Олег Попов: солнечный клоун
Этого комика в большой клетчатой кепке с торчащими из-под нее в разные стороны соломенными волосами знали и любили многие поколения. Его популярность была столь велика, что Олега Попова называли просто «Солнечный клоун» – и все сразу понимали, о ком именно идет речь. Говорят, что за всю творческую карьеру его не испугался ни один ребенок, а ведь многие дети боятся клоунов. Вероятно, они сразу чувствовали природную доброту артиста.
Олег Попов не мечтал об известности – он родился в Московской области, в простой семье: его отец был рабочим, а мама работала в фотоателье. Все решил случай: в голодные военные годы Олег Попов трудился слесарем на полиграфическом комбинате «Правда». За свою работу, как и другие подростки, приближавшие победу в тылу, он получал паек – всего 550 г хлеба. Как-то он узнал, что в цирковой школе дают целых 650 г. Вот эта «сотка» и решила все: тем более, что к тому времени юноша уже всерьез увлекся акробатикой, ходил в гимнастическую секцию клуба «Крылья Советов». Первое время после окончания училища он выступал как эквилибрист, а затем попробовал себя в роли клоуна. Именно тогда ему удалось создать свой образ, который пришелся по душе зрителям.
Всемирная слава пришла к Олегу Попову в 1956 году, когда он гастролировал по разным странам Европы. Это было важное культурное событие: в первый раз после Второй мировой войны европейцы увидели воочию советский цирк — и влюбились. Домой Олег Попов вернулся триумфатором.
Олег Попов скончался во время гастролей – в Ростове-на-Дону, в 2016 году. Согласно его воле, артист был похоронен в клоунском костюме, поклонникам оставил своеобразный завет: «У каждого честного человека в сердце всегда должно оставаться детство. Пусть хоть немножечко. Пусть хоть кусочек. Не надо быть жестким и крутым... Не в этом суть. В детстве все по-честному. Когда взрослеешь – начинаешь больше врать и выкручиваться. Так пропадает из души и детство, и честность. А честность – это совесть».
Карандаш: клоун без фальши
Настоящее имя клоуна Карандаша – Михаил Николаевич Румянцев.
Михаил Румянцев появился на свет в 1901 году в Петербурге. После школы он поступил в художественно-ремесленное училище. Работал в разных городах: например, делал в Старицком театре плакаты. Но все время его не покидала мысль, что он занимается «чем-то не тем». И вот в Москве Михаилу удалось увидеть звезд немого кинематографа – Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Он понял, что на самом деле хочет быть артистом, и пошел на знаменитые в те годы Курсы сценического движения, а потом закончил Школу циркового искусства.
Первые годы выступал в образе русского Чарли Чаплина, а потом постепенно собрал свой оригинальный образ – клоуна Карандаша с верной собакой Кляксой. Его «сценический партнер» появился практически случайно: один из соседей по коммуналке подобрал озорного бойкого песика. Михаилу он настольно понравился, что решено было включить Кляксу в свою программу.
Карандаш не раз говорил, что дети не прощают фальши, и поэтому всегда очень тщательно готовил свои номера, и не лгал в них ни словом
Леонид Енгибаров: клоун тишины
Мастер пантомимы выступал в полной тишине: он утверждал, что этот язык понятней любого другого. И вот что удивительно – казалось, бы, искусство пантомимы слишком сложно для детей. Но «язык» Енгибарова понимали и самые маленькие зрители: они смеялись, задумывались и грустили на всех его представлениях. Этот феномен Юрий Никулин объяснил так: «Енгибаров, не произнося ни слова, говорил о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».
Леонид Енгибаров «заболел» цирком в юности. Как потом объяснял, в своей семье он был единственным человеком без чувства юмора. И именно стремление развить это чувство привело его на цирковой путь. Но на самом деле Леонид всегда умел шутить: вот как он описывал случай, когда вручил своей маме диплом об окончании циркового училища: «Мама побежала хвастаться к соседке, та взяла диплом, где было написано «клоун-мим», тяжело вздохнула и сказала: «Ты не расстраивайся, не плачь, это ведь тоже профессия!»
Енгибаров вызывал противоречивые чувства: был и провал в новосибирском цирке, и громкий успех в Ереване. Он очень отличался от коллег по цеху: не использовал в своих выступлениях стандартный набор трюков и шуток, а создавал «поэтическую клоунаду». В 1961 году его приняли в труппу Цирка на Цветном бульваре, он много гастролировал за границей. В 1964 году в Праге Енгибарова назвали «лучшим клоуном мира».
Об отношении Леонида Енгибарова к детям говорит его знаменитый номер «Жажда»: герой мучительно хочет пить, и вдруг замечает на постаменте кувшин с водой. Добраться до него удается не сразу, он падает, вновь поднимается, наконец, кувшин в руках! Но тут появляется девочка, и просит отдать ей воду. Клоун отдает. А девочка начинает поливать драгоценной водой... куличи из песка. Герой Леонида Енгибарова улыбается.
Юрий Куклачев: клоун и кошки
До Юрия Куклачева считалось, что своенравных кошек в цирковой программе задействовать невозможно. И, подражая Куклачеву, многие дети пытались учить разным трюкам своих питомцев.
Куклачев родился в 1949 году в Москве в семье инженеров. Почему он решил посвятить себя цирку? Может, из-за сложных послевоенных лет. Цирк на этом фоне казался яркой волшебной страной. Куклачев увлекся этим жанром, и даже стал лауреатом Всесоюзного смотра артистов художественной самодеятельности. Его сразу заметили, и наперебой стали приглашать в различные эстрадные училища.
С 1971 года клоун начал выступать в Союзгосцирке, и уже к середине семидесятых его имя стало известно всему миру: ему присудили канадскую Золотую корону клоунов, выбрали почетным членом гильдии клоунов США, наградили японским эстрадным «Золотым Оскаром». Юрий Куклачев стал народным артистом РСФСР.
Вероятно, такая огромная популярность была бы невозможна, если бы артист применял жесткие формы дрессуры. Но само слово «дрессировщик» он терпеть не может, и называет себя «кошачьим психологом». Куклачев признается, что ему достаточно пообщаться с кошкой всего несколько минут, чтобы раскрыть ее таланты. Например, полосатый кот Борис (из рекламы кошачьего корма), одаренный гимнаст. Он был найден в приюте. А Черный кот Бартер, снявшийся в фильме «Мастер и Маргарита», подобран в Нижневартовске на улице – команда Куклачева оценила его «прыгучесть».
Юрий Куклачев открыл первый в мире Театр кошек, в котором сейчас работает более двухсот «артистов». Он основал настоящую цирковую династию: его жена, трое детей, и невестка работают в знаменитом театре. Он пишет рассказы для детей. Но одним из главных своих достижений артист считает проект Международная ассоциация «Школа Доброты», которая выступает в школах, детских садах и онкоцентрах.
Вячеслав Полунин: клоун-праздник
Детство «Асисяя» прошло в маленьком городе Новосиль Орловской области. Там он появился на свет в 1950 году. Родители мечтали, чтобы сын выучился на инженера. Но все пошло не так: Слава на уроках витал в облаках, а когда переставал мечтать, то начинал смешить других ребят. Весь класс покатывался со смеху от его шуток, а разгневанные учителя нередко выгоняли его с урока. В родной семье артистизм чада тоже не пришелся ко двору: так, в начальных классах Вячеслав впервые увидел фильм с Чарли Чаплином, и просто не мог оторваться от экрана. Но мама не дала досмотреть ему картину до конца, ведь было уже поздно. Мальчик рыдал до утра, а потом решил был похожим на своего кумира. Он ходил в большущих ботинках и с тросточкой, изображая великого комика, и разыгрывал сценки во дворе. А потом занялся художественной самодеятельностью, начал побеждать в районных конкурсах.
Будущий мим все-таки поступил учиться на инженера. Но радость родителей была недолгой: вскоре он бросил «серьезный» институт и перешел в Ленинградский институт культуры. В 1968 году создал группу «Лицедеи», где молодые артисты занимались новаторским для того времени искусством пантомимы.
1981 год стал для «Лицедеев» переломным – Вячеслав Полунин дозвонился в «Новогодний огонек» и предложил абсолютно новый номер в оригинальном жанре. На самом-то деле номера еще не было, но «лицедеям» очень хотелось пробиться на большой экран. Группу позвали на телевидение, и они на одном дыхании придумали знаменитого Асисяя. Назавтра Вячеслав Полунин проснулся знаменитым, а все дети страны Советов начали изображать маленького человечка с красным шарфом.
Вячеслава Полунина не раз называли «лучшим клоуном эпохи», он награжден самыми престижными театральными премиями, такими как эдинбургский «Золотой Ангел» и испанский «Золотой нос». Но зрители, в том числе и самые маленькие, больше всего любят его не за награды, а за то, что он трепетно хранит в своей душе «своего внутреннего ребенка», щедро создает вокруг себя праздник, и делится этим праздником со всем миром.
Читайте также: Секреты любимых мультфильмов из детства.