Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Наше детство против современного — 5:0

Многие из нас с удовольствием вспоминают собственное детство, но не считают возможным воспитывать детей так же, как это делали наши родители – времена другие. Они и правда другие, но в них ли дело? А может быть, – в нас самих?


Времена меняются, меняются и люди, а воспоминания о счастливых моментах детства остаются. И пусть память избирательна и необъективна, но она хранит главное – так она не дает нам забыть о тех важных составляющих детства, которые сделали нас теми, кто мы есть, но которых порой лишены наши собственные дети.

Уважение

Кадр из многосерийного телефильма «Гостья из будущего»

Было: Мы уважали старших. Так нас учили. Учили все – родители, бабушки с дедушками, детсадовские воспитатели, учителя, соседи и даже незнакомые люди. Это было настолько естественным, что никто не задумывался даже, чем именно заслужили почтения представители старшего поколения. Мы уступали старшим место в общественном транспорте. Мы спокойно реагировали на замечания посторонних взрослых, а яростные крики доведенных до белого каления учителей воспринимали с истинным смирением. Лишь в подростковом возрасте мы узнавали, что, оказывается, и про учителя можно сказать плохо, – но это было чем угодно, только не равнодушно воспринимаемой нормой.

Стало: Безусловно, мы говорим детям о необходимости уважения к старшим, под которыми подразумеваем себя и любимых родственников из числа ближайших. Вместе с тем мы считаем, что настаивать на уважении ко всем подряд взрослым – неразумно, и важно научить детей разбираться, кто достоин уважения, а кто – нет. Мы обсуждаем при них своих свекровей, пожилых соседок, родителей одноклассников и – с особым упоением – учителей. Наши дети с малых лет знают, что учителя им всем обязаны и почти ни на что не имеют права. Даже плохую оценку поставить без веских на то оснований – и то не могут, в противном случае будут иметь дело с грозной, но справедливой мамой. Конечно же, наши дети небезупречны, но если кто-то рискнет сделать им замечание, да еще и в нашем присутствии – мало ему не покажется.

Свобода

Во время загрузки произошла ошибка.

Было: Мы рано становились самостоятельными. С точки зрения наших родителей, мы взрослели естественно: к году отказывались от подгузников, к двум – от коляски, к трем – от хождения с мамой за ручку. В пять лет мы уже вполне могли остаться одни дома на некоторое время, а в семь лет большинство из нас удостаивались права владеть ключами от квартиры. Лет в десять мы уже сами планировали свой досуг: могли, например, организовать с друзьями велопробег на пару десятков километров или охоту с самодельным гарпуном на щуку. Да, зачастую это были рискованные затеи, но мы знали вкус свободы, обладали креативным мышлением и лишь смутно догадывались о том, что такое скука.

Стало: Оставить пятилетнего ребенка одного дома сегодня почти никому не придет в голову, а если и придет, то – вместе с мыслью о возможных проблемах с законом. Лет до двенадцати большинство из нас провожают детей в школу, при этом взваливая на себя не только тяжелые ранцы, но и груз выполнения домашних заданий. Мы все стараемся держать под контролем, а потому наши дети довольно редко гуляют самостоятельно. Если уж велопробег – то всей семьей и при полной экипировке, если рыбалка – то на специально оборудованном пруду. Наши дети часто жалуются, что им скучно, но мы не расстраиваемся, мы знаем: это значит, что их смартфоны требуют подзарядки.

Живой опыт

Во время загрузки произошла ошибка.

Было: Мы узнавали жизнь «на ощупь». Мы набивали свои собственные шишки, но приобретали реальный опыт – социальный, эмоциональный, творческий, да и просто житейский. Иногда для того чтобы утвердиться в социальной среде, нам необходимо было пускать в ход кулаки, и подбитый глаз нашего соперника воспринимался взрослыми спокойно – как символ жизненного опыта. Мы и сами получали травмы, телесные и душевные, но чаще всего – как это ни банально звучит – они делали нас сильнее.

Стало: Имея за плечами собственный опыт, «сын ошибок трудных», мы лучше всех знаем, что важно и нужно для наших детей. Мы наслышаны про детские психотравмы, а потому стараемся оградить своих чад от неприятных эмоций, мелких ошибок и крупных неудач. Мы всегда рядом, всегда подскажем, направим, встанем грудью за своих кровиночек. Да, кстати, если наш ребенок получит синяк от одноклассника, мы этого так не оставим – разборки с привлечением родителей и школьной администрации ему гарантированы! Конечно, мы догадываемся, что шишки нашим детям все равно придется набить. Но пусть это будет попозже, когда-нибудь потом… Без нас.

Доверие

Кадр из многосерийного телефильма «Гостья из будущего»

Было: Доверие было основополагающим понятием во взаимоотношениях людей, причем не только близких. Прежде всего – государство доверяло родителям как людям, которые любят своих детей и желают им только добра. Никому и в голову не приходило подозревать их в безответственности, если, например, десятилетний ребенок сам приходил в поликлинику за справкой. И врачи травмпункта не удивлялись, если товарища со сломанной ногой притаскивали на себе несколько мальчишек в заснеженных пальто, – понятно же, что мама с папой на работе. Родители, в свою очередь, доверяли врачам и учителям, и, естественно, нам тоже. Мы же боялись данного нам доверия не оправдать. А еще мы понимали, что на доверии строится дружба. И хотя нас, конечно же, предостерегали от разговоров с незнакомыми, знание о существовании плохих людей не нарушало гармонии в наших детских душах – хороших-то все равно было больше!

Стало: «Что такое доверие?» – спрашивают нас дети, увидев на школьной стене рекламу «детского телефона доверия». И мы вспоминаем, что забыли рассказать об этой стороне жизни.

Сегодня мы живем в других реалиях, и вынуждены признать, что доверие из мира человеческих отношений уходит. Только вот мы сами почему-то не очень этому сопротивляемся. Мы учим детей думать о людях плохо, когда, не стесняясь, трактуем при них мотивы чьих-либо действий в соответствии с уровнем богатства нашей фантазии. Нередко в наших разговорах проскальзывает мысль о том, что доверчивость тождественна глупости. Мы считаем, что подозрительность и скептицизм помогут нашим детям «выжить», «пробиться», добиться успеха, но не всегда осознаем, что сеем в них тревожность и пожинаем цинизм и равнодушие в качестве защитной реакции.

Бескорыстие

Во время загрузки произошла ошибка.

Было: «Мешок яблок» В.Г. Сутеева, «Рассказ о неизвестном герое» С.Я. Маршака, «Маленький принц» А. Экзюпери, книги о пионерах-героях и многие другие произведения о бескорыстии, великодушии и подвиге формировали наш внутренний мир, органично вписываясь в систему ценностей, заложенную в нас семьей и школой. Мы с раннего детства знали, что делать добро «просто так» нелегко, но нужно стараться. Чуть позже мы осознавали, что для нас способность к бескорыстным поступкам и самоуважение неразрывно связаны. Мы хотели стать учителями, врачами или космонавтами просто потому, что искренне желали приносить пользу людям. Мы верили в добро.

Стало: Мы на каждом шагу твердим, что миром владеют деньги. Мы с первых лет жизни настраиваем детей на конкуренцию и очень волнуемся, что в них не разовьется «здоровый эгоизм». Мы делаем все, чтобы наши дети знали цену деньгам: материально поощряем выполнение домашних поручений, хорошие оценки, а иногда – и хорошее поведение. Что же касается бескорыстия, то почему-то нам кажется, что это удел слабых, да и вообще – качество нежизнеспособное.

Когда-то, более двух тысяч лет тому назад, древнеримский историк и философ Гай Саллюстий Крисп сказал: «Корыстолюбие отнимает самые заветные чувства – любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте». Неужели мир настолько изменился, что слова, актуальные на протяжении веков, навсегда утратили силу? Неужели мудрец ошибся? Мы узнаем это спустя пару десятков лет, стоит только подождать.

Также читайте о кружках и секциях: как это было в СССР.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
587
Kukushka
Я не знаю, кто эти "вы", неуважающие старших, затыкающие детей планшетами и меряющие успех исключительно деньгами. Да, сегодняшнее время отличается от времени тридцать-сорок лет назад.
Сейчас не правительство же вас заставляет воспитывать ребенка в описанном нулевом ключе - это исключительно ваш выбор.
И да, в СССР тоже было не все так гладко.
СсылкаПожаловаться
Белая и пуФыстая
Отличная статья! Во многом стараюсь придерживаться именно такого воспитания.
СсылкаПожаловаться
Гульжан Маденова (Усумбаева)
Да уж, в наше время все равно было лучше. Статья действительно​ отличная, я даже прочитала ее своей десятилетней дочери.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ваше ВеличествоБал дебютанток Tatler 2019
Добрый вечер, форум! Вчера вечером в Доме Пашкова на Воздвиженке состоялся девятый Бал Tatler. Девушки исполнили с артистами Большого театра вальс, а за музыку в этот  вечер отвечал оркестр под руководством Владимира Спивакова.

Тему начнем со знакомства с дебютантками.


1001
Коза Агатасамая известная, самая любимая
предлагаю почти бессмысленную болтательную общательную тему
про музыку (потом можно про книжки сделать)
по желанию пишем исполнителя, группу.
а все опять же желающие в комментариях - какую песню считают самой известной и самой любимой (возможно, они совпадут, а может и нет).
по ходу дела общение по темам
исполнители любые, кто что хочет. слайды :) приветствуются
631
АнонимДомашние задания в школах могут отменить
Читаю прессу: депутаты поддержали точку зрения губернатора Белгородской области, который написал в соцсетях пост, посвященный «домашке», где отметил, что «домашние задания - это плохая многолетняя привычка, которая травмирует и ученика, и родителя». Также губернатор подчеркнул, что от этой привычки надо уходить, и он уже дал поручение департаменту образования пересмотреть вопрос.

Инициативу губернатора поддержали многие коллеги. Так, депутат Госдумы Алена Аршинова отметила, что основная нагрузка на учащихся должна приходиться на учебные часы, которые ребенок проводит в школе. «К сожалению, школьники нередко перегружены учебными заданиями, которые зачастую вынуждены выполнять под контролем и при непосредственном участии родителей», – заявила Аршинова.

Она сообщила, что благодаря повсеместному развитию современных технологий, уже сейчас можно свести к минимуму нагрузку детей во внеурочное время – чтобы домашнюю работу можно было выполнять без помощи родителей. Аршинова рассказала, что в ближайшее время этот вопрос будет обсуждаться на совещании с участием министра просвещения.

Неужели мы доживем до такого?
294
АнонимИ опять детский сад...
Добрый день, форумчане. Сижу опять и плачу. Мой деть в садике. Опять просят водить только на полдня.

Ребенок очень подвижный (не сдвг), ЗПР по речи, ходим в логопедическую группу 28 человек... та-дам.. 20 мальчиков. Мальчик не агрессивный, добрый, но шалопай не всегда слышит обращенную речь, любит попрыгать, как все мальчики. Претензии: выбегает на улицу, прыгает со второго яруса коек, качается на столах. Воспитатель грозит мне заведующей и т.д. Иду вчера ругаю своего ребенка, он заливается слезами... Смотрю еще одна мамочка из нашей группы ругает ребенка, третья мамочка идет и на всю улицу ребенка ругает и ругает.

Я очень расстраиваюсь за себя и за ребенка и понять не могу.. как реально выстроить отношения с этой воспиткой, чтобы не наезжали, чтобы к ребенку относились нормально... 20 мальчиков в одной комнатушке, которая наполовину заставлена столами - это трындец. И мой ребенок совершает преступление - качается на столах, а еще он сделал колесо - забирайте!!!... Посоветуйте!!!
233
КсенияКризис трёх лет. Дошло до развода
Добрый день. Не знаю даже с чего начать.. кратко если- сынок 3 года стал непослушным, агрессивным, плаксивым, обзывается и ругается часто. Я пытаюсь с ним разговаривать, договариваться, иногда получается, бывает срываюсь кричу, но руку никогда на ребёнка не поднимала. А муж стал поддавать по попе, ставить в угол, насильно заставлять что-то делать (например, игрушки убирать).

Вчера произошла страшная ситуация, ребёнок заплакал, смотрю стоит кричит в углу, а муж как надзиратель над ним стоит и насильно его там держит, спрашиваю за что, говорит за то что лупит его. Говорю дай с ним поговорю, - он меня не подпускает к нему, ссылаясь на то, что если я вмешаюсь, ребенок его не во что ставить не будет. А я категорически не приемлю насилие! Тем более на мой взгляд он не прав, сам научил кулаками махать теперь наказывает. Я естественно в крик, дальше оскорбления, потом маты, слёзы и всё это при ребёнке.. не выдержала. Прошу его книжки почитать про воспитание, видео посмотреть на ютубе, статейку какую нибудь на крайний случай прочитать, на что получаю ответ, что я глупых людей слушаю и читаю.

В общем не можем мы прийти к компромиссу, а ребёнок страдает. на мой взгляд ломать через колено психику ребёнка нельзя, по своему отрицательному детскому опыту сужу, дети - люди, нужно уважительно к ним относиться, чтобы выросли адекватными и порядочными людьми, а не невротиками. Не вижу другого решения кроме как развестись, сил нет никаких, руки опускаются
174
Просто АнониМ 69Революция в отдельно взятой школе!
вчера на ночь глядя (около 23 часов) в чате одноклассников дочери развернулась бурная дискуссия

появился в классе революционер (7 класс), который призывал всем классом свергнуть учителя биологии/географии , а на будущий год и химии
учитель возрастная, к детям относится очень жестко, ставит заслуженные оценки (1 год у нас в классе, любимчиков нет)

конфликт был в том, что этот мальчик передал для нее конспект через своего друга, у которого сильно заболела голова и он ушел из школы, не передав конспекта, в итоге двойка, учитель выслушав сказала, что это не ее проблемы....

дети, у которых старшие братья/сестры учатся у нее, говорили, что если ее слушать, не вступать в диалоги от слова совсем, ну и просить прощение за косяки, то она нормальная.....

дальше пошло обсуждение, что тогда ты раб и не имеешь собственного мнения...

я посоветовала дочке сказать, что такие вопросы решаются на уровне родитель-школа, а никак не пойти толпой к директору и нажаловаться....
что еще можно посоветовать начинающему революционеру?

п.с. все дети в классе считают, что учитель не права по поводу конспекта, я обратное доказать дочке не смогла вчера, многие от нее (учителя) отхватили двойки и тройки, т.к. часть материала, которого нет в учебнике, она спрашивает на контрольных, а вот дает ли она его, я не знаю, по словам дочери-нет....

пардон за много текста............
143
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru