Соединяем. Пес для шкафа? Нет. Шкаф для пса? Нет, тоже не подходит, история не складывается… Так мы продолжаем откидывать варианты, пока не появляется нужный. Шкаф пса! Вот тут уже можно придумать историю. Скажем, у нас есть персонаж: Профессор. Мы думаем, какой у него характер, как он выглядит… это – экспозиция, знакомство с героем.

И вот однажды Профессор приходит домой, открывает шкаф… а там сидит пес! Профессор удивлен. Это – неожиданный поворот, и он обязательно должен быть в истории.

Дальше – кульминация, средняя часть, где мы развиваем заложенную в начале идею. Профессор открывает ящик стола – и там спит еще один пес! Идет на кухню, открывает посудомоечную машину – на него выпрыгивает пудель! А с антресоли вдруг падает кто? Сенбернар! И давай лизать его своим огромным языком! Изо всех шкафов сыплются разные псы, они выскакивают изо всех щелей… Дети хохочут, наперебой подсказывают варианты развития истории. Гипербола – преувеличение до абсурда – прием беспроигрышный!

Дальше – развязка. Профессору приходится покупать каждый день по 10 килограммов мяса, чтобы прокормить всю эту свору собак. И, конечно, это вызывает вопросы у продавца магазина: ведь все знают, что одинокий профессор столько не съест. По городу начинают ползти слухи, что профессор держит у себя шпионов, которые прибыли с целью узнать, где находится атомная электростанция. Все. Финал.

Кстати. Важно, чтобы в детской истории была мораль, а не только развлечение. Так, здесь в финале мы смеемся над слухами, но параллельно узнаем, насколько абсурдны они бывают, и понимаем, что не всегда и не всему нужно  верить.

Также читайте о том, как воспринимают историю Золушки в разных странах.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
1
Ника П
сказки и развитие фантазии - это прекрасно!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АльцинаС тихим шелестом шурша....
 А у нас родители совсем весной овеяны? В Алтайском крае уволили учительницу русского языка и литературы вот за эти фотографии,выложенные в соцсети. Учитель школы занималась зимним плаванием,участвовала в празднике моржей,посвященным Универсиаде и несколько фоток выложила в соцсети. Какие то особоморальные родители увидели и пожаловались директору школы. Та предложила учителю написать заявление на увольнение. Другие родители встали в защиту,но последняя новость ,учитель все таки уволилась или ее уволили. Вот что это? Зависть к красивой тетке,какие то непонятные мне моральные устои. Что в этих фотках не так? Подробности все в новостях,с телеыона сложно много текста писать...Грустно все это как то...
404
excerptionВсем, кто боится пауков и змей, в тему не заходите...
А всем остальным привет и хорошего настроения 

Будет у меня сегодня пугающая подборка фотографии об Австралии. 
Надеюсь, что эта тема не отпугнет желающих приехать в Австралию. 
Австралия - страна большая. И тут много безопасных мест :)
Такое может произойти только в Австралии....
291
не люби мне мозги!Долгожданное счастье обернулось
Милые девочки!
Не знаю, зачем пишу. Может просто выговориться, может поддержку получить.

Родилась наша долгожданная дочечка. Роды были ужасны. И диагноз- подозрение на Синдром Дауна.
А потом к нему присоединился еще один- подозрение на порок сердца. Экстренная траспортировка малышки в детскую клинику, меня выписывают, и мы мчимся за машиной скорой помощи.
У малышки не хватает кислорода, лежит моя маленькая, обвешенная проводками и трубочками, везде все пищит и мигает. А в голове одни вопросы? Как? Почему? Почему в развитой стране, где медицина на таком уровне, несмотря на все обследования, и о таком диагнозе становится известно только после родов? Как жить дальше? Какое будущее и какая жизнь будет у ребенка? Жизнь ли это? А старшие дети? У старшего эпилепсия, его тянули за уши, чтоб на уровень обычного ребенка вывести. Среднему и так внимания не оставалось, а что дальше будет?
Столько вопросов, и ни одного ответа.
188
СветланкаРынок или магазин?
Всем доброго и солнечного дня!
Недалеко от дома у м. Пражская есть продовольственный рынок. Вчера я туда ездила чтоб закупиться овощами и пр. Для примера: кабачки 100 р, баклажаны 150. Поскольку я держу пост, а кабачки активно добавляю в пищу ребенка, то закупилась я ими основательно, дней на 10 вперед. Не помню точно до копейки, но баклажаны в Магните рядом с домом стоили больше 250, а кабачки больше 200.
Не буду перечислять весь список покупок))
Вечером обсуждая такой разброс цен с подругой услышала резкое ФИ на все рынки и вообще все продукты нужно только во ВкусВилл брать (готова к подобным комментариям и в этой теме).
Но вопрос открыт. Почему такая разница в стоимости? Рынок официальный, крытый, на вид и вкус кабачки и баклажаны от магазинных ничем не отличаются.
160
Египетская СВдогонку теме про СД
Дамы!
Вы чё устроили-то в теме за бедлам?!
Как не стыдно было всё это писать?!
Автору: простите наших коллег, у них случилось временное помутнение, я думаю.
Напишите, пожалуйста, потом, в какую сторону всё разрешилось.
Не хотите писать на форуме, напишите мне (я дам свою почту в первом комментарии).
Я думаю, Вы знаете, что у моего ребёнка проблемы с психикой и умственным развитием, так что я эти проблемы вижу изнутри.
Ну и я, конечно, пожелаю, чтобы все диагнозы прошли мимо.
Но если не пройдут... Вы не одна. И Вы не виноваты.
Удачи Вам.
128
MimiВода из крана
Когда, в каком возрасте вы начали, и начали ли вообще, давать воду из под крана ребёнку?
96
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru