Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как учат русский язык в школах Италии и кто такие билингвы

Смешанные браки, в которых мама и папа говорят на разных языках и воспитывают ребенка билингва (слышит речь на двух разных языках с рождения), – не редкость. О том, как и чему учат таких детей в русских школах Милана, и посвящен наш сегодняшний материал.


В Италии год от года продолжает расти количество детей, которые с детства привыкли познавать окружающий мир на двух языках – русском и итальянском. Имя этим детям – билингвы. Ученые считают, что именно они – будущее современного мира. Такие дети с самого раннего детства привыкли познавать окружающий мир в системе двух координат, двух языков, двух культур.

Феномен билингвизма повсеместно становится настолько распространенным явлением, что английские ученые уверены, что к 2020 году большинство жителей цивилизованных государств будут владеть двумя и более языками, а монолингвов останется всего 30%.

Что выделяет билингвов среди сверстников, для которых родным является лишь один язык? В чем же преимущества билингвов? Эти вопросы мы задали педагогам двух ведущих русских школ в Милане – Марине Сергеевой, заместителю директора крупнейшего в Милане учебно-образовательного центра «Гармония», и Оксане Беженарь, преподавателю из русского образовательного центра «Академия», имеющему 10-летний опыт работы с билингвами.

Выпускники учебно-образовательного центра «Гармония».

– Факт билингвизма как-то влияет на успеваемость, усидчивость ребенка? Выделяются ли такие дети среди «обычных» сверстников?

Марина Сергеева: Особенность двуязычных детей заключается в том, что с рождения у них параллельно развиваются две языковые системы, зачастую – резко противоположные по структурному построению. На практике это проявляется в том, что билингвы начинают говорить позже обычных сверстников, но сразу на обоих языках. Именно поэтому иногда складывается ложное впечатление, что билингвы отстают в развитии от детей, для которых родным является только один язык.

Между тем многочисленные научные исследования и практика показали, что билингвизм ребенка положительно сказывается на развитии памяти, анализа, сообразительности, быстроте реакции, логике. У детей-билингвов развиты лингвистическая интуиция, языковая догадка, умение быстро переключаться с одного языка на другой. Билингвы вырастают более креативными людьми.

Оксана Беженарь: Думаю, что все дети особенные. А дети-билингвы отличаются от других детей тем, что у них, несомненно, шире кругозор, есть языковое чутье (способность догадаться о значении слова/фразы), больше интерес к другим языкам. 

– Как и почему методы обучения детей-билингвов отличаются от общепринятых методов обучения в обычных школах?

Марина Сергеева: В развитии ребенка-билингва параллельно сосуществуют два речевых мира и поэтому нужно искать новые методы обучения, которые позволили бы сравнить оба этих мира и наглядно продемонстрировать ребенку богатство и красоту обоих языков и культур. К примеру, в нашей школе мы пользуемся метапредметным методом обучения. Изучая русский язык, наши ученики занимаются не только грамматикой и развитием речи, но и учатся правильно говорить по-русски, занимаясь в кружках, готовя театральные постановки, разучивая песенки. Знакомство с русским языком вводится через разноплановые игры, через знакомство с окружающим миром, через труд, через ознакомление с классической и русской народной музыкой, с детской литературой и фольклором.

Во время загрузки произошла ошибка.

Оксана Беженарь: Один из методов, который я часто использую в своей работе, это сравнение двух, а иногда и трех культур, например, Деда Мороза, Баббо Натале и Санта Клауса. Ведь язык – это не только грамматика и лексика, но и культура. В остальном, не думаю, что методы кардинально отличаются от общепринятых.

Существует другая проблема: как за ничтожно малое количество часов дать недельный материал. Выручают комбинированные методы обучения (например, объединенные занятия – рисование+развитие речи, математика+лепка+музыка) и, конечно, современная техника – интерактивные доски, электронные игры.

– Переняли ли вы у итальянцев какие-то методики и схемы обучения, отличные от традиционного для России обучения?

Марина Сергеева: Я думаю, мы можем смело констатировать, что сама структура организации русского языка как системы во многом отличается от европейской. В том числе и поэтому мы склонны больше опираться на методики, разработанные российскими учеными, однако мы не исключаем из нашей практики и зарубежный опыт. Например, в дошкольном отделении мы успешно применяем методики обучения детей итальянки Марии Монтессори.

Оксана Беженарь: Лично мне нравится дружелюбность и открытость итальянских преподавателей по отношению к детям, особенно по сравнению с авторитарным стилем общения, принятым в наших отечественных школах. Это, несомненно, стоит позаимствовать и нашим педагогам.

– С какими проблемами вам приходится сталкиваться в русских школах за границей чаще всего? Как вы разрешаете конфликты между сверстниками, которые, например, дразнят друг друга из-за итальянского акцента в русском языке? Я слышала о таких случаях от многих русских мам в Милане.

Марина Сергеева: Главное в процессе обучения – это четкая организация. Это касается не только административной работы, но и методической. Мы много работаем прежде всего для предупреждения конфликтных ситуаций как между педагогами, так и между педагогами и родителями. Как нам это удается? К примеру, наши учителя регулярно участвуют в профильных семинарах для повышения уровня квалификации и в методических конференциях, где педагоги имеют возможность обсудить и сравнить методы преподавания. Мы строим дружный и профессиональный коллектив.

Во время загрузки произошла ошибка.

Мы вовлекаем родителей в деятельность школы: в каждой группе и классе есть представитель родительского комитета, который активно сотрудничает с председателем родительского комитета школы. Многие предложения, которые поступают со стороны родителей, оказывают нам очень большую помощь в организации работы школы.

Что касается упомянутых вами конфликтов, я могу предположить, что, скорее всего, речь идет о подростках, и это совершенно естественно для детей этого возраста, ведь подростки ищут свое собственное «Я» в окружающем мире, пытаются самоутвердиться как личность, однако пути этого поиска им пока мало известны. По этой причине и возникают подобные ситуации,  дети начинают дразнить друг друга, пытаться «задеть» своего сверстника, чтобы таком образом продемонстрировать  свое «Я», где-то даже самоутвердиться, нащупать границы дозволенного в мире. Эти трудности временны и решаются в ходе бесед с подростками.

Оксана Беженарь: Основная проблема – в различии дидактических традиций. Их так много, что я ограничусь одной фразой: мы, получившие образование в советский и/или постсоветский периоды, привыкли к другой школе, к другому подходу, что и является в основном причиной разногласий.

По поводу акцента могу сказать, что у многих эмигрировавших взрослых акцент появляется со временем. А у детей, которые проводят всего лишь несколько недель в русскоязычной среде или вообще не ездят на историческую родину родителей, акцент будет тем более. Стоит поговорить с ребенком и предупредить его о возможных проблемах с акцентом, объяснить, что это нормально.

Для устранения акцента нужно чаще смотреть российское телевидение, например, у нас дома на ура проходит просмотр российской телевизионной передачи «Голос». Мы всей семьей болели за участников, обсуждали оценки жюри. Могу посоветовать еще заниматься пением. Кстати, моя дочь посещает хор «Браво», функционирующий при нашей «Академии», поэтому то, что у нее нет акцента, – заслуга руководителя хора.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Как обстоят дела с дисциплиной у маленьких итальянцев?

Марина Сергеева: Если дети захотят учиться, то и вопрос о дисциплине не будет стоять так остро. Приведу пример: дошкольники начинают посещать детский сад с 2,5-3 лет, что совпадает с первым возрастным кризисом у малышей. В первые два «критических» – и для детей, и для педагогов – месяца мы позволяем родителям присутствовать на занятиях для того, чтобы малыши чувствовали себя уверенно, в безопасности. Очень довольны и родители, потому что имеют возможность лично поприсутствовать на занятиях. Конечно же, это только на пользу обучению.

Оксана Беженарь: У моей восьмилетней дочери нет проблем с дисциплиной. Наоборот, все преподаватели отмечают необыкновенную усидчивость. Правда, иногда жалуются на то, что она бывает рассеянна.

– Какие советы вы даете родителям билингвов?

Марина Сергеева: Во-первых, любите своих детей, любящее сердце всегда подскажет добрый совет. Во-вторых, если вы серьезно настроены на то, чтобы ваш ребенок понимал и говорил на двух языках, придерживайтесь основного правила – «один – родитель, один – язык». Не ограничивайтесь «бытовым» языком, больше читайте художественной литературы, играйте с детьми на русском языке, беседуйте с ними на разные темы.

Оксана Беженарь: Главное – следовать принципу: один родитель – один язык. И помнить, что невозможно научить языку без культуры. Лично моим руководством к действию стала фраза И.В. Гете о том, что «родители должны дать детям корни и крылья».

Также читайте о том, как воспитывают чемпионов в Академии Рафаэля Надаля.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
42
людмила кузнецова
у меня тоже нет проблем я и русский и туркменский и английский язык вообще проблем не было
СсылкаПожаловаться
Heike
В ответ на комментарий от ibragim bulatov История переписки5
ibragim bulatov
Так он свободно разговаривал на этих языках,хотя ему только русский был родной и в школе все говорили только по русски.
СсылкаПожаловаться
Вы имели возможность оценить, насколько свободно он разговаривал? К вам приезжали представители этих 14 национальностей, он с ними разговаривал, они оценивали качество его владения языками?
У нас в школе был учитель, он любил здороваться с нами на разных языках и вставлять в речь иноязычные фразы. Мы были уверены, что он знает кучу языков))) Однажды спросили его, сколько же языков он знает. Он честно ответил: кроме русского, ни одного.
СсылкаПожаловаться
nina krasnova
Спасибо, Анна. Прочитала с интересом, хотя лично для меня тема не актуальная.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
501
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
292
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
264
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
223
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
178
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
140
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru