Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как вырастить ребенка сильным и ловким

От того, как именно ребенок проживет первый год своей жизни, во многом зависит его будущее здоровье и физическое состояние. В этот период малыш полностью зависит от действий родителей, которые не всегда знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. Давайте разберемся, что нужно делать маме и папе, чтобы их малыш вырос крепким, сильным и здоровым.


Фото: lori.ru

За первый год жизни с ребенком происходят невероятные изменения: преодолевая абсолютную беспомощность при рождении, он учится самостоятельно сидеть, ползать, переворачиваться, ходить. Родители по специальным таблицам отслеживают, вовремя ли их малыш овладел тем или иным навыком. Есть ли что-то еще, на что нужно обратить внимание родителям в плане физического развития младенца?

На этот вопрос нам ответила Марина Мелия, профессор психологии, автор книги «Главный секрет первого года жизни», мама троих детей.

– Мы видим то, что происходит «снаружи», но очень интересно, как устроен процесс физического развития «изнутри». Что «запускает» и поддерживает двигательную активность ребенка? Что является основой его будущей энергичности, целеустремленности, ловкости? Можно говорить о пяти ключевых составляющих физического развития, которые бурно развиваются именно в первый год: это тонус, телесная чувствительность, схема тела, ритм и целенаправленность движений.

– Расскажите о них поподробнее.

– Тонус чаще всего ассоциируется у нас с повышенным тонусом, то есть излишним напряжением мышц. Реже мы слышим про гипотонус – недостаточное напряжение, вялость мышц. Но тонус выполняет и многие другие важные функции. 
Нормальный тонус – это оптимальный баланс между напряжением и расслаблением. Он обеспечивает готовность всех мышц к работе, равновесие тела, управляет движениями и положением шеи и туловища, влияет на осанку, придает голосу наполненность и выразительность. 

Ребенок с гипертонусом чересчур напряжен, зажат, скован, он легко возбуждается – его невозможно ни спать уложить, ни одеть для прогулки, ни покормить нормально. Главная проблема таких детей – неспособность расслабиться, успокоиться.

Портрет человека с гипотонусом очень точно описал известный психофизиолог Н.А. Бернштейн: «Сутулая, согбенная фигура, … руки, обвисшие вдоль тела, как белье на веревке, легко наступающие головокружения». На сниженный тонус поначалу, как правило, не обращают внимания: дети с гипотонусом – послушные, не проявляют чрезмерной активности и не досаждают взрослым. Проблемы начинаются позже, когда становится понятно, что они быстро устают, ничего не хотят, их сложно чем-то заинтересовать, они растут вялыми и физически, и эмоционально.

Нормальный тонус – необходимое условие, чтобы ребенок рос ловким, сильным, активным и, что очень важно, способным не только напрягаться, но и расслабляться, и благодаря этому на физическом уровне чувствовать доверие к миру, единение с ним.

Фото: lori.ru

Телесная чувствительность. Все богатство жизни младенца состоит в телесных ощущениях: ему нужно все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус. Особенности его отношения с миром и с собственным телом, его восприимчивость к внешним и внутренним сигналам, а значит и его эмоциональная устойчивость, во многом будут зависеть от того, насколько приятными и разнообразными были впечатления, полученные им в первый год жизни.

Если младенец по каким-то причинам лишен достаточного количества впечатлений, впоследствии у него может развиться повышенная или пониженная чувствительность, а также состояние, связанное с постоянным поиском ощущений.

Ребенок с повышенной чувствительностью избегает прикосновений, болезненно реагирует на яркий свет или громкие звуки, ему не нравится определенная пища – ее запах, температура и даже текстура, его раздражает что-то из одежды. 

Ребенок с пониженной чувствительностью, наоборот, может не отвернуться от яркого света, не заметить неприятного запаха, не почувствовать вкуса еды. Он не замечает, что у него грязное лицо, руки, одежда.

Сегодня поступает очень много жалоб от родителей и учителей на детей, «ищущих ощущений». Они ерзают на месте, постоянно что-то теребят, любят громкие звуки, обнюхивают еду и предметы, могут облизывать и даже жевать несъедобные вещи, их активность мешает учителям и одноклассникам.

Фото: lori.ru

Схема тела. При появлении на свет младенец относится к частям своего тела как к посторонним предметам – игрушкам, соске и т.д. Но постепенно у него создается «схема тела» – еще неосознаваемый образ себя, который очень важен, чтобы научиться координировать движения, манипулировать предметами и выполнять различные действия. Если схема тела искажается, ребенок растет неловким и неуклюжим, его движения будут несмелыми, неточными.

К схеме тела относятся и границы тела, которые помогают нам отделять себя от внешнего мира и различать, где я, а где не я, что мое, а что не мое. Физические границы становятся основой для психологических границ, умения «держать дистанцию» в отношениях с другими людьми, способности «защищать» свои границы и уважать границы других.

Дети, которые своих психологических границ почти не ощущают, их и не отстаивают. Они позволяют обращаться с собой как с предметами: их можно легко отодвинуть, «переставить» на другое место. При этом сами они могут то и дело нарушать границы других людей: липнуть к незнакомым, обнимать их, вешаться к ним на шею.

Фото: lori.ru

Ритм. Формирование ритма очень важно для развития ребенка. Самые первые ритмы, с которыми он знакомится еще в утробе матери, – это ритмы ее ходьбы, речи, биения ее сердца. С появлением на свет малышу предстоит освоить новую среду и множество новых ритмов, например, научиться правильно дышать. Благодаря ритму вырабатываются двигательные навыки, уравновешиваются, гармонизируются любые движения. И тогда, как пишет Бернштейн, «последовательные шаги при ходьбе или беге получаются одинаковыми, как монеты одной и той же чеканки». Ребенок начинает лучше чувствовать свое тело и управлять им. Он меньше устает, быстрее восстанавливает силы, уходят неловкость, суетливость и торопливость.

Когда ритмы ребенка сбиты, он плохо привыкает к режиму, распорядку дня, его сложно успокоить после игры и уложить спать. То есть ему трудно переключиться с одного действия на другое, ведь у каждого из них – свой ритм. 

Целенаправленность движений. Примерно с четырех месяцев маленький ребенок учится показывать пальчиком, хватать то, что он видит перед собой, бросать предметы. Когда он пытается взять конкретный предмет, доползти до игрушки или до мамы, его действия направлены на решение конкретной задачи и у них появляется определенная цель, на которой нужно удерживать внимание.

Частая проблема современных детей – гиперактивность и дефицит внимания. Ребенок может быть живым и шустрым, но его активность носит бесцельный и беспорядочный характер: он не способен сосредоточиться на чем-то одном, ждать, достигать цели, даже очень простой. В школьном возрасте такие дети доставляют массу проблем учителям и родителям: мы не увидим их подолгу сидящими за книжкой или рисованием, любое начатое дело они бросают, даже не попытавшись довести его до конца. А корни подобных проблем могут лежать как раз в самом раннем детстве.

Фото: lori.ru

– Что нужно делать родителям? Отдавать ребенка на специальные занятия, приглашать домой специалистов, регулярно выполнять какие-то упражнения?

– Самые современные исследования младенческого возраста подтверждают то, что мамы всегда знали интуитивно: поистине волшебным средством является тесный контакт с малышом в первый год его жизни.

Например, когда мама нянчится с ребенком, обнимает его, укачивает, кормит грудью, она собственным тонусом буквально выстраивает его тонус. Недаром рекомендуется кормить младенца – пусть даже из бутылочки – не в кроватке или на стуле, а держа его на руках и прижимая к себе. В любящих руках, где тепло и безопасно, можно расслабиться, любое напряжение снимается мягким покачиванием или нежным поглаживанием. Если мама расслаблена и спокойна, это передается и младенцу.

Кроме того, нянчась с малышом, мама обеспечивает ему благоприятную среду для получения разнообразных впечатлений и ощущений, которые формируют телесную чувствительность. Жизнь на руках у мамы полна таких впечатлений: запах и вкус ее молока, звуки ее голоса, узоры на ее кофточке, ее прикосновения… Сейчас можно купить невероятное количество специальных игрушек, которые нацелены на развитие сенсорики, но за впечатлениями не обязательно ходить в магазин – стоит лишь внимательно посмотреть вокруг и постепенно знакомить малыша со всем многообразием мира, в котором он оказался.

Сформировать схему тела и обозначить его границы мама помогает малышу, когда купает его, переодевает, кормит, делает ему массаж. Она прикасается к ребенку, обнимает его, поглаживает, приговаривает: «А чья это у нас ножка?», «А где у нас глазки?», тем самым она «знакомит» младенца с его руками, ногами, пальчиками, лицом.

Фото: lori.ru

Почувствовать свое тело «изнутри» – мышцы, суставы – помогают различные упражнения и игры, в которых малыш преодолевает некоторое сопротивление: отталкивания руками и ногами, «бодания», игры с разными по тяжести предметами. 

Чувство ритма у ребенка тоже можно пробудить задолго до того, как этим специально начнут заниматься воспитатели и учителя. Для этого мамы используют особую любовь малышей к повторению и неустанно занимаются с ними, задавая ритм погремушками, хлопками, стишками, песенками и танцами. Ритм можно ускорять, и тем самым готовить ребенка к активным действиям, к игре, а можно замедлять – и тогда малыш успокаивается.

Когда мама играет с младенцем и предлагает ему, например, дотянуться до игрушки, она учит его фокусировать внимание, помогает определить цель и достичь ее, довести дело до конца. Малыш следит за игрушкой, тянется к ней, но бывает, что сразу схватить ее не удается. Иногда мама кладет игрушку так, чтобы малышу пришлось за ней ползти. По пути он может отвлекаться на что-то или на кого-то, но мама мягко пытается вернуть его к «выполнению задачи», снова привлекая внимание к игрушке. И вот наконец он дополз и схватил игрушку – мама тут же его похвалила, это их общая радость!

Именно «нянченье» – самый действенный способ сформировать у малыша оптимальный тонус, дать ему богатство телесных ощущений, создать схему тела, запустить ритмы и выработать целенаправленность движений. Поэтому развитие нашего ребенка – в буквальном смысле в наших руках.

Также читайте о том, как вырастить ребенка эмоционально устойчивым.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
7
Normal person
Неплохая статья. Все просто и понятно.
СсылкаПожаловаться
Таня Безрукова
Всё что прочитала мною пережито.Хорошая статья .Многое объясняет
СсылкаПожаловаться
galina zajceva
полезно!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаФильм "Девчата". Что осталось за кадром...

Всем доброго времен суток.

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из моих любимейших фильмов «Девчата». 

Снимался он в 1961 году. Это было удивительное время - начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же - увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.


Приятного чтения!!!

Прошлая тема была посвящена фильму "Карнавальная ночь"

446
MimiЧто это?

Вот, если человек, который очень сильно болен, даже неизвестно чем, а детям все ровно, они особо не беспокоятся и считают, что мама претворяемая (дети после того как обзавелись семьей с матерью общаются редко, хоть она и очень сильно их любит), то это что? Так воспитаны дети или судьба?

322
Незнайка по имени РикаДети в трудностях и бедности

Здравствуйте! Скажите, есть ли тут люди, которые не смотря на своё бедственное положение, тяжёлые финансовые трудности, рожали детей?? Т.е. не делали греха аборта. Как сложились Ваша жизнь? Злые языки мимо идите.

279
ЕвдокияДворянские имена. И не только…

На протяжении долгих веков аристократы отличались от простолюдинов практически всем: одеждой, манерой поведения. После петровских реформ эти различия увеличились, а при Елизавете Петровне русские дворяне даже заговорили по-французски.
 
Соответствующее имя было ещё одним способом продемонстрировать своё высокое положение в обществе. Имя без всяких титулов свидетельствовало о дворянском происхождении человека.
 
Какие имена были под негласным запретом у русских дворян? Как не называли своих детей крестьяне?

213
чайная розаЧС и Торговые Центры.

Добрый день. Хочу поговорить с Вами вот о чем. Вчера была эвакуация в одном из ТРЦ нашего города.  Одна посетительница оставила ребенка в игровой комнате, когда началась тревога, сегодня она жаловалась в черный список нашего города:
"В чёрный список ТРЦ "
Сегодня попали на экстренную эвакуацию...хоть и ложную. Ребёнка, оставили в детской комнате, пошли сдавать куртки, объявили эвакуацию, еле слышно! Никто ничего сначала не понял. Потом я увидела как опускается противопожарная штора и тут понеслось... Еле успела протиснуться под ней. Позже, увидела, что эта штора выломанна, видно кто-то из родителей, ломился.Показать полностью… Добежав до детской комнаты, ужа нулась. Там просто мясо, толпа взрослых толкая чужих детей, спасали свое чадо!!! Никто!!! Их персонала не сообщили где выходы, никто не организовал эвакуацию... Просто все сидели и смотрели на то так детей топчут!!! Один, только ОДИН!! мужчина попытался врозумить взрослых(спасибо ему за это) .... Слава Богу сообщили о ложной тревоге... Но каких нервов это стоило... Дети плакали, взрослые кричали... Это жутко... Пока эти три минуты я искала свою дочь... Это как в фильме ужасов... Разрывается внутри, вдруг не успеешь... Сразу вспоминаю кадры из "зимней вишни"... Жутко... И никто из сотрудников не сказал, что были выходы ещё в другом конце площадки... Потом люди сказали, что они были закрыты. Была там с мамой, она осталась по ту сторону шторы. Все работники бежали мимо и скрывались в дверях. А вот лишь один из многочисленных, причём не словянской внешности охранник показал выход, и помог вывести девочку с коляской... В панике не видно совершенно, маленьких табличек "выход".... В общем это ужас... У меня шок, ребёнок перенёс стресс... В топку такой отдых...
Я сама работаю в другом ТРЦ, безопасность у нас неплохая, одна из лучших  среди других центров, было проведено несколько мероприятий,обучение и памятки. В свою очередь я, как руководитель научила своих сотрудников. Конечно, ситуации разные бываю, в большинстве человеческая паника играет очень злую шутку с нами.
Замечаю, что многие оставляют детей на девушек в игровых комнатах, многие теряют своих детей в центрах, охрана ищет родителей, дети паникуют. Я против оставления детей в этих развлекаловках одних. Не всегда сотрудники компетентны, я по молодости сама хотела устроиться в подобную вещь. Надеюсь, правила сейчас другие, раньше можно было принести справку от нарколога и психиатра- вот ты уже и сотрудник детского заведения. Видела откровенно плохой персонал, в тч в нашем тц.
Дочери разъяснили, как вести себя при ЧС, и все-таки  слежу,чтобы не шаталась по тц. Кинотеатр выбирает отдельностоящий, макдак тоже. Но, ей почти 13.
Вопросы следующие - а Вы доверяете своих детей сотрудникам развлекательных комнат? Как проводите беседы с детьми? Отвечаю на комменты редко, не обижайтесь)

143
КираПодскажите.Замкнутый круг.

Дочь моей подруги,15 лет из районного города в областной из поликлиники увезли на скорой из-за-повышенного сахара в крови.В больнице врач сразу же девочку "посадила"на инсулин.Это в ноябре было.При выписке дали заключение сахарный диабет 1 типа-оформляйте инвалидность.Комиссия ВТЭК отказала в инвалидности.Что делать ?

126
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети