Как только моя дочь научилась писать, она тут же принялась сочинять рассказы. Ребенок писал и писал, и я все надеялась, что в один прекрасный день увижу перед собой пухлую тетрадь с собранием сочинений. Но этого не происходило. Недовольный результатом автор все перечеркивал одним росчерком пера и не доводил начатый сюжет до конца. Я смотрела на все эти страдания и никак не могла взять в толк, почему герои начинали жить на страницах дочкиных произведений и, не успев что-то сделать, исчезали под жирной чертой, которая перечеркивала их существование?
Позже, по прошествии многих лет, дочь мне призналась, почему же ни один из ее рассказов не был закончен: она придумывала персонажа, начинала про него писать, но что с ним делать дальше не понимала. И поэтому, не закончив одну историю, принималась за следующую.
А если бы дочери тогда попала в руки книга, вышедшая недавно в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», то, кто знает, может быть на прилавках книжных магазинов стояла бы книжка, написанная семилетней девочкой.
Книга моих историй
Луи Стоуэлл
Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Конечно, кто-то скажет, что для того, чтобы писать книги, нужен талант. И вообще, так просто ничего не напишешь, нужно долго и усердно учиться писательскому мастерству у профессионалов. «Книга моих историй» доказывает, что это вовсе не так. Для того, чтобы написать сказку или рассказ, нужно сначала сесть, взять бумагу, карандаш, ластик, словарь. Еще неплохо было бы запастись словарем синонимов, «включить» свой мозг и – вперед!
Как построить рассказ так, чтобы не завязнуть в деталях? Кого сделать главным героем? Где будут происходить события? Как развивать сюжет? На эти и другие вопросы можно найти ответ на страницах книги. Чтобы дело быстрее шло на лад и придумывать было легче, на полях перечислены разные варианты того, как лучше построить свою историю.
Может быть, это будет пересказ известной сказки, рассказанный второстепенным героем? Например, сестра Золушки: для нее сказка окончилась совсем не лучшим образом, или все было совсем не так? Возможно, это будет история из Средних веков, или эпохи динозавров, или вообще фантастического и непредсказуемого будущего?
Каждый раздел книги похож на упражнение. «Упражнение в творчестве, не может такого быть»! – так и слышу удивленные возгласы. Да-да, творческие способности можно тренировать и развивать. И эта книга, как никакая другая, очень для этого дела подходит.
Например, попробуйте представить себе, как действуют сверхсекретные агенты, когда получают зашифрованное письмо от товарища, который попал в беду. Или что происходит на стадионе во время спортивного матча. А может быть настало время написать детектив и разгадать загадочное убийство миллиардера, над которым не первый день ломают голову лучшие полицейские?
Многим писателям, да и не только, знакомы муки творчества перед белым листом бумаги. Какой должна быть первая фраза, как начать повествование, и вообще, о чем будет рассказ? Для того, чтобы не мучиться, в конце книги автор раскрывает некоторые секреты писателей.
Во-первых, чтобы писать, нужно писать. Каламбур, скажете вы. А вот и нет! Чем больше человек пишет, неважно что – длинные письма друзьям и родственникам, личный дневник, отзывы на прочитанные книги - тем лучше оттачивается его писательский навык и тем проще создавать ему новые вымышленные истории.
Во-вторых, стоит задуматься о словах, используемых при написании рассказа. Еще со школы нас учили, что прилагательные обогащают нашу речь. А вот наречиями, как оказалось, лучше не злоупотреблять – они только утяжеляют повествование. Их лучше заменить глаголами, которые не хуже прилагательных описывают яркость происходящих событий.
Да, я же еще ничего не рассказала об авторе этой книги. На самом деле, автор у нее не один. Эту книгу создала целая группа товарищей под руководством английской писательницы Луи Стоуэлл. Надо сказать, что Луи не просто писательница, а очень творческая особа. Она пишет книги для детей на совершенно разные темы: от сказок про говорящие деревья и зачарованные замки, до познавательных изданий по анатомии и астрономии. Помимо этого, Луи рисует комиксы и мультфильмы, ведет блог и бесконечно фантазирует.
Самое главное, с этой книгой нужно обращаться очень аккуратно. Ее не надо использовать как учебник или наглядное пособие. Не может быть ничего хуже, чем спугнуть творческий порыв ребенка или превратить его в никому не нужную обязаловку. Эту книгу нужно достать и показать в зимний холодный вечер, когда на улицу не выйти, все книги уже перечитаны, а игры переиграны. И вот тогда можно попробовать придумать свою собственную историю.
Читайте также: 5 полезных привычек для воспитания умного ребенка