Вероника Волкова: «Помогают чтение и медитация»
Сдала ЕГЭ на 268 баллов. Студентка НИТУ МИСиС, победитель Олимпиады Кружкового движения НТИ по профилю «Технологии беспроводной связи», призер студенческого трека по профилю «Аэрокосмические системы».
В первую очередь я разбирала те задания и темы, которые «западали». Например, я понимала, что не разбираюсь в тригонометрии, и долбила эти задания: несколько раз в неделю решала тест полностью. Решив его, отмечала, в каком месте все плохо, и прорабатывала это.
Во время подготовки к ЕГЭ и олимпиадам я часто отвлекалась на художественную литературу, чтобы переключиться и отдохнуть морально. Подсела на антиутопии. Мне кажется, это символично: я понимала, что хочу что-то изменить в мире.
Я всегда слушаю свое тело, и если я понимала, что плохо себя чувствую, то не насиловала себя.
В этот период я открыла для себя разные практики типа медитации. Но это было довольно тяжело, потому что из-за высокой нагрузки я иногда просто засыпала. Сейчас думаю, что нужно было ответственнее отнестись к подобным практикам.
Василиса Лунева: «Когда все идет наперекосяк, надо сделать глубокий вдох»
Студентка БГТУ «Военмех» имени Д. Ф. Устинова, призер профиля «Аэрокосмические системы» Олимпиады Кружкового движения НТИ.
Период, когда нужно было интенсивно готовиться к ЕГЭ, для меня совпал с финалом олимпиады. Было сложно вдвойне. Помогло простое планирование: например, сейчас я занимаюсь олимпиадными задачами и только ими, а потом — ЕГЭ и только ЕГЭ.
Хотя очень многие считают, что ЕГЭ — это больше про «вызубрить и забыть», я с такой позицией не согласна. В этом экзамене важнее всего понять алгоритм решения, не запомнить его, а понять. Как только это происходит, подготовка сразу идет легче.
Но стресс накроет все равно. И тут важно не разрешить себе уйти в состояние паники. Меня спасала... конюшня. Я занималась конным спортом: это очень помогало остановиться, расслабиться и понять, что идет не так.
Не представляю, что было бы, если бы родители сказали: «Сиди дома со своими учебниками и никуда не ходи!»
Да, это трудный опыт, зато сейчас в вузе у меня нет проблем с самоорганизацией и тайм-менеджментом. Выпускной год помог научиться отлично чувствовать время.
Александр Лесниченко: «Спасают пробежки в пять утра»
Ученик 11 класса, финалист Олимпиады Кружкового движения НТИ по профилям «Беспилотные авиационные системы» и «Интеллектуальные энергетические системы».
Мне кажется, что много ошибок ребята допускают, когда волнуются. Понятно, что, когда сидишь на экзамене и у тебя затуманенный волнением разум, может многое не получиться. Поэтому перед настоящим ЕГЭ нужны «репетиции»: причем, еще более сложные, чем сам экзамен.
Для меня такими репетициями были олимпиады: там нужно находить выход за небольшое время и без шпаргалок. Попробуй устроить себе такой опыт дома или на уроках! Когда приходит понимание, что пусть ты и не победил, но решил задачу более сложную, чем предложат на ЕГЭ, волнение исчезает — и ты идешь на экзамен спокойным.
В моем расписании есть время не только на учебу, но и на спорт. Я встаю в 5 утра и бегаю по городу, каждый раз по разным маршрутам.
Это помогает лучше мыслить и не крадет время для подготовки. Если занятие спортом сорвалось, я целый день чувствую себя овощем. Еще очень важен сон. Я никогда не ложусь позднее часа ночи.
Георгий Антонов: «Готовлюсь к экзаменам с друзьями»
Ученик 10 класса, призер Олимпиады Кружкового Движения НТИ по направлению «Летательная робототехника», призёр международного фестиваля робототехники «Робофинист», призер чемпионата Worldskills hi-tech.
Главное в подготовке к ЕГЭ — это правильное распределение времени и чередование активностей. К экзаменам я готовлюсь вместе с друзьями, мы выбираем сложные варианты и решаем их все вместе, обсуждая задачи. Коллективный разум позволяет сделать все это быстрее и эффективнее.
Самое сложное — не отвлекаться. Нужно понять, что «пожирает» твоё время и вместо этого заняться более полезными вещами: подготовкой к экзамену, обсуждением сложных задач или отдыхом. Я, например, люблю играть в настольные игры с друзьями.
Психолог: «Важно помнить, что после ЕГЭ жизнь не заканчивается»
Клинический психолог, гештальт-терапевт Мария Дубинина:
Когда я работала в детской больнице, видела детей, которых привозили туда с депрессиями и нервными срывами из-за того, что они не сдали ЕГЭ или сдали его не так хорошо, как рассчитывали родители или сами ребята. Поверьте, самые требовательные мамы в такой ситуации 300 раз пожалеют о своих высоких ожиданиях! Сейчас как психолог я работаю с пятью подростками с такими же симптомами.
Надо учитывать, что вероятность успешного поступления выше, если ЕГЭ в сознании выпускника — не цель, а средство для достижения важных для него самого результатов. Например, поступление в вуз. Этот экзамен существует не для того, чтобы ребенок стал гордостью школы или кого-то еще. Этот этап должен сделать его сильнее. Принести силы, а не забрать их.
Большой подарок, если подросток жалуется родителям или хотя бы друзьям на то, как ему тяжело живется. Эти жалобы нужно принимать и разделять с позиции: «Да, я знаю, что тебе сложно, что все это кажется бессмысленным, но ЕГЭ – это период, который пройдет. Его надо пережить».
Обязательно нужны занятия спортом, прогулки и общение с друзьями — даже в месяцы самой интенсивной подготовки. Ведь если в сентябре люди еще полны сил, то в феврале их уже почти нет.
Важно помнить, что в современном мире первое образование — не означает последнее, и что жизнь не закончится, а начнется после ЕГЭ. Даже если он будет сдан не на 100 баллов.
Читайте также:
Смотрите наши видео