Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Коучинг и позитивное родительство: что это такое?

Наталья Суслова, коуч, кандидат педагогических наук, автор книги «Дети – таланты. Просто и радостно», автор обучающей программы для родителей и детей «Общаться с детьми просто и радостно», специально для проекта «Дети Mal.Ru» рассказала о том, как при помощи коучинга и принципов позитивного родительства воспитать в ребенке личность.


Фото: Наталья Суслова

Наталья, объясните, что такое коучинг?

– Коучинговый подход в воспитании ребенка включает в себя: позитивное мышление, задавание открытых коучинговых вопросов, умение видеть в ребенке все самое лучшее, умение слушать ребенка, создание для ребенка поддерживающей среды. Коучинг начинается тогда, когда мы выстраиваем отношения на равных и становимся друзьями для своих детей, – естественно, в тех сферах жизни ребенка, где мы можем позволить ему выбирать и принимать решения.

Коучинг (от англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.
Для справки

Для всех возрастов действуют одинаковые принципы?

Существуют несколько возрастных коуч-периодов в работе с детьми: до 7 лет, с 7 до 14 лет и старше 14 лет, каждый из которых имеет свои особенности.

Например, с 7 лет можно задавать ребенку открытые вопросы, развивающие творчество и воображение, вопросы, выявляющие желания ребенка, позволяющие сделать ребенку выбор. Полноценный формат коуч-сессии рекомендуется проводить с 14-15 лет, так как в это время у ребенка формируется чувство ответственности. Ребенок находится на стадии вхождения во взрослую жизнь.

С 7 до 14 лет – особый возраст. С одной стороны, ребенку нужен авторитет взрослых: советы, рекомендации, правильная модель поведения. С другой стороны, важно соблюдать грань между родительским авторитетом и возможностью развивать ребенка как свободную личность. Коучинговый подход будет проявляться в позитивном диалоге с ребенком. Родители замечают, что у ребенка получается хорошо, и делают акцент на этом, не замечая плохое.

В обычных русских семьях принято, открывая дневник и видя: 3, 4, 5, 2 балла, обращать внимание только на 2. А в коучинговом подходе важно сначала обратить внимание на пятерки. Увидеть, хорошее в ребенке и взращивать эти хорошие качества. Например, вместо «Нельзя ходить по газонам!» можно сказать «Можно ходить по дорожкам». Вместо того чтобы запрещать ребенку рисовать на стенах, можно разрешить ему рисовать на флипчартах или меловых досках. То есть создать безопасное пространство для проявления через разрешение. Это не значит, что ребенок не должен знать слов «нет» и «нельзя». Однако в тех областях, где нам требуется творчество, развитие, инициатива и самостоятельность ребенка, мы создаем позитивный диалог и показываем, как можно.

– Одинаковы ли принципы воспитания мальчиков и девочек?

– Мальчики проживают свой опыт через преодоление трудностей, через вызовы, с которыми они справляются. При этом они могут делать очень много ошибок. И здесь важно поддержать ребенка так, чтобы после совершения ошибки у него хватило смелости и решимости снова повторить этот опыт. И пройти через него победителем. Родители, которые используют коучинговый подход, дают своему ребенку позитивную обратную связь. Вместо привычных нам: «Почему с тобой это произошло?» «Кто виноват?» «Ай-ай-ай!» мы задаем 3 коучинговых вопроса: «Что случилось?» – ребенок рассказывает факт. «Чему тебя эта ситуация научила?» – какие уроки из жизни ребенок вынесет. «Что ты будешь делать в следующий раз по-другому?» – этот вопрос позволяет сформировать позитивную картинку. И тогда ребенок продолжит действовать.

Фото: 10 10 / Flickr / CC-BY-2.0

Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок говорит: «Я не хочу больше это делать». У ребенка был неудачный опыт, у него что-то не получилось, ему на это указали. А позитивный диалог позволяет исправить ситуацию и вернуть у ребенка желание действовать и становиться чемпионом.

При воспитании девочек в коучинговом подходе действуют немного иные принципы. Важно формировать у девочки способность хранить позитивный образ в своем сердце, чтобы девочка могла видеть все самое лучшее в себе и в других. Например, если у нее что-то не получается, мы говорим ей, что мы все равно ее любим, все равно она талантливая.

Что включают в себя принципы позитивного родительства?

Это 5 правил, которые важно использовать при общении с ребенком.

1. Ребенок может быть другим или отличаться от других.
2. Ребенок может совершать ошибки.
3. Ребенок может выражать негативные эмоции.
4. Ребенок может хотеть большего.
5. Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями.

– Какого результата в итоге могут ожидать родители?

Конечно, все зависит от индивидуальных способностей и талантов ребенка. Но как бы там ни было, соблюдая принципы и правила позитивного родительства, вы научите ребенка самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свою жизнь, разрешать себе ошибаться и пробовать, делать выводы из ошибок и продолжать идти дальше. Вы сможете создать доверительные отношения со своими детьми и из строгого надзирателя преобразиться в мудрого и терпеливого учителя.

Также читайте о том, как вырастить ребенка эмоционально устойчивым.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
29
луиза мазитова
Джон Грей... "Дети с небес"... Все оттуда.
СсылкаПожаловаться
longsteed42 .
"коучинг метод консалтинга"... А ПО-РУССКИ НЕЛЬЗЯ?
СсылкаПожаловаться
Лидия Кузнецова
В ответ на комментарий от Лидия Кузнецова
Лидия Кузнецова
Какое слово неприятное, будто клопа раздавили
СсылкаПожаловаться
Я в курсе,спасибо.Ну написали бы по-русски,неужели слов нет?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка...

Не знаю как правильно назвать тему. Не знаю зачем пишу, наверно и выговориться и может хорошего совета получить. Сложилась такая ситуация, что мне необходимо выйти на работу. Ребёнку 2 года. Бабушка/дедушка живущие рядом (свекры) с ребёнком не помогают. Я второй месяц вожу ее в частный сад с 9 до 16, ходит отлично, радостная бежит в группу. График моей работы будет с 8 до 20/21.00, сад на полный день с 8 до 20. Следовательно ни отвести в сад, ни забрать я не смогу, нужно будет нянечку нанимать (про мужа прошу не спрашивать, тема не о нем). Если ребёнок заболеет, то сидеть нянечка будет, а это 3600 в день. Итого сад+нянечка без учета «а вдруг заболеет» уже в 50 минимум выйдет, а в случае болезни ребёнка вообще во всю зп.... Есть другой вариант, отвезти ребёнка к моим родителям, они хоть и работают, но там и садик в 3 раза дешевле и ребёнка моя мама и водить и забирать и если заболеет на больничном с ней сидеть будет. Но это 3,5 часа на самолёте от меня. И тут 2 вопроса: во-первых как ребёнок с психологической точки зрения к этому отнесётся. Она два года неразлучна со мной, даже спим вместе. А тут я хоть и к родным бабушке с дедушкой, но в чужой для неё дом привезу, неделю побуду и уеду... и боюсь что оставлю минимум до сентября. Смогу конечно раз в 2 месяца на пару дней прилетать и по скайпу общаться.... ну и как мне эту разлуку выдержать... простите за много букв, я вся в катастрофическом расстройстве и растерянности.... но на работу просто необходимо выйти. Спасибо кто осилил весь текст!

1369
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

257
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

256
Марина Луневаэгоизм и дружба

честно признаюсь, что решила создать тему после вчерашней темы Елки про свекровь и другие темы про помощь, навеяло
БЫЛА у меня подруга. подружились гуляя в парке с годовалыми дочерьми, т.е. дети подружились, ну и мы, взрослые
всегда прослеживалось у нее, что другие должны подстраиваться под нее, ее ребенка, начиная с родственников и заканчивая подругами. случаев много, за 10 лет всех не упомню и приводить не буду. я старалась как -то это нивелировать и идти на компромисс, когда мои интересы не сильно страдали
потом я стала безработной и наши материальные возможности стали несовместимы по объему от слова совсем(((((, естественно она это понимала
что стало "Вишенкой на торте": ДР моей дочери, я приглашаю только дочь подруги (денег нет, взяла 1000 руб. у отца дочери). и тут подруга начинает мне говорить, что ее дочь "это" (заказной торт из пекарни и пиццу) есть не будет, а будет тоже самое, но только из ресторана (дороже и неудобнее мне), все мои слова, что на этот ресторан денег нет идут лесом. после этого я уже не смогла с ней общаться и прекратила дружбу.
вопрос к форуму, скажите, вот такой эгоцентризм в отношениях, перетягивание одеяла на себя, все мне должны делать как Я хочу -это сейчас нормально для людей, таких большинство?
ЯЖЕМАТЬ -победила разум почти всех?
откуда эта фигня?
сорри за многабукав)))))))))

208
EvaУчусь за дочь...Или отсутствие желания у ребёнка учиться.

Доброй ночи.
У меня создаётся впечатление,что я плыву против течения.Все дело в том,что моя дочь (2 класс)с большой неохотой делает уроки,если это можно назвать «делать».После выполнения домашних заданий урока у меня создается ощущение,будто я толкаю руками каток, который утрамбовывает асфальт,чуть сдвину,а он пятится назад.
Делаются уроки по 5-6 часов.Переписываются вовсе неаккуратно.Иногда я иду спать,потому что мне тяжело сидеть до часу ночи и оставлю это в её руках.Если я не проверю домашнюю работу,то обязательно 2 по математике,иногда тройки.
Мне паршиво на душе,потому что я не могу заставить её учиться.
И за неё делать домашнее задание не могу.У неё мотивация ниже плинтуса.
Мои увещевания,разговоры по душам,а тем более ругань на нее по этому поводу не действуют.Иногда могу перейти на мат, могу дать по голове,если на грани.
Она начинает пытаться меня стукнуть.С ошибками списывает условия задачи. Не советуйте мне прописи,они у нас они есть:но там все то же самое: каракули,тк.левша и писать сложно.По математике наловчилас решать только примеры,от задач нервная почесуха. Постоянно разбираем вместе.
Она часто не может найти тетради в портфеле,читает и учит не то,что нужно,бывало и такое.
Приносит не те тетради.
Короче,несобранность во всей красе.
Я не знаю,что мне делать.
И здоровья от этого не прибавляется.
Я потеряла уже 15 кг,выгляжу так,будто в гроб кладут.
У неё уже от слова уроки слезы и в школу со слезами встаёт.

181
МумикИдеальный перекус

в офисе-что для вас?
Всем здравствуйте!
Поделитесь, особенно интересно, кто на ПП. У нас не принято есть в офисе-максимум шоколадка и кофе/чай, я завтракаю очень рано-в 6:30. к 10:30 неприлично громко начиню урчать на весь офис от голода)))))), надо что то закинуть в топку, а вот что? Конфеты, шоколад не хочу, кто как выходит из положения?
вот заварила семена чиа, сижу, жду, не знаю, поможет ли)))
Ну и всем хорошего дня/вечера/ночи/утра)))))

174
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети