«Это важная часть развития»: психотерапевт — о вере детей в Деда Мороза

Нужно ли рассказывать детям правду про Деда Мороза, почему верить в сказку полезно для развития, и что делать, если ребенок просит слишком дорогой подарок, — объясняет Вера Якупова, кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт.
Источник: Freepik

Десятилетки не верят в Деда Мороза, но ждут подарки

В родительстве нет какого-то единого правила, как нужно делать или как не нужно делать. Все зависит от семьи и ее ценностей. Это касается и новогодних традиций. Есть семьи, где в принципе не поддерживают историю про Деда Мороза. Есть верующие семьи со своими довольно стройными представлениями. Есть семьи, где, наоборот, всячески поддерживают новогоднюю легенду — делают адвент-календари, пишут письма Деду Морозу. И все эти варианты абсолютно нормальны.

До определенного возраста дети не очень хорошо отличают реальность от вымысла. И сказка для них тоже часть реальности.

Но дети растут и постепенно сталкиваются с внешним миром, поэтому не все зависит от родителей. Мы не можем вечно удерживать ребенка в каком-то одном состоянии. Поэтому я бы наблюдала — какие вопросы он задает, спрашивает ли вообще, кто такой Дед Мороз. И уже от этого бы отталкивалась.

Если ребенок уже подрос и столкнулся с тем, что другие дети не очень-то верят в Деда Мороза. Или он сам начинает понимать, что есть фантастические создания, типа единорогов и Снегурочки, а есть вполне реальные. Если этот естественный процесс взросления запустился, то нет смысла его как-то тормозить и говорить: «Что ты, что ты, все это существует, не переживай».

Сложно представить десятилетку, который на 100 процентов верит в сказочного волшебника со снежной бородой. Современные дети быстро развиваются, они погружены в разнообразную информационную жизнь. Ребенок с радостью будет искать под елкой подарки, но в целом он будет уже понимать, что их купили родители, а не какой-то добрый дедушка, который прилетел на санях и залез через окошко.

Поэтому специально садиться и рассказывать «всю правду» обычно не нужно. Подрастая, дети сами обо всем догадываются.

Говорите ребенку о реальности

Бывает, что маленького ребенка, который еще верит в новогоднее чудо, кто-то из друзей или родных не очень вовремя «просвещает». И тут важно не обесценить чувства ребенка и поддержать его. Дать ему возможность прожить свое разочарование. Он должен знать, что родители его понимают, не осуждают и не смеются над его чувствами.

Если мы хотим поддержать, то лучше говорить о реальности — что Деда Мороза, может быть, и не существует, но все равно есть эта приятная история, когда мы делаем друг другу сюрпризы.

И на самом деле это и есть главная часть новогодней сказки, когда мы сами немного становимся волшебниками.

Источник: Freepik

Нужно понять, каким ценностям учит сказка про Деда Мороза

Раньше у нас была довольно понятная концепция с прообразом Деда Мороза — Святым Николаем. Это такой ревизор, который смотрит, как дети себя вели, поощряет хороших детей, наказывает непослушных. Тогда было понятно: ты себя хорошо вел в этом году — вот тебе подарок. А сейчас непонятно, почему вообще детям дарят подарки.

В современном мире все сильно запуталось и сложно разобраться, что именно мы празднуем, то ли у нас Дед Мороз, то ли Санта-Клаус, то ли он кладет подарки в носок, то ли под елку. А что такое тогда Рождество, и кто там родился? Что мы вообще празднуем на Новый год? Смену календаря? А почему это такой великий праздник? Почему мы не отмечаем ничего подобного, когда, например, заканчивается сентябрь и начинается октябрь?

Много таких экзистенциальных вопросов, и, мне кажется, родители сами для себя должны на них ответить и понять дальнейшую новогоднюю концепцию. Какую идею мы хотим донести, зачем мы изначально придумывали легенду про Деда Мороза, каким семейным ценностям эта наша сказка отвечает. Здесь не может быть правильных или неправильных ответов.

Не все желания должны сбываться

Иногда ребенок просит подарок, который родители не могут купить по объективным причинам. Это довольно частая ситуация с уже подросшими детьми, когда родители старательно поддерживают веру в волшебство. А тут дети сталкиваются с противоречием — что Дед Мороз вроде бы волшебник, но принести он может далеко не все. Из подобных ситуаций можно выходить по-разному.

Вот вы с ребенком пишете письмо Деду Морозу. Как вы ему объясняете: Дед Мороз исполнит твои желания на 100 процентов или есть варианты? Вы можете, например, изначально сказать, что Дед Мороз всегда дарит какой-то сюрприз, и заказывать конкретную вещь бесполезно. Или мы говорим: пишем письмо, и именно этот подарок ты найдешь под елкой. И тогда мы готовы к тому, чтобы потратить 30 тысяч рублеq на карету для барби или на крутой гаджет. Важно обозначить саму концепцию, потому что ребенок в итоге ориентируется только на слова родителя.

При этом ничего страшного не случится, если мы не сможем исполнить желание ребенка. Нам, конечно, хочется дать детям все, что они просят. Но мы все сталкиваемся с реальностью, которая нас ограничивает.

Источник: Freepik

Наш мир так устроен, что не все желания могут быть исполнены. И если Дед Мороз не принес живую лошадь или дорогую приставку — это тоже опыт столкновения с реальностью.

У детей развивается фантазия

Сказки любят не только дети, но и взрослые. Мы с удовольствием читаем «Гарри Поттера» или смотрим «Властелина колец». Нам нравится что-то вымышленное, нам нравятся метафоры. Ведь вымышленная история — это часто какая-то метафора на нашу реальную жизнью.

Если говорить про когнитивные способности, то любовь к сказке напрямую связана с развитием фантазии и творчества, со способностью мечтать и придумывать что-то новое. Все это — важная часть адаптации к жизни, когда мы думаем о неожиданных возможностях, мечтаем о чем-то и двигаемся к своей мечте. С помощью развитого воображения мы можем создавать то, чего раньше не существовало.

Вера в сказку — это важная часть развития. Можно сказать, что это симптом развития.

Фото на обложке материала: Freepik

Читайте также:

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: 

Кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт.