Мой дом — Индия
Индия «запала» мне в сердце с детства. Родители привезли меня сюда, в штат Махараштра, в 1987 году. Мне тогда было 7 лет. Папа работал там на военном аэродроме и заводе по сборке и испытанию военных самолетов МИГ, а я ходила в небольшую русскую начальную школу. Мы провели там 3 года.
Когда я вернулась в Москву, мне до слез хотелось обратно, в Индию. Но вернуться было нельзя. В итоге мой мозг «спрятал» воспоминания об Индии в какой-то потайной короб, а я стала заново учиться жить в России.
Я выросла, закончила школу, поступила в университет, начались поездки по Европе... И однажды я познакомилась с ребятами, впоследствии – моими близкими друзьями, которые напомнили мне о детстве в Индии, рассказав о только что проведенных там месяцах. И мне снова захотелось увидеть эту страну – на этот раз, глазами взрослого человека. Приехав туда, я почувствовала, что вернулась домой. С тех пор я и живу в Индии, в штате Гоа.
Детский сад: любовь — и «полный отрыв»!
В Гоа есть разные варианты обучения: общественные школы, частные школы за умеренную плату и дорогие частные школы (такие школы-интернаты находятся недалеко от Бомбея или в горах штата Керала или Махараштры). Я выбрала для Архипа небольшое частное учебное заведение. На его территории есть и детский сад, и школа. Это удобно: пока дети ходят в сад, они потихоньку привыкают к школе, и идут туда почти той же компанией.
В детский сад детей берут с 3 лет. Индийский детский сад – очень приятная организация. Там нет таких жестких правил, какие я помню в советском детском саду. Здесь к детям относятся мягко, не строят по парам, не дают им жестких указаний, следят за ними по принципу: главное, чтобы ребенок себе не навредил.
Например, в нашем садике дети спят, когда захотят. Если вдруг ребенок уснул, утомившись от игры, никто не станет его будить, даже если пришло время идти на занятие. Подход такой: если ребенок спит – значит, ему это нужно. А позанимается он завтра.
В Индии нет педагогического университета, а значит, нет четко регламентированных правил воспитания. Воспитателями работают местные индийские женщины – мамы и бабушки, которые научились общаться с детьми не по книгам, а на своем опыте. Все они детей очень любят и постоянно проявляют эту любовь: берут малышей на руки, обнимают, разговаривают с ними. С такими воспитателями дети на удивление быстро перестают плакать, даже если это – малыш, который очень привязан к маме и пришел в садик впервые.
На занятиях дети делают то же, что и в других садах: клеят аппликации, лепят, рисуют, учат алфавит (в нашем случае – английский), изучают формы, фигуры, цвета, счет... Воспитатели говорят только по-английски, даже с индийскими детьми.
На перемене детям позволяют «оторваться» по полной программе. Грязные штаны, шорты и платья, оторванные пуговицы – все это никого не беспокоит: они же – дети, и им необходимо «выпустить пар» после 40 минут учебы!
Принимают всех, кроме «сезонных детей»
Школа обходится нам в 80 000 индийских рупий в год (около 70 000 рублей). Сюда входит, собственно, обучение, а также школьный автобус и обеды.
Учеба продолжается с июня по апрель. Потом – летние каникулы: они начинаются в самую жару и заканчиваются с первыми дождями. В первый класс дети идут с 6 лет. График учебы – с 8:30 до 15:30. Урок длится 45 минут.
Программа в школе аккредитована министерством образования Индии. Все учебники написаны на английском языке. Уроки тоже проходят на английском.
В эту школу принимают всех, кроме так называемых «сезонных детей», которые приезжают на 2-3 месяца в год. Директор таких детей не берет, потому что они, как правило, плохо говорят по-английски, и потому замедляют обучение, кучкуются своими группами и мало общаются с другими.
В школе только треть детей – индийские. Среди них есть и гоанские, и ребята из других штатов, и дети от смешанных браков. А две трети детей – самого разного происхождения: японцы, китайцы, немцы, британцы, французы, итальянцы... И все они с детского сада дружат.
Мне очень нравится, что у Архипа есть самые разные друзья, и ему не приходит в голову «общаться по национальности». Все дети в школе принимают как данность, что мир – многообразен, и это естественно: есть люди с черной и с белой кожей, есть люди с раскосыми и темными глазами, а есть – с большими и светлыми. Они рассказывают друг другу о местах, где родились, и никто не чувствует себя каким-то «другим».
Нет заданий на «подумай, сделай выводы»
И, конечно, прежде всего ребят в школе объединяет Индия. У них есть предмет «Окружающий мир», на котором дети изучают разные религии и обычаи. А Индия дает богатый материал для изучения: дети видят индуистов, мусульман, буддистов, джайнов, сикхов, христиан... В стране отмечаются самые разные праздники. Так, ребенок приходит в школу, а учитель говорит: «Завтра – большой праздник. Давайте выясним, что и почему мы будем праздновать!» Так дети изучают разные религии и культуры, получают представление об устройстве мира.
В начальной школе с литературой и историей знакомятся, в основном, через изучение английского языка и хинди. Например, дети читают стихи на английском, похожие на поэзию Агнии Барто. Еще у них есть математика, рисование, музыка, танцы, физкультура.
Кстати, математика у нас – достаточно сложная. В 1 классе дети уже дошли до 100, а во втором проходят таблицу умножения и деление. Известно, что индийцы– прекрасные айтишники и математики.
Также в школе учат хинди и конкани, национальный язык Гоа. А в классах постарше начнется португальский или французский язык – на выбор. Так что после школы у Архипа будет хорошее среднее образование и, как минимум, три иностранных языка. Дома мы общаемся с ним на русском языке и сами им занимаемся.
На данный момент я вижу в индийской системе обучения один единственный минус: ей недостает развития аналитического мышления, все направлено на «посмотри-запиши-выучи», нет заданий на «подумай, сделай выводы». Я решаю этот вопрос самостоятельно: мы с Архипом потихоньку занимаемся по учебнику математики Перельмана, а там как раз аналитика присутствует.
Без нарядов и гаджетов
В индийской школе – теплая атмосфера, там нет никакого официоза. При этом и мальчики, и девочки ходят в форме. Мальчики подстрижены, у девочек в волосах – простые ленточки. В Индии никогда не было жесткого социализма, и требование ходить в форме не воспринимается как притеснение индивидуальности.
Кроме того, в школе запрещены украшения, телефоны, планшеты и все остальные «побрякушки», которыми детьми могут друг перед другом хвастаться. Считается, что это ни к чему, только отвлекает.
Что касается обедов – дети с удовольствием едят в школе. Обеды, в основном, вегетарианские. Раз в неделю дают курицу, раз – рыбу, а если ребенок – вегетарианец, то вместо них дают панир (сыр). На десерт – немного мороженого или кхир (рис с орешками и изюмом).
Пицца с директором
Первоклашек не мучают, к ним относятся как к детям. Получается учиться – молодец. Не получается – тоже молодец, потому что стараешься.
Оценки в начальной школе не ставятся, но у каждого ученика есть специальная тетрадка «для смайликов». И когда ребенок сделал что-то хорошее, учитель рисует ему в тетрадь смайлик.
Так поощряется, прежде всего, хорошо отвеченный урок, но не только. Любое похвальное действие ребенка отмечается смайликом. Помог кому-то – смайлик. Пришел в школу хорошо причесанный – смайлик. Рассказал интересную историю – смайлик!
В конце недели в класс приносят большую коробку, и из нее дети – по количеству набранных смайликов – могут выбрать себе подарок. Например, можно выбрать какую-то вещь: ручку, ластик или игрушку, а также просмотр фильма, игру в футбол. Или – пиццу с директором школы, миссис Робби. И она поведет детей обедать в пиццерию.
Мисс Робби – замечательная индийская женщина, она родом из Северной Индии, замужем за гоанцем. Благодаря ей в нашей школе между детьми и учителями нет «стены». Для детей естественно подойти к учителю и обнять его. Любой ребенок, если ему вдруг захочется зайти к директору, чтобы просто пообщаться, может тут же это сделать. И директор, как бы она ни была занята, всегда уделит ему время и не скажет: «Зачем ты пришел?»
Думаю, именно потому, что она разрешает детям приходить к себе, они уважают и любят ее. Так, если ребенок не слушает учителя, его ведут к директору, и после этого, как правило, проблема решается. Мисс Робби объясняет, но никогда не кричит. Ну а если ситуация не меняется (редко, но такое бывает), она вызывает родителей, чтобы понять, почему ребенок ведет себя так и что можно сделать. Наказаний как таковых в школе нет.
Читайте также: Как вырастить настоящего мужчину: опыт отца троих сыновей.