Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как учат русский язык в школах Италии и кто такие билингвы

Смешанные браки, в которых мама и папа говорят на разных языках и воспитывают ребенка билингва (слышит речь на двух разных языках с рождения), – не редкость. О том, как и чему учат таких детей в русских школах Милана, и посвящен наш сегодняшний материал.


В Италии год от года продолжает расти количество детей, которые с детства привыкли познавать окружающий мир на двух языках – русском и итальянском. Имя этим детям – билингвы. Ученые считают, что именно они – будущее современного мира. Такие дети с самого раннего детства привыкли познавать окружающий мир в системе двух координат, двух языков, двух культур.

Феномен билингвизма повсеместно становится настолько распространенным явлением, что английские ученые уверены, что к 2020 году большинство жителей цивилизованных государств будут владеть двумя и более языками, а монолингвов останется всего 30%.

Что выделяет билингвов среди сверстников, для которых родным является лишь один язык? В чем же преимущества билингвов? Эти вопросы мы задали педагогам двух ведущих русских школ в Милане – Марине Сергеевой, заместителю директора крупнейшего в Милане учебно-образовательного центра «Гармония», и Оксане Беженарь, преподавателю из русского образовательного центра «Академия», имеющему 10-летний опыт работы с билингвами.

Выпускники учебно-образовательного центра «Гармония».

– Факт билингвизма как-то влияет на успеваемость, усидчивость ребенка? Выделяются ли такие дети среди «обычных» сверстников?

Марина Сергеева: Особенность двуязычных детей заключается в том, что с рождения у них параллельно развиваются две языковые системы, зачастую – резко противоположные по структурному построению. На практике это проявляется в том, что билингвы начинают говорить позже обычных сверстников, но сразу на обоих языках. Именно поэтому иногда складывается ложное впечатление, что билингвы отстают в развитии от детей, для которых родным является только один язык.

Между тем многочисленные научные исследования и практика показали, что билингвизм ребенка положительно сказывается на развитии памяти, анализа, сообразительности, быстроте реакции, логике. У детей-билингвов развиты лингвистическая интуиция, языковая догадка, умение быстро переключаться с одного языка на другой. Билингвы вырастают более креативными людьми.

Оксана Беженарь: Думаю, что все дети особенные. А дети-билингвы отличаются от других детей тем, что у них, несомненно, шире кругозор, есть языковое чутье (способность догадаться о значении слова/фразы), больше интерес к другим языкам. 

– Как и почему методы обучения детей-билингвов отличаются от общепринятых методов обучения в обычных школах?

Марина Сергеева: В развитии ребенка-билингва параллельно сосуществуют два речевых мира и поэтому нужно искать новые методы обучения, которые позволили бы сравнить оба этих мира и наглядно продемонстрировать ребенку богатство и красоту обоих языков и культур. К примеру, в нашей школе мы пользуемся метапредметным методом обучения. Изучая русский язык, наши ученики занимаются не только грамматикой и развитием речи, но и учатся правильно говорить по-русски, занимаясь в кружках, готовя театральные постановки, разучивая песенки. Знакомство с русским языком вводится через разноплановые игры, через знакомство с окружающим миром, через труд, через ознакомление с классической и русской народной музыкой, с детской литературой и фольклором.

Во время загрузки произошла ошибка.

Оксана Беженарь: Один из методов, который я часто использую в своей работе, это сравнение двух, а иногда и трех культур, например, Деда Мороза, Баббо Натале и Санта Клауса. Ведь язык – это не только грамматика и лексика, но и культура. В остальном, не думаю, что методы кардинально отличаются от общепринятых.

Существует другая проблема: как за ничтожно малое количество часов дать недельный материал. Выручают комбинированные методы обучения (например, объединенные занятия – рисование+развитие речи, математика+лепка+музыка) и, конечно, современная техника – интерактивные доски, электронные игры.

– Переняли ли вы у итальянцев какие-то методики и схемы обучения, отличные от традиционного для России обучения?

Марина Сергеева: Я думаю, мы можем смело констатировать, что сама структура организации русского языка как системы во многом отличается от европейской. В том числе и поэтому мы склонны больше опираться на методики, разработанные российскими учеными, однако мы не исключаем из нашей практики и зарубежный опыт. Например, в дошкольном отделении мы успешно применяем методики обучения детей итальянки Марии Монтессори.

Оксана Беженарь: Лично мне нравится дружелюбность и открытость итальянских преподавателей по отношению к детям, особенно по сравнению с авторитарным стилем общения, принятым в наших отечественных школах. Это, несомненно, стоит позаимствовать и нашим педагогам.

– С какими проблемами вам приходится сталкиваться в русских школах за границей чаще всего? Как вы разрешаете конфликты между сверстниками, которые, например, дразнят друг друга из-за итальянского акцента в русском языке? Я слышала о таких случаях от многих русских мам в Милане.

Марина Сергеева: Главное в процессе обучения – это четкая организация. Это касается не только административной работы, но и методической. Мы много работаем прежде всего для предупреждения конфликтных ситуаций как между педагогами, так и между педагогами и родителями. Как нам это удается? К примеру, наши учителя регулярно участвуют в профильных семинарах для повышения уровня квалификации и в методических конференциях, где педагоги имеют возможность обсудить и сравнить методы преподавания. Мы строим дружный и профессиональный коллектив.

Во время загрузки произошла ошибка.

Мы вовлекаем родителей в деятельность школы: в каждой группе и классе есть представитель родительского комитета, который активно сотрудничает с председателем родительского комитета школы. Многие предложения, которые поступают со стороны родителей, оказывают нам очень большую помощь в организации работы школы.

Что касается упомянутых вами конфликтов, я могу предположить, что, скорее всего, речь идет о подростках, и это совершенно естественно для детей этого возраста, ведь подростки ищут свое собственное «Я» в окружающем мире, пытаются самоутвердиться как личность, однако пути этого поиска им пока мало известны. По этой причине и возникают подобные ситуации,  дети начинают дразнить друг друга, пытаться «задеть» своего сверстника, чтобы таком образом продемонстрировать  свое «Я», где-то даже самоутвердиться, нащупать границы дозволенного в мире. Эти трудности временны и решаются в ходе бесед с подростками.

Оксана Беженарь: Основная проблема – в различии дидактических традиций. Их так много, что я ограничусь одной фразой: мы, получившие образование в советский и/или постсоветский периоды, привыкли к другой школе, к другому подходу, что и является в основном причиной разногласий.

По поводу акцента могу сказать, что у многих эмигрировавших взрослых акцент появляется со временем. А у детей, которые проводят всего лишь несколько недель в русскоязычной среде или вообще не ездят на историческую родину родителей, акцент будет тем более. Стоит поговорить с ребенком и предупредить его о возможных проблемах с акцентом, объяснить, что это нормально.

Для устранения акцента нужно чаще смотреть российское телевидение, например, у нас дома на ура проходит просмотр российской телевизионной передачи «Голос». Мы всей семьей болели за участников, обсуждали оценки жюри. Могу посоветовать еще заниматься пением. Кстати, моя дочь посещает хор «Браво», функционирующий при нашей «Академии», поэтому то, что у нее нет акцента, – заслуга руководителя хора.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Как обстоят дела с дисциплиной у маленьких итальянцев?

Марина Сергеева: Если дети захотят учиться, то и вопрос о дисциплине не будет стоять так остро. Приведу пример: дошкольники начинают посещать детский сад с 2,5-3 лет, что совпадает с первым возрастным кризисом у малышей. В первые два «критических» – и для детей, и для педагогов – месяца мы позволяем родителям присутствовать на занятиях для того, чтобы малыши чувствовали себя уверенно, в безопасности. Очень довольны и родители, потому что имеют возможность лично поприсутствовать на занятиях. Конечно же, это только на пользу обучению.

Оксана Беженарь: У моей восьмилетней дочери нет проблем с дисциплиной. Наоборот, все преподаватели отмечают необыкновенную усидчивость. Правда, иногда жалуются на то, что она бывает рассеянна.

– Какие советы вы даете родителям билингвов?

Марина Сергеева: Во-первых, любите своих детей, любящее сердце всегда подскажет добрый совет. Во-вторых, если вы серьезно настроены на то, чтобы ваш ребенок понимал и говорил на двух языках, придерживайтесь основного правила – «один – родитель, один – язык». Не ограничивайтесь «бытовым» языком, больше читайте художественной литературы, играйте с детьми на русском языке, беседуйте с ними на разные темы.

Оксана Беженарь: Главное – следовать принципу: один родитель – один язык. И помнить, что невозможно научить языку без культуры. Лично моим руководством к действию стала фраза И.В. Гете о том, что «родители должны дать детям корни и крылья».

Также читайте о том, как воспитывают чемпионов в Академии Рафаэля Надаля.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
42
людмила кузнецова
у меня тоже нет проблем я и русский и туркменский и английский язык вообще проблем не было
СсылкаПожаловаться
Heike
В ответ на комментарий от ibragim bulatov История переписки5
ibragim bulatov
Так он свободно разговаривал на этих языках,хотя ему только русский был родной и в школе все говорили только по русски.
СсылкаПожаловаться
Вы имели возможность оценить, насколько свободно он разговаривал? К вам приезжали представители этих 14 национальностей, он с ними разговаривал, они оценивали качество его владения языками?
У нас в школе был учитель, он любил здороваться с нами на разных языках и вставлять в речь иноязычные фразы. Мы были уверены, что он знает кучу языков))) Однажды спросили его, сколько же языков он знает. Он честно ответил: кроме русского, ни одного.
СсылкаПожаловаться
nina krasnova
Спасибо, Анна. Прочитала с интересом, хотя лично для меня тема не актуальная.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Анонимкак поступить-то?
Сдаю квартиру много лет. Ремонт и мебель самые простые, но все необходимое в квартире есть. Свекровь слезно попросила поселить своих родственников - молодую семью с годовалым ребенком. Приходили, посмотрели , их все устроило, цена - особенно.

Дальше началось самое интересное. Через день звонок: можно мы  выкинем стол и диван? У нас свои есть, их и привезем. Причем при первом осмотре квартиры об этом ни слова не было сказано – их все устраивало. Говорю: нет, нельзя. Ладно, живут дальше, снова позвонили: а можно мы обои переклеим – ваши очень темные, нам не нравятся. Ну, говорю, обои ладно, переклеивайте, но за свой счет, меня и мои обои устраивают. Через два часа опять звонок: у вас ковер висит на стене, а можно мы его на пол положим, там наш ребенок играть будет?! И сегодня вечером снова звонок: нам не нравятся потолочные плинтусы, можно мы их оторвем и просто покрасим потолок? Нет, говорю, не разрешаю. Думаю, что это не последний их звонок и далеко не последняя просьба. 

Вообще-то, честно говоря, мне проще им уже отказать – надоели их постоянные просьбы и разбазаривание моего имущества – это моя квартира и моя мебель в ней, но со свекровью ссориться не хочется – она страшно обидится. Вот и как быть-то?
393
Татьяна СмирноваДоула. Нужна ли? Расскажите кто знаком)
Вчера зашла в торговый центр в кофейню. Там сидели беременные девочки кружком на диванчиком и что-то обсуждали. На выходе мне дали типа визитки, доула Ирина и координаты. Ну мне стало интересно...погуглила...
Это что, типа психолога на родах?

Более того, я зашла к ней на страничку в Инстраграмме и поняла, что это жена моего бывшего одногруппника. С ней я почти незнакома, но наслышана. Высшее образование, руководила отделением в Сбербанке. И вдруг доула
  И судя по страничке, она прямо увлечена этой "доульской" идеей. 
188
АА вы ходите 1 сентября на линейку с детьми?)
Если есть возможность ? Дочь требует моего присутствия)) идет в 6 класс) а мне крайне лень к 10 утра мыть голову и краситься) и присутствовать собственно- все это я наблюдала не один раз)
123
Мария СуховаОтказали в квоте на ЭКО. Что можно ещё предпринять?
Всемогущий форум, нужен совет. 
Ситуация сестры: 12 лет планирует ребенка, 2 брака, сейчас отношения без брака(свадьба в октябре). Мужчины не бесплодны. У неё тоже нет видимых причин, но не было ни одной даже задержки никогда. Гормоны, инфекции, проходимость труб и прочие манипуляции не дают ответа. Вроде как она здорова, а по факту не беременеет. Стоит первичное бесплодие много лет. Ну и по узи миома матки и снижение овариального резерва (амг при этом высокий), и по лапаре - не существенный эндометриоз.
Похоже, кроме частого вагиноза, у сестры вообще нет гинекол.болезней, от которых её надо лечить.
Постоянно ходит по врачам. То одна, то с мужчиной (третий муж получается). В общем, заведующая женской консультацией сама настояла, что 12 лет - это огромный срок и пора на эко. Сестра и сама хотела на эко, но диагноза нет подходящего. Собрали какой-то консилиум и сделали заключение, что у неё диагноз 97.8 (другие формы бесплодия) и чтоб документы собирала на эко. Собрала все документы на квоту, замучалась бегать. А минздрав отказал, якобы нет мед.основания для эко (свободные квоты есть).
Наверное сумбурно написала, надеюсь смысл понятен. Посоветуйте, что делать дальше....спасибо всем заранее
103
КлЁпаЯблоки, яблоки...
Девчули, всем бобра!!! Яблок нескончаемое количество! Поделитесь проверенными рецептами. Понятно, что гугл выдаст все, что хочешь, но их там оооочень много. Принимаю все: варенье, пастила, компот... что там еще можно сделать?
З.Ы. На шарлотку уже смотреть не можем ((((
97
чупакабраПро кидалово при аренде квартир
Девочки, долго думала где написать про эту историю, вообщем, пишу здесь)) 
Пишу, чтобы предостеречь тех, кто ищет квартиру на съем.
Попала в ситуацию не я, а моя коллега, и за нее было очень обидно.
Короче, девушка активно ищет в МСК однушку не дороже 30000 и состояние "более-менее". На сайте попадается подходящий вариант от собственника с ценой слегка ниже рынка и без залога. Списывается с хозяином. Он объясняет ситуацию: живет в Питере, приезжает в МСК на 4 часа, и за это время он должен удачно сдать жилье, встретиться с квартирантом, заключить договор, получить деньги, отдать ключи и т.д.
   Для гарантии встречи просит аванс 10000, по мылу присылает фото паспорта, свидетельство на квартиру на этого человека, билеты из Питера в Москву, туда и обратно через 4 часа. Все логично.
   Мы своим коллективом советовались-советовались, предложили попробовать без аванса, на что "хозяин" присылает фото - он и в руках тот же паспорт, пишет, что без аванса ему рисково.
    Короче, девушка сговорилась на 2000 аванса)))
    Спустя 3-4 часа "хозяин" пишет смс-ку, что у него форс-мажор, и спрашивает, куда вернуть деньги. Через 5 мин все телефоны его заблокированы((( ВОТ такая многоходовочка.
    может кому-то будет полезна эта информация, может кто-то напишет свою историю развода 
89
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru