Когда вы чем-то очень расстроены или на грани того, чтобы заплакать, возможно, вы пытаетесь подавить эти чувства или спрятать свои слезы от детей. Это нормально: вы хотите хотя бы до поры до времени защитить их от темной стороны жизни. Но специалисты считают, что делать этого не нужно, и вот почему.
Дети должны видеть, что вы – человек, а не робот: вы проявляете человеческие чувства, и это нормально, объяснила в интервью The Huffington Post психолог Тэмми Уилборн. Умение понимать и выражать свои эмоции – важная часть эмоционального интеллекта. Если мама или папа плачут в ситуации, которая расстраивает и детей тоже (например, смерть бабушки, дедушки или другого родственника), дайте детям возможность увидеть, как проявляется горе, это поможет им ощутить, что они не одиноки в своей печали.
Чувство общности с родителями даст понять детям, что испытывать печаль в этой ситуации – нормально, и они легче переживут беду.
«Поскольку у детей очень мало непосредственного жизненного опыта, очень часто, испытывая разнообразные эмоции, они задаются вопросом: “А это вообще нормально? Вдруг со мной что-то не так? Почему мне так грустно, почему я чувствую именно это в такой ситуации?”», – пояснила Уилборн.
В то же время не стоит перебарщивать – дети могут испугаться слишком сильных проявлений родительского отчаяния. Важно как можно более ясно и доходчиво, сообразуясь с возрастом ребенка, объяснить ему, что просто вы сейчас расстроены, и немного рассказать, из-за чего, но в целом с вами все в порядке, и потом тоже все будет в порядке, говорит детский психолог Джиллиан Робертс.
Родителям нужно помочь ребенку понять, что бояться нечего, и что он может обсуждать с ними все, что его тревожит.
«Когда мы говорим с детьми о своих эмоциональных переживаниях и о том, как мы с ними справляемся, мы одновременно обучаем их полезному жизненному навыку и даем им разрешение открыто обсуждать свои собственные эмоции, что очень хорошо. Такие разговоры открывают канал прямой связи между родителем и ребенком, и их отношения только укрепляются», – отметила Робертс.
При этом поощрять к выражению и обсуждению своих чувств нужно не только девочек, но и мальчиков. В некоторых семьях и культурах считается, что мальчику и мужчине стыдно открыто показывать свои эмоции, т.к. это признак слабости. Единственная разрешенная мужская эмоция – это гнев, ярость. Такое положение вещей наносит огромный ущерб всему обществу, считают психологи.
Еще один важный момент связан с тем, что иногда причину родительских слез бывает ребенку трудно объяснить. Информацию нужно выдавать в дозированном и максимально упрощенном виде, доступном для детского понимания, иначе ребенок может испугаться за свою безопасность и стабильность своего существования, или подумать, что в слезах мамы или папы виноват он. Но все же совсем молчать нельзя. «Детское воображение начинает заполнять те пустоты, о которых вы умалчиваете, и это может привести к таким последствиям, которых вам бы как раз хотелось избежать», – объяснила Уилборн.
Кроме того, не стоит злоупотреблять и плакать на глазах у детей слишком часто, а то они подумают, что все очень и очень плохо, говорит психолог.
«Дети при виде постоянно плачущих родителей начинают мучиться чувством вины, они не знают, что делать и как помочь маме и папе, ведь они всего лишь дети. Они чувствуют себя беспомощными, и ощущают страх: “Что будет с моими родителями? Что будет со мной?”».
Важнее частоты родительских слез их интенсивность. Если вы прослезились, посмотрев трогательное кино — это нормально. Вы показали детям свою человечность, но вы контролируете свои эмоции в этой ситуации. Если же вы потеряли контроль над собой и рыдаете, то лучше все же, чтобы дети этого не видели.
Экстремальные, неконтролируемые взрывы эмоций могут детей слишком напугать.
Конечно, не всегда возможно защитить детей от таких реакций, особенно если трагедия случилась неожиданно. Но родители должны сделать все от них зависящее, чтобы дети не присутствовали при таких тяжелых ситуациях.
Читайте также: Как хорошо ваш ребенок умеет обращаться с деньгами?