Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Как вырастить ребенка сильным и ловким

От того, как именно ребенок проживет первый год своей жизни, во многом зависит его будущее здоровье и физическое состояние. В этот период малыш полностью зависит от действий родителей, которые не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Давайте разберемся, что нужно делать маме и папе, чтобы их малыш вырос крепким, сильным и здоровым.


Фото: lori.ru

За первый год жизни с ребенком происходят невероятные изменения: преодолевая абсолютную беспомощность при рождении, он учится самостоятельно сидеть, ползать, переворачиваться, ходить. Родители по специальным таблицам отслеживают, вовремя ли их малыш овладел тем или иным навыком. Есть ли что-то еще, на что нужно обратить внимание родителям в плане физического развития младенца?

На этот вопрос нам ответила Марина Мелия, профессор психологии, автор книги «Главный секрет первого года жизни», мама троих детей.

– Мы видим то, что происходит «снаружи», но очень интересно, как устроен процесс физического развития «изнутри». Что «запускает» и поддерживает двигательную активность ребенка? Что является основой его будущей энергичности, целеустремленности, ловкости? Можно говорить о пяти ключевых составляющих физического развития, которые бурно развиваются именно в первый год: это тонус, телесная чувствительность, схема тела, ритм и целенаправленность движений.

– Расскажите о них поподробнее.

– Тонус чаще всего ассоциируется у нас с повышенным тонусом, то есть излишним напряжением мышц. Реже мы слышим про гипотонус – недостаточное напряжение, вялость мышц. Но тонус выполняет и многие другие важные функции. 
Нормальный тонус – это оптимальный баланс между напряжением и расслаблением. Он обеспечивает готовность всех мышц к работе, равновесие тела, управляет движениями и положением шеи и туловища, влияет на осанку, придает голосу наполненность и выразительность. 

Ребенок с гипертонусом чересчур напряжен, зажат, скован, он легко возбуждается – его невозможно ни спать уложить, ни одеть для прогулки, ни покормить нормально. Главная проблема таких детей – неспособность расслабиться, успокоиться.

Портрет человека с гипотонусом очень точно описал известный психофизиолог Н.А. Бернштейн: «Сутулая, согбенная фигура, … руки, обвисшие вдоль тела, как белье на веревке, легко наступающие головокружения». На сниженный тонус поначалу, как правило, не обращают внимания: дети с гипотонусом – послушные, не проявляют чрезмерной активности и не досаждают взрослым. Проблемы начинаются позже, когда становится понятно, что они быстро устают, ничего не хотят, их сложно чем-то заинтересовать, они растут вялыми и физически, и эмоционально.

Нормальный тонус – необходимое условие, чтобы ребенок рос ловким, сильным, активным и, что очень важно, способным не только напрягаться, но и расслабляться, и благодаря этому на физическом уровне чувствовать доверие к миру, единение с ним.

Фото: lori.ru

Телесная чувствительность. Все богатство жизни младенца состоит в телесных ощущениях: ему нужно все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус. Особенности его отношения с миром и с собственным телом, его восприимчивость к внешним и внутренним сигналам, а значит и его эмоциональная устойчивость, во многом будут зависеть от того, насколько приятными и разнообразными были впечатления, полученные им в первый год жизни.

Если младенец по каким-то причинам лишен достаточного количества впечатлений, впоследствии у него может развиться повышенная или пониженная чувствительность, а также состояние, связанное с постоянным поиском ощущений.

Ребенок с повышенной чувствительностью избегает прикосновений, болезненно реагирует на яркий свет или громкие звуки, ему не нравится определенная пища – ее запах, температура и даже текстура, его раздражает что-то из одежды. 

Ребенок с пониженной чувствительностью, наоборот, может не отвернуться от яркого света, не заметить неприятного запаха, не почувствовать вкуса еды. Он не замечает, что у него грязное лицо, руки, одежда.

Сегодня поступает очень много жалоб от родителей и учителей на детей, «ищущих ощущений». Они ерзают на месте, постоянно что-то теребят, любят громкие звуки, обнюхивают еду и предметы, могут облизывать и даже жевать несъедобные вещи, их активность мешает учителям и одноклассникам.

Фото: lori.ru

Схема тела. При появлении на свет младенец относится к частям своего тела как к посторонним предметам – игрушкам, соске и т.д. Но постепенно у него создается «схема тела» – еще неосознаваемый образ себя, который очень важен, чтобы научиться координировать движения, манипулировать предметами и выполнять различные действия. Если схема тела искажается, ребенок растет неловким и неуклюжим, его движения будут несмелыми, неточными.

К схеме тела относятся и границы тела, которые помогают нам отделять себя от внешнего мира и различать, где я, а где не я, что мое, а что не мое. Физические границы становятся основой для психологических границ, умения «держать дистанцию» в отношениях с другими людьми, способности «защищать» свои границы и уважать границы других.

Дети, которые своих психологических границ почти не ощущают, их и не отстаивают. Они позволяют обращаться с собой как с предметами: их можно легко отодвинуть, «переставить» на другое место. При этом сами они могут то и дело нарушать границы других людей: липнуть к незнакомым, обнимать их, вешаться к ним на шею.

Фото: lori.ru

Ритм. Формирование ритма очень важно для развития ребенка. Самые первые ритмы, с которыми он знакомится еще в утробе матери, – это ритмы ее ходьбы, речи, биения ее сердца. С появлением на свет малышу предстоит освоить новую среду и множество новых ритмов, например, научиться правильно дышать. Благодаря ритму вырабатываются двигательные навыки, уравновешиваются, гармонизируются любые движения. И тогда, как пишет Бернштейн, «последовательные шаги при ходьбе или беге получаются одинаковыми, как монеты одной и той же чеканки». Ребенок начинает лучше чувствовать свое тело и управлять им. Он меньше устает, быстрее восстанавливает силы, уходят неловкость, суетливость и торопливость.

Когда ритмы ребенка сбиты, он плохо привыкает к режиму, распорядку дня, его сложно успокоить после игры и уложить спать. То есть ему трудно переключиться с одного действия на другое, ведь у каждого из них – свой ритм. 

Целенаправленность движений. Примерно с четырех месяцев маленький ребенок учится показывать пальчиком, хватать то, что он видит перед собой, бросать предметы. Когда он пытается взять конкретный предмет, доползти до игрушки или до мамы, его действия направлены на решение конкретной задачи и у них появляется определенная цель, на которой нужно удерживать внимание.

Частая проблема современных детей – гиперактивность и дефицит внимания. Ребенок может быть живым и шустрым, но его активность носит бесцельный и беспорядочный характер: он не способен сосредоточиться на чем-то одном, ждать, достигать цели, даже очень простой. В школьном возрасте такие дети доставляют массу проблем учителям и родителям: мы не увидим их подолгу сидящими за книжкой или рисованием, любое начатое дело они бросают, даже не попытавшись довести его до конца. А корни подобных проблем могут лежать как раз в самом раннем детстве.

Фото: lori.ru

– Что нужно делать родителям? Отдавать ребенка на специальные занятия, приглашать домой специалистов, регулярно выполнять какие-то упражнения?

– Самые современные исследования младенческого возраста подтверждают то, что мамы всегда знали интуитивно: поистине волшебным средством является тесный контакт с малышом в первый год его жизни.

Например, когда мама нянчится с ребенком, обнимает его, укачивает, кормит грудью, она собственным тонусом буквально выстраивает его тонус. Недаром рекомендуется кормить младенца – пусть даже из бутылочки – не в кроватке или на стуле, а держа его на руках и прижимая к себе. В любящих руках, где тепло и безопасно, можно расслабиться, любое напряжение снимается мягким покачиванием или нежным поглаживанием. Если мама расслаблена и спокойна, это передается и младенцу.

Кроме того, нянчась с малышом, мама обеспечивает ему благоприятную среду для получения разнообразных впечатлений и ощущений, которые формируют телесную чувствительность. Жизнь на руках у мамы полна таких впечатлений: запах и вкус ее молока, звуки ее голоса, узоры на ее кофточке, ее прикосновения… Сейчас можно купить невероятное количество специальных игрушек, которые нацелены на развитие сенсорики, но за впечатлениями не обязательно ходить в магазин – стоит лишь внимательно посмотреть вокруг и постепенно знакомить малыша со всем многообразием мира, в котором он оказался.

Сформировать схему тела и обозначить его границы мама помогает малышу, когда купает его, переодевает, кормит, делает ему массаж. Она прикасается к ребенку, обнимает его, поглаживает, приговаривает: «А чья это у нас ножка?», «А где у нас глазки?», тем самым она «знакомит» младенца с его руками, ногами, пальчиками, лицом.

Фото: lori.ru

Почувствовать свое тело «изнутри» – мышцы, суставы – помогают различные упражнения и игры, в которых малыш преодолевает некоторое сопротивление: отталкивания руками и ногами, «бодания», игры с разными по тяжести предметами. 

Чувство ритма у ребенка тоже можно пробудить задолго до того, как этим специально начнут заниматься воспитатели и учителя. Для этого мамы используют особую любовь малышей к повторению и неустанно занимаются с ними, задавая ритм погремушками, хлопками, стишками, песенками и танцами. Ритм можно ускорять, и тем самым готовить ребенка к активным действиям, к игре, а можно замедлять – и тогда малыш успокаивается.

Когда мама играет с младенцем и предлагает ему, например, дотянуться до игрушки, она учит его фокусировать внимание, помогает определить цель и достичь ее, довести дело до конца. Малыш следит за игрушкой, тянется к ней, но бывает, что сразу схватить ее не удается. Иногда мама кладет игрушку так, чтобы малышу пришлось за ней ползти. По пути он может отвлекаться на что-то или на кого-то, но мама мягко пытается вернуть его к «выполнению задачи», снова привлекая внимание к игрушке. И вот наконец он дополз и схватил игрушку – мама тут же его похвалила, это их общая радость!

Именно «нянченье» – самый действенный способ сформировать у малыша оптимальный тонус, дать ему богатство телесных ощущений, создать схему тела, запустить ритмы и выработать целенаправленность движений. Поэтому развитие нашего ребенка – в буквальном смысле в наших руках.

Также читайте о том, как вырастить ребенка эмоционально устойчивым.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
7
Mark Blazgis
Хорошая статья, спасибо.
СсылкаПожаловаться
Юлия Кобелева
очень интересно,оказывается как все просто!разложили по полочкам то,что не давало мне покоя 6 лет1
СсылкаПожаловаться
елена панькова
хорошая статья
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимЛюбовь к Родине
Как вы рассказываете своему ребенку о любви к Родине? Нужно ли воспитывать ребенка патриотом?

Муж при 6-летней дочери может позволить такие выражения,как "Рашка", "совок", постоянно спорю с ним. Говорю,что так нельзя. С дочкой люблю ходить по краеведческим музеям, читаем книги о Руси, обычаях, историю России.

У ребенка интерес, просит новой и новой информации. Смотрим с ней старые фильмы о ВОВ. Очень любит Гусарскую балладу. А тут папа с такими словами...
368
АнонимЧто делать, если нравятся двое мужчин одновременно?
Жила я себе спокойно с сожителем, уже более 5-ти лет вместе, быт уже налажен, жизнь тихая и спокойная, без ссор и эмоций. Каждый будний день проходит по уже "накатанному" графику: после работы вместе ужинаем, общаемся, потом разбегаемся каждый "в свой угол", занимаемся своими делами. По выходным, в основном, каждый занят своими делами. Есть общие интересы, общие друзья, детей нет. Человек неидеальный, но в целом, неплохой, совсем неплохой. Перспективы дальнейшего развития отношений очень туманные: жениться он категорически против, однако не против (на словах) завести ребенка, но когда заходит речь о том, какой станет наша жизнь при наличии общего ребенка - никто из нас никаких конкретных представлений об этом не имеет, видимо, никто из нас не представляет совместную жизнь с общим ребенком.
До недавнего времени я была уверена, что у меня в личной жизни всё стабильно, жизнь устроена, никого себе не искала, ни с кем не знакомилась специально. 
Стоит указать возраст: мне 35 лет, моему сожителю - 36.
Но... впоследствии нескольких следующих друг за другом событий, в мой день рождения, в моё 35-ти летие, происходит знакомство с новым человеком. Первое впечатление: "Моя мечта, где ж ты был раньше..." - это самая первая мысль, которая промелькнула в моей голове в момент знакомства. Но стабильные отношения с сожителем я разрывать не собиралась, поэтому свою симпатию к этому новому знакомому от обоих я тщательно скрывала и держала всё под контролем. Общение с новым знакомым продолжилось, сначала только дружеское без попыток приблизится друг к другу. Когда я поняла, что ситуация начинает выходить из-под контроля, и я, и он хотим видеть друг друга чаще, я уехала с сожителем в отпуск в надежде забыть своего друга. Даже отключила интернет на несколько дней, чтобы не общаться с ним. Но забыть не смогла. Сожителю рассказала об этом (между нами секретов нет), он не принял это всерьез, однако, по возвращению, когда из аэропорта я сразу поехала на встречу с этим другом, до сожителя всё же дошло...
И теперь я оказалась между двух огней. Оба (и сожитель и новый избранник) знают друг о друге и всё более настойчиво просят сделать выбор (каждый, конечно, в свою пользу). Сама ощущаю себя не в своей тарелке: живу с одним, а встречаюсь с другим. К слову, сексуальных отношений нет ни с одним из них: сожителю в близости отказываю, а нового избранника настолько близко к себе не подпускаю.
Я метаюсь и не знаю, в чью пользу сделать выбор. Мне нравятся оба. Перспективы дальнейшего развития отношений (семья и дети) с новым избранником также туманны, мне кажется, мы столкнемся с большим количеством проблем и притирка будет очень нелегкой.
Т.е., по моему мнению, создать семью что с сожителем, что с новым избранником, поможет только чудо. 
Сожитель уверяет, что готов изменить в себе всё, что мне в нем не нравилось, быть таким, каким я хотела бы его видеть, лишь бы выбор был в его пользу. Но я в кардинальные изменения не верю, люди в таком возрасте не меняются.
Нового избранника я слишком мало знаю. Он тоже мне вешает лапшу на уши о счастливом совместном будущем. По умолчанию в лапшу не верю, но пока прошло не так много времени, чтобы лапша преобразовалась в реальные действия. Нужно хотя бы полгода, чтобы хоть в какой-то мере понять, что за человек, а такого времени на раздумья нет. Оба ждут моего выбора.
Новому избраннику, как и сожителю, 36 лет. Оба имеют 2 высших образования.
У сожителя доход поболее, однако у нас раздельный бюджет и ни копейки его денег я не вижу, всё и везде за себя оплачиваю сама, даже подарки сожитель не делает. В ресторане счет всегда раздельный (каждый сам оплачивает то, что заказал).
У избранника, как мне кажется, доход поменее, чем у сожителя, однако мне нравится его тяга к работе, работает много и с удовольствием. В ресторанах за меня платит (у него не возникает мысли о раздельном счете), небольшие приятные подарочки дарит.
У сожителя есть своя квартира, однако меня в свою квартиру жить не зовет (его квартира только для него), живем в моей квартире.
У избранника своей квартиры в нашем городе нет, снимает, но по его словам хочет купить квартиру, чтобы обосноваться здесь надолго (насколько это соответствует реальности и его финансовым возможностям - не знаю).
По каким критериям делать выбор, если нравятся оба? Долго тянуть это "подвешенное" состояние не получится.
170
АнонимКак должна себя вести массажист с ребенком?
Всем добрый вечер! 
У меня ребенку 7 месяцев, понадобился хороший массаж. Нашла женщину через знакомых, рекомендации очень хорошие, говорят чуть ли не дцпшников ставит на ноги, работает в больнице. Массаж не из дешевых, но все лучшее детям, как говорится. Сегодня пришла к нам первый раз. И меня испугало как она себя ведет с ребенком. Она ее хлестала, выгибала, кидала на стол, ручки и ножки как будто швыряла неаккуратно... Я понимаю, что она не погладить пришла, что это лечебный массаж и тут надо сильно делать, но я была в шоке от такого. Мне есть с чем сравнить, массаж не первый раз делаем, но такого не встречала... Она не сюсюкает, все быстро быстро и как-то резковато для такого малыша... Скажите, так должно быть или эта тетка ненормальная какая-то? Как у вас массаж проходил, так же жестко? Я просто в таком шоке пребываю, объясните мне, может я не понимаю чего?
149
БуКак пережить несправедливость?
Напишу очень коротко.
Расстались с отцом ребёнка по моей инициативе,  встречам дочки и её отца не мешала.

Сначала был один суд, потом второй суд о порядке общения дочки с отцом. Последний суд был год назад и этот суд был «вишенкой на торте».
В ходе судебного процесса была проведена психологическая судебная экспертиза, которая выявила, что дочке лучше жить со мной, я ею интересуюсь. Её отец саму дочку подавляет, и не интересуется тем, что действительно интересно дочке.

Также мною были приложены фото доказательства нарушения решения первого суда отцом ребенка. Также органы опеки составили акт условий жилья отца ребёнка , где написали, что квартира двухкомнатная и принадлежит ему. Я запросила выписку егрн, где было написано, что квартира принадлежит его сожительнице и квартира однокомнатная. Знаю, что в этой квартире они проживают втроём - отец моей дочки, сожительница и её десятилетний сын.

Все эти документы судом изучены не были, аппеляцию оставили не удовлетворения. Но суть в том, что я после решения суда узнаю, что судья, который вёл это дело, - наркоман и сбил людей у нас в городе (всю вину скинули на его водителя).

После всего этого, вот почти уже год, мне тошно. Я потеряла тонус. Набрала 17 кг (едой я не заедала, наоборот , когда стресс - есть не могу), начала болеть адски левая сторона тела, пошла к лучшему в городе психологу-психиатру-психотерапевту. Пропила 3 месяца антидепрессанты - хоть девая сторона отошла. Понимаю, что нужно ещё к психологу, сейчас в поисках.

Понимаю, что если сама не вытяну себя - никто меня не вытянет. Вопрос только - КАК? Как себя вытянуть?
148
БаловАННАяДиплом ради диплома
Чего греха таить, реальность такова, что многие дипломы имеются ради самого диплома. Я сейчас говорю о высшем образовании, которое всегда приветствуется, а в части профессий просто необходимо. Но вот соответствие "трудовой" специальности и того, какая специальность указана в дипломе не всегда, увы, совпадает. Безусловно, есть, например, медицинские специальности, где с дипломом энергетика хирургом не стать нивжисть.
Безусловно, есть профстандарты, но для коммерческих организаций они не указ.
В общем, к чему это я... А просто к некой справке, условной статистике, как много тех, кто работает совсем в другой сфере, не там, "на кого" учился.
И сыграл ли ваш диплом какую-то роль в трудоустройстве. А если диплом не соответствовал новой профессии, учились ли ещё, уже по специальности?
135
Хатуль Маданбабушка в 28?
Малахова смотрю, девы.. В шоке я. Девочке 13, она беременна. Ну ладно, нас уже не удивишь 13-летними мамами, в 11 рожала дева из Капотни.
Но отцу ребенка 10 лет и по словам соседей он курит, пьёт, нюхает, жуёт...
ДЕСЯТЬ лет!
Чего я не понимаю, как это возможно? 
113
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru