Коучинг и позитивное родительство: что это такое?

Наталья Суслова, коуч, кандидат педагогических наук, автор книги «Дети – таланты. Просто и радостно», автор обучающей программы для родителей и детей «Общаться с детьми просто и радостно», специально для проекта «Дети Mal.Ru» рассказала о том, как при помощи коучинга и принципов позитивного родительства воспитать в ребенке личность.

Фото: Наталья Суслова
Фото: Наталья СусловаИсточник: Migration

Наталья, объясните, что такое коучинг?

– Коучинговый подход в воспитании ребенка включает в себя: позитивное мышление, задавание открытых коучинговых вопросов, умение видеть в ребенке все самое лучшее, умение слушать ребенка, создание для ребенка поддерживающей среды. Коучинг начинается тогда, когда мы выстраиваем отношения на равных и становимся друзьями для своих детей, – естественно, в тех сферах жизни ребенка, где мы можем позволить ему выбирать и принимать решения.

Коучинг (от англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Для справки

Для всех возрастов действуют одинаковые принципы?

Существуют несколько возрастных коуч-периодов в работе с детьми: до 7 лет, с 7 до 14 лет и старше 14 лет, каждый из которых имеет свои особенности.

Например, с 7 лет можно задавать ребенку открытые вопросы, развивающие творчество и воображение, вопросы, выявляющие желания ребенка, позволяющие сделать ребенку выбор. Полноценный формат коуч-сессии рекомендуется проводить с 14-15 лет, так как в это время у ребенка формируется чувство ответственности. Ребенок находится на стадии вхождения во взрослую жизнь.

С 7 до 14 лет – особый возраст. С одной стороны, ребенку нужен авторитет взрослых: советы, рекомендации, правильная модель поведения. С другой стороны, важно соблюдать грань между родительским авторитетом и возможностью развивать ребенка как свободную личность. Коучинговый подход будет проявляться в позитивном диалоге с ребенком. Родители замечают, что у ребенка получается хорошо, и делают акцент на этом, не замечая плохое.

В обычных русских семьях принято, открывая дневник и видя: 3, 4, 5, 2 балла, обращать внимание только на 2. А в коучинговом подходе важно сначала обратить внимание на пятерки. Увидеть, хорошее в ребенке и взращивать эти хорошие качества. Например, вместо «Нельзя ходить по газонам!» можно сказать «Можно ходить по дорожкам». Вместо того чтобы запрещать ребенку рисовать на стенах, можно разрешить ему рисовать на флипчартах или меловых досках. То есть создать безопасное пространство для проявления через разрешение. Это не значит, что ребенок не должен знать слов «нет» и «нельзя». Однако в тех областях, где нам требуется творчество, развитие, инициатива и самостоятельность ребенка, мы создаем позитивный диалог и показываем, как можно.

– Одинаковы ли принципы воспитания мальчиков и девочек?

– Мальчики проживают свой опыт через преодоление трудностей, через вызовы, с которыми они справляются. При этом они могут делать очень много ошибок. И здесь важно поддержать ребенка так, чтобы после совершения ошибки у него хватило смелости и решимости снова повторить этот опыт. И пройти через него победителем. Родители, которые используют коучинговый подход, дают своему ребенку позитивную обратную связь. Вместо привычных нам: «Почему с тобой это произошло?» «Кто виноват?» «Ай-ай-ай!» мы задаем 3 коучинговых вопроса: «Что случилось?» – ребенок рассказывает факт. «Чему тебя эта ситуация научила?» – какие уроки из жизни ребенок вынесет. «Что ты будешь делать в следующий раз по-другому?» – этот вопрос позволяет сформировать позитивную картинку. И тогда ребенок продолжит действовать.

Фото: 10 10 / Flickr / CC-BY-2.0
Фото: 10 10 / Flickr / CC-BY-2.0Источник: Migration

Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок говорит: «Я не хочу больше это делать». У ребенка был неудачный опыт, у него что-то не получилось, ему на это указали. А позитивный диалог позволяет исправить ситуацию и вернуть у ребенка желание действовать и становиться чемпионом.

При воспитании девочек в коучинговом подходе действуют немного иные принципы. Важно формировать у девочки способность хранить позитивный образ в своем сердце, чтобы девочка могла видеть все самое лучшее в себе и в других. Например, если у нее что-то не получается, мы говорим ей, что мы все равно ее любим, все равно она талантливая.

Что включают в себя принципы позитивного родительства?

Это 5 правил, которые важно использовать при общении с ребенком.

1. Ребенок может быть другим или отличаться от других.
2. Ребенок может совершать ошибки.
3. Ребенок может выражать негативные эмоции.
4. Ребенок может хотеть большего.
5. Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями.

– Какого результата в итоге могут ожидать родители?

Конечно, все зависит от индивидуальных способностей и талантов ребенка. Но как бы там ни было, соблюдая принципы и правила позитивного родительства, вы научите ребенка самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свою жизнь, разрешать себе ошибаться и пробовать, делать выводы из ошибок и продолжать идти дальше. Вы сможете создать доверительные отношения со своими детьми и из строгого надзирателя преобразиться в мудрого и терпеливого учителя.

Журналист, психолингвист