Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Сами себе сказочники: как помочь ребенку преодолеть страх

О пользе чтения сказок детям сказано предостаточно. Создатели «Школы сказочников» – сценаристы Александра Пичул и Дмитрий Борисенко (супружеская пара и многодетные родители) – пошли дальше: сказок детям на занятиях не читают, а помогают сочинять и разыгрывать их самостоятельно. Ну почти самостоятельно: под своим ненавязчивым, но – неуклонным – руководством.


Дмитрий Борисенко рассказал нам о том, какая детям от этого польза, разъяснил основные законы совместного сложения историй и дал несколько советов тем родителям, которым захочется попробовать себя в роли «серого кардинала» сказки.

Дмитрий Борисенко

Психологический театр

Создавая «Школу сказочников» и придумывая систему для занятий, мы следовали своей интуиции. А когда идея более-менее оформилась, оказалось, что подобное направление уже разработано за рубежом, и называется оно «психологический театр».

Идея такого театра в том, что дети сами создают постановки, в которых реализуют собственные фантазии, мечты, амбиции, мысли. И происходит это на каждом занятии. «Психологический театр» – для актеров, а не для зрителей. Спектаклей для зрителей мы не ставим.

По сути дела, то, чем мы занимаемся – это отыгрывание разных ролевых моделей. Есть предлагаемые обстоятельства, в рамках которых дети сами выбирают роли и развивают историю.

Театр и жизнь

Какое отношение все это имеет к жизни? Я не знаю, что беспокоит детей, да они часто и сами не знают. Но рассказывают – через своего персонажа.

Дети часто не могут или не хотят говорить напрямую о своих проблемах, а они есть у всех. Кто-то слишком зажат, кто-то обидчив, кто-то не умеет слушать других, сопереживать, у кого-то есть какой-то страх...

Наш театр позволяет применить разные варианты поведения, опробовать их в игре с другими детьми и «изжить» проблему. Например, когда ребенок думает, что только он один боится пауков, и никто этого никогда не поймет, – это одна история. А когда с пауком встречается его персонаж, например, Король, то получается, что это Король боится пауков, а не сам ребенок. Когда проблема «отыгрывается», она нередко превращается в шутку и – исчезает.

Кроме того, в сочинительстве заложена самоидентификация с героем, сопереживание ему, а через сопереживание человек может меняться. Это происходит не сразу, но постепенно дети открываются и, что важно, начинают лучше понимать, что от них хочет мир, и как выразить себя. Учатся понимать свои приоритеты, отстаивать свою точку зрения, добиваться обратной связи.

Злодеи и супергерои

Девочки часто выбирают роли принцесс и приписывают им модели поведения современной светской дамы. Это неплохо, с этим можно работать. А мальчики, как правило, хотят быть супергероями, обладать суперсилой – и с этим работать сложнее. Желание спасать – это, конечно, здорово, но непонятно, откуда возьмется суперсила и какое отношение она имеет к жизни, поэтому мы стараемся уходить от таких образов, мягко просим ребенка выбрать другого персонажа.

Персонажи могут возникать самые разные, ведь дети сегодня живут в очень насыщенном информационном поле… Если они предлагают что-то необычное, я никогда не возражаю: говорю: «Молодцы!» – и мы вместе пытаемся эти образы развить и доработать.

Есть, например, такие образы как монстры, вурдалаки, вампиры... Они были и в нашем детстве, все эти «страшилки на ночь»… Это просто какие-то персонажи, которые ведут себя немотивированно. Дети с удовольствием играют в них, смеются и забывают. Они никак не отражают реальные переживания ребенка.

Если ребенок переживает какой-то конфликт, он может выбрать для себя такую роль, чтобы отыграть любой вариант своего поведения в конфликте или, скажем, почувствовать себя в шкуре противника. А потом посмотреть, что из этого выйдет: как он будет себя чувствовать, как на это поведение отреагируют окружающие и как сложится история.

Ребенок выбирает роль злодея? Прекрасно! Пусть почувствует себя в шкуре «плохого парня» и увидит, что у этого образа есть и свои минусы: например, со злодеем никто не хочет дружить.

Агрессия – это не страшно: если эмоция есть, ее можно изменить. Хуже, когда эмоции нет. Мы не проводим четкой границы между «плохим» и «хорошим» – злодей в финале может стать героем. Это дает возможность детям ощутить, что все непостоянно, все может поменяться, и весь вопрос в только том, как ты реагируешь на изменения. В этом, пожалуй, заключен самый ценный урок, который дает «Школа сказочников».

Законы жанра

Когда мы начинаем создавать историю, лучше следовать основным законам жанра, иначе история развалится. Так, в истории должна быть завязка (начало), кульминация (развитие того, что в начале) и развязка (финал), где происходит трансформация героя.

Мы сейчас говорим о коротких историях. В рамках таких историй лучше придерживаться одного места действия и четких целей героев, иначе случится «скачок» и потеряется целостность. Так, если история началась в царстве принцессы, она не должна внезапно перенестись в небоскреб Бэтмена. А если герою нравится одна принцесса, он не должен вдруг, по непонятным причинам, влюбиться в другую: у героя должна быть четкая линия.

По Джанни Родари

У нас получается сочетать психологический театр с методом создания историй писателя Джанни Родари, который он подробно описал в книге «Грамматика фантазии». Согласно ему, дети в самом начале разбиваются на две группы, и каждая группа придумывает свое слово. И на основе этих слов мы вместе сочиняем сказку. В процессе дети сами выбирают себе роли: так, например, если слово – «король», то кто-то становится королем, кто-то – королевой, кто-то – сыщиком, и так далее. Тут вступает в действие коллективное творчество, и… начинается волшебство. В данном случае моя задача как руководителя – мягко направлять историю, чтобы она получилась целостной и помогла детям сделать выводы.  

Пес в шкафу

Итак, согласно методу Родари, дети выбирают слова, и мы все вместе ищем неожиданное взаимодействие между ними. Дальше начинается сочинительство. Родари приводит такой пример: шкаф и пес. Соединяем. Пес для шкафа? Нет. Шкаф для пса? Нет, тоже не подходит, история не складывается… Так мы продолжаем откидывать варианты, пока не появляется нужный. Шкаф пса! Вот тут уже можно придумать историю. Скажем, у нас есть персонаж: Профессор. Мы думаем, какой у него характер, как он выглядит… это – экспозиция, знакомство с героем.

И вот однажды Профессор приходит домой, открывает шкаф… а там сидит пес! Профессор удивлен. Это – неожиданный поворот, и он обязательно должен быть в истории.

Дальше – кульминация, средняя часть, где мы развиваем заложенную в начале идею. Профессор открывает ящик стола – и там спит еще один пес! Идет на кухню, открывает посудомоечную машину – на него выпрыгивает пудель! А с антресоли вдруг падает кто? Сенбернар! И давай лизать его своим огромным языком! Изо всех шкафов сыплются разные псы, они выскакивают изо всех щелей… Дети хохочут, наперебой подсказывают варианты развития истории. Гипербола – преувеличение до абсурда – прием беспроигрышный!

Дальше – развязка. Профессору приходится покупать каждый день по 10 килограммов мяса, чтобы прокормить всю эту свору собак. И, конечно, это вызывает вопросы у продавца магазина: ведь все знают, что одинокий профессор столько не съест. По городу начинают ползти слухи, что профессор держит у себя шпионов, которые прибыли с целью узнать, где находится атомная электростанция. Все. Финал.

Кстати. Важно, чтобы в детской истории была мораль, а не только развлечение. Так, здесь в финале мы смеемся над слухами, но параллельно узнаем, насколько абсурдны они бывают, и понимаем, что не всегда и не всему нужно  верить.

Также читайте о том, как воспринимают историю Золушки в разных странах.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
1
Ника П
сказки и развитие фантазии - это прекрасно!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Лариса ИвановаХочу всех бросить
Никаких фантазий,  одна реальность. Увы.

Несколько лет отношений с мужем привели к превращению сказки в бесконечный скандал. Бесплодие у обоих как одна из причин. Путем долгих терзаний родилась дочь. А он ушел, к женщине с 10летней дочкой. Живут до сих пор, та девочка зовёт его отцом. Я развода не хотела и не давала, искренне ждала обратно. В ответ он сделал все гадости, которые только смог. Забрал все деньги, алименты стали в размере 4000, с дочерью общаться не стал.

Я ушла в глухую депрессию, вышла на работу. Дочь в основном на бабушке и в садике, я стараюсь дружить с дочкой, обнимать/ласкать, но, понимаю, что никаких эмоций она у меня по сути не вызывает. Новых отношений не завела - ни один мужчина так в душу и не запал взаимно.

Ежегодно вывозила дочь на море за границу. Несколько дней назад была попытка вывезти её снова - на таможне развернули. Отец установил запрет на вывоз ребёнка.

Впервые за эти годы позвонила ему. Он сказал,  что забыл о запрете. Активно занялся снятием. Поехал со мной к нотариусу, подписал разрешение. Просил фото и видео, "удивился" тому,  что я не против их общения.

Параллельно деликатно попросил звонить только в рабочее время и выписать нашу дочь из квартиры его матери. На моё предложение увидеть дочь или поговорить спросил,  что она о нем знает. Я пояснила, что другого отца у неё нет, но о нем дочь не знает. Предложила ему самостоятельно объяснить ей или поговорить по телефону.  Отказался, со словами, что я делаю ошибку и он позже объяснит все мне и дочери.

В итоге, мои мысли о том, что депрессия закончилась и я снова живу канули в лету.  Спустя столько лет и низостей его голос все равно в трубке самый родной. Дочь по-прежнему вгоняет меня в скрываемую тоску. С матерью отношения катастрофические, но приходится жить вместе из-за воспитания дочери.

Очень хочется сбежать от всего...  Переписать..   И перестать себя винить во всем. Живу на снотворном и успокоительных. Жду его следующего звонка - через несколько дней обещал перезвонить и сообщить о снятии запрета на выезд.
391
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 11 (Баллада). Поздравлялка.
Всем доброго времени суток.
 
Пришло время подвести итоги Одиннадцатого внутрифорумского поэтического конкурса. 

Как всегда сначала выражу бесконечную благодарность нашим талантливым авторам: спасибо Вам за то, что делитесь с нами вашим талантом и создаёте такие прекрасные стихотворения!!!

А теперь перейдём к результатам.
 
Третье место занимает баллада «Комарилья», автором которой является Жить хорошо. За чистую и невинную блондинку Донью Мухильду проголосовало 24 человека.
 
На втором месте расположилась баллада «Рождение легенды», принадлежащее перу Ящера. За описание предыстории появления на свет Витаса проголосовало 30 человек.
 
А первое место вы отдали балладе «Чёрное платье». За балладу о мёртвой душе «чёрной» герцогини проголосовало 36 человек.
 
Также в конкурсе было опубликовано 2 внеконкурсные баллады.
«Балладу об Ёжиковой жилетке» написала Ёлка МИФ.
А вот в создании чёрноюморной баллады «Верезги на котах» приняли участие 5 авторов (кажется, никого не пропустила): Ящер, Крысатуля, Жить хорошо, Зайка вредная и Божья Коровка.
 
Всем авторам ещё раз громаднейшее спасибо! Вы все просто молодцы!!! Без вас конкурс бы не состоялся!!!
 
Авторы-прозаики, не забываем про Машин конкурс и радуем её ящик своими письмами с рассказами!!!




289
янаНа вкус и цвет.. как говорится
Девчонки, доброй ночи. Не спится чего то. И вот решила тему болтательную создать. Вот о чем. Расскажите, а что вас раздражает во внешнем виде других? Ну я понимаю, сейчас все начнут (форум же идеальных людей) говорить, что им ни до кого дела нет, что никого не осуждают, но если уж не кривить душой,., все равно же есть. Вот скажу о себе , меня ужасно раздражает, когда женщины, под топик на лямках или сарафан на лямках одевают чёрные капроновые колготки!! Вот прям не могу, эти голые плечи и тёмные колготки, аж пробирает... или когда носки под туфли, но так у меня дочь переодически носит, смеюсь над ней, но ей нравится. Личное дело каждого само собой, вслух не скажу никогда, но все таки! У вас есть какое нибудь такое вот неприятие? Тема болтательная ))))
274
Гербера ждет летаПоезд в Анапу. Еду с детьми, помогите выбрать.
Девочки, вопрос для "поболтать" и ваше мнение послушать, сама в сомнениях.

Едем в Анапу на поезде в плацкарте (да-да, меня жаба давит переплачивать за купе, т.к. я эти деньги смогу на отдыхе потратить на что-нибудь более интересное). Ехать чуть больше суток. Дочка едет в лагерь (я ей оплатила проезд до лагеря и обратно вместе со всем лагерем), а мы с сыном в пляжный комплекс.

Я, изначально, купила билеты на тот же поезд, которым едет дочка (это мы уже узнали позже, что совпало), но места боковые верх/низ в серединке вагона. Вчера зашла на сайт РЖД, а там появился еще один поезд, уходит на 20 минут позже, чем тот, которым едет лагерь и в нем полно нормальных мест (не боковых). Я вчера купила и на этот поезд билеты, две нижние полочки во втором отсеке. И вот теперь сижу и думаю, на каком лучше ехать.

Из плюсов первого поезда - купила горячие обеды, это регулярный поезд, не плохие отзывы о нем; минус - боковые полки, а еще при покупке на весь поезд в первый день продаж дали всего с десяток боковых мест (остальное все занято), а это значит, что в моем вагоне будет лагерь. Из плюсов второго - полки не боковые, обе нижние; минусы - нельзя купить горячие обеды, нет отзывов на этот поезд, поезд сезонный. В обоих случаях, кондей, биотуалет, отсутствие животных в вагоне. Вот сижу и думаю, какой выбрать?


P.S. Извините за много букв!)
222
Ольга РомановаКак приучить свекровь закрывать дверь?
Здравствуйте, девушки. История такая. Живём втроём. Я, муж и дочь двух лет. Редко, где-то раз в месяц приезжает в гости свекровь, бывает, что мужа в это время дома нет, иногда присутствует. Отчебучивает разное (например пытается ставить ребёнка в угол, когда та носится по квартире, ведёт воспитательные беседы про то, что нужно ходить на горшок. мы никак не научимся. объясняет ей, вот ты будешь наказана в детском саду за все и будешь стоять в углу, спрашивает наказывают я или нет её). К слову, ребёнок активный, все время в движении. Я обычно на её беседы и игры с ребёнком не реагирую и не комментирую никак, пусть пообщаются, просто присутствуют рядом. Но вчера даже пришлось сделать замечание свекрови. Были на прогулке, ребёнок на самокате быстро катается, ездием по стадиону школы, вокруг забор, машин нет, детей рядом тоже. Дочь уехала далеко, к забору, свекровь за ней бежит, кричит туда нельзя, разворачивайся. Ребёнок с испугу бросает самокат и бежит назад, падает на асфальт и орёт. Она подходит и начинает топать по кочкам и предлагает ребёнку начать топать (типа кочки её уронили), дальше больше, начала плевать на землю и ребёнку говорит плюнь. Я подошла и сделала замечание, не надо учить плевать ребёнка, завтра она повторять начнёт за вами. Асфальт не виноват в падении. Этот пример, чтоб оценить уровень адекватности свекрови. Основная проблема: заходит в туалет, делает свои дела и не закрывает дверь. Жила всю жизнь в квартире с совмещённый санузлом. У нас же раздельный. Комментирует, что голова не влезает. Собственно эту самую голову и высовывает из двери. Ребёнок подходит и смотрит, спрашивает удивлённо: баба там? (плохо говорит). мы то сами закрываем. У всех нас, в т.ч. моей мамы и всех гостей, головы всегда влезали.свекровь не стесняется так делать и при сыне. Спросила мужа, скажи честно, у нас что, такой грязный унитаз, что туда опу посадить страшно? Он ответил, почему я так решила? Мама моя уже делала ей замечание (свекровь вообще гостей не стесняется). Вопрос: как уместить её голову или сообщить ей, чтоб она закрыла дверь?
199
KMDГородские цветы, городские цветы...
В час, когда фонари в фиолетовой мгле
Цедят свет над ночной мостовой...(с)
    (Вот в этот час меня никто не отвлечет, и можно подгрузить вам  цветочного настроения с городских улиц. А кто готов добавить-отлично, добавляйте фото)
171
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru