Как устроить детям (а заодно и себе) цифровой детокс: 4 шага

Если дети не отрываются от экранов гаджетов, пора брать дело в свои руки.
Мама троих детей. Всю жизнь работаю с самыми разными текстами.
Источник: Freepik

Во время пандемии для многих детей планшеты и смартфоны стали единственным «окном в мир» — благодаря гаджетам они учились, играли и общались с друзьями. А родителям, перешедшим на удаленную работу, приходилось закрывать глаза на то, что дети целыми днями сидят и смотрят в экран. В результате детское «экранное время» как начало зашкаливать, так и продолжает — потому что уже превратилось в плохую привычку, а то и зависимость.

Может быть, пора вернуть «экранное время» под контроль и устроить детям цифровой детокс? Как разобраться с этой проблемой и выстроить новые, более здоровые отношения ребенка с электронными устройствами, рассказала сайту lifehacker.com детский психиатр Хелен Эггер.

1. Простите себя

Да, избыток «экранного времени» вреден для детей, но мы все столкнулись с экстремальной, травмирующей ситуацией — и не должны себя винить за то, что «отпустили вожжи». Хорошая новость состоит в том, что все можно исправить.

2. Помните, что во всем виноват дофамин

Именно физиологическая реакция — выброс в мозг «гормона удовольствия» дофамина — лежит в основе пристрастия детей (и не только детей) к гаджетам. Вспомните о том, что первое, что делаете вы сами после утреннего звонка будильника — хватаетесь за телефон.

Видеоигры, соцсети и приложения «заточены» на то, чтобы мы их не бросали. Они стимулируют часть мозга, вырабатывающую дофамин, так называемую систему вознаграждения. Поэтому важно понимать, что такой тип поведения обусловлен тем, что мозгу требуются все новые и новые всплески дофамина, — и разорвать этот порочный круг гораздо труднее, чем если бы это была просто привычка.

Если общение с гаджетами совсем не получается контролировать и оно начинает вытеснять все то, что ребенок любил раньше — спорт, офлайн-игры, рисование, общение с семьей — пора вмешаться.  

3. Оцените масштаб проблемы

У вас может быть общее ощущение, что дети постоянно сидят в гаджетах. Но, если они уже достаточно большие, чтобы заходить в устройства без вашей помощи, вы не видите полной картины происходящего. Начните обращать внимание на то, когда дети пользуются гаджетами и сколько проводят в них времени. Возможно, выяснится, что существуют более и менее проблематичные в этом смысле отрезки времени в течение дня. Именно на них стоит сосредоточиться и постараться, чтобы в эти периоды у детей были иные увлекающие их занятия.

Хорошая идея обратить внимание на себя. Вы можете сколько угодно говорить детям о вреде постоянного «сидения» в гаджетах, но если вы при этом сами не высовываете носа из телефона, то транслируете детям, мягко говоря, противоречивое послание.

4. Разработайте семейный план

После того как вы простили себе все «цифровые» грехи, поняли, какую роль во всем этом играет дофамин, и осознали масштаб бедствия, настало время обсудить сложившуюся ситуацию со всеми ее членами.

Если ваши дети уже способны самостоятельно пользоваться гаджетами, они, скорее всего, способны и понять следующее. Хотя из-за карантина им разрешали сидеть в планшетах и телефонах больше, чем прежде, сейчас жизнь потихоньку возвращается на прежние рельсы, поэтому пора и им возвращаться к прежнему нормальному режиму. И заниматься разными интересными вещами не в сети, а в реале. Пусть дети сами предложат, чем бы они хотели заняться, — и вы можете с ними обсудить, как этого достичь.

Источник: Freepik

Затем вместе разработайте общие для всех членов семьи правила, которым все должны неукоснительно следовать. В какое время дня разрешается сидеть в гаджетах и как долго? Какие зоны в доме будут отведены для этих занятий?

Например, можно ввести запрет на пользование телефонами во время общих трапез или во время семейных сборов.

При этом разрешенное «экранное время» не должно выглядеть так, что все члены семьи сидят в одиночестве по углам. Это время тоже можно использовать для укрепления семейных отношений — например, можно попросить детей научить родителей играть в их любимую видеоигру или всем вместе посмотреть мультики, кино или телешоу.

Другими словами, не очень хорошая идея просто одним днем издать декрет, согласно которому отныне детям разрешен только час «экранного времени» в день. Это не должно быть наказанием — речь идет о выстраивании приоритетов.

Важно говорить об ограничениях в позитивном ключе и объяснить, что, упорядочивая общение с гаджетами, мы возвращаем себе свою настоящую жизнь, все то, что мы в ней любим и ценим.

Читайте также: