Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Как вдохновить ребенка учиться: 5 советов психолога

Почему не стоит хвалить ребенка за способности, можно ли сравнивать детей и делать ли с первоклассником домашнее задание, — рассказывает профессор психологии, коуч-консультант и автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия.


Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Не нужно общих фраз о пользе учебы

Если вы видите, что школьные дела у вашего ребенка отошли на второй план и он не хочет учиться, то для начала нужно выяснить причину и только потом — действовать. Но какая бы ни была причина и какая бы ни была ваша реакция, никогда не призывайте ребенка учиться, особенно подростка. Все эти общие родительские фразы «Ты что, не понимаешь, тебе нужно сдавать ЕГЭ?», «Надо учиться, что ты будешь потом делать?», совершенно не работают.

Он вам приведет тысячу примеров, когда образование ничего не решало, скажет, что Стиву Джобсу и Биллу Гейтсу отсутствие университета за плечами не помешало стать великими людьми. И что он просто хочет, чтобы его оставили в покое и не мешали искать себя. Дети сейчас очень подкованные в этом плане. Ваши слова они в лучшем случае воспримут как белый шум, а скорее всего они вызовут у них раздражение.

Хвалить за старание, а не за способности

Родители часто спрашивают, хвалить ли детей за их успехи и как это правильно делать. Хвалить ребенка нужно обязательно, но лучше поощрять не природные способности, а старание, терпение и упорство. То есть не стоит говорить: «Молодец, ты справишься, ты у меня самый умный». Лучше сказать: «Ты сегодня два часа занимался, какой ты упорный!», «Ты сегодня подготовился к занятиям сам, без моего участия, какой ты молодец!» или «Ты пришел из школы вовремя, не опоздал!» Когда хвалят за непосредственно качества, за способности, которые часто даны от природы, а не за старание, по итогам результаты бывают хуже.

В Стэнфордском и Колумбийском университетах проводились исследования, в которых участвовали тысячи учеников. Они показали, что похвала за способности может подорвать мотивацию у детей. Клаудия Мюллер, Кэрол Дуэк и Мелисса Каминс выяснили: если школьников хвалят только за ум и способности, то они отказываются решать сложные задачи.

Они боятся совершить ошибку, боятся не соответствовать той планке, которая задана, и не делают того, что может поставить под сомнение их талант.

А это в итоге приводит к снижению их успехов.

Кадр из фильма «Модная мамочка»

А если детей хвалят за старание, упорное продвижение к цели и терпение, то они считают, что затруднения — это просто повод прилагать больше усилий. Очевидно, что эта стратегия даст лучшие результаты.

Не сравнивать с другими детьми

Родители обычно думают, что, сравнивая, они как бы указывают ребенку путь к развитию, но в реальности любые сравнения ничего кроме неловкости, возмущения или даже агрессии не вызывают. Это в любом случае обесценивание, и дети это очень хорошо чувствуют.

Не надо сравнивать ребенка не только в худшую, но и в лучшую сторону. Некоторые говорят: «Ну, я же его, наоборот, хвалю». Нет, этот прием тоже не работает: сравнение разрушает дружбу между детьми, а дружба для ребенка значит очень много.

Единственный человек, с кем мы можем сравнивать ребенка, — это он сам в прошлом. Но даже эти сравнения должны быть максимально конкретными.

Например: «Ты сегодня сделал десять отжиманий, а вчера только семь, это явный прогресс — ты молодец!» Конечно, такой подход требует от родителей дополнительных усилий и внимания, но он абсолютно оправдан.

Процесс важнее результата

Многие родители считают, что поощрять нужно только за результат.  Например: «Вот сдашь экзамен на отлично — и купим тебе планшет». Но исследования говорят о том, что поощрять за процесс гораздо эффективней. Например, такие выводы делает профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер, который исследовал тридцать шесть тысяч учеников в более чем 200 школах.. Причем вознаграждение — это не обязательно призы или деньги, это может быть обычная похвала или оплата каких-то интересных ребенку занятий.

Кадр из фильма «Комната»

То есть важны тактические победы, а не стратегические. Когда мы говорим ребенку конкретные, а не общие вещи — «Позанимайся физикой не меньше часа», «Сходи на дополнительные занятия», «Подготовь выступление на какую-то тему», — мы даем ему план для дальнейших действий и вознаграждаем за выполнение этого плана. При таком подходе ребенок четко знает, что именно от него требуется.

А когда надо «вообще» хорошо учиться, «вообще» хорошо сдать ЕГЭ, то ребенок теряется, ведь многосоставные виды деятельности детям самим пока сложно разделить на этапы, нарисовать в голове план и идти по нему — мы должны им помочь, стать для них в каком-то смысле наставниками.

Учить самостоятельности

Меня часто спрашивают, нужно ли сидеть с детьми долгими вечерами и вместе делать домашнюю работу? Некоторые учителя и психологи говорят, что нужно с детьми заниматься обязательно, другие считают, что ни в коем случае не нужно этого делать. Я скажу так: все индивидуально — сколько детей, столько стратегий и тактик поведения. Кому-то довольно долго придется помогать, а кто-то почти сразу перейдет на «самообслуживание».

Но в самом начале, когда ребенок только пошел в первый класс, родители должны обязательно спрашивать: сделал ли он домашнюю работу, как дела в школе, собрал ли он портфель, — постепенно перекладывая функцию контроля на самого ребенка, но именно постепенно.

Некоторые считают, что ребенок может с первого дня быть полностью самостоятельным. Но даже мы, взрослые, когда выходим на новую работу, некоторое время обучаемся, нам часто дают наставника, который нас знакомит с особенностями деятельности, а что уж говорить о детях.

Посмотрите, как учатся в других частях света:

Читайте также:

6 горячих вопросов о «домашке»

Почему дети не хотят учиться: 5 основных причин

10 фраз, которые никогда нельзя говорить детям

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
16
Nina
Как надоели эти психологи со своими "рассказами"..
СсылкаПожаловаться
olha kyrylenko
Интересно посмотреть на взрослого которого хвалят не за конечный результат, а за время которое для этого результата понадобилось, "дорогая ты такая молодец, я так тобой горжусь, ты вытерпела жарку картошки 2 часа" а если справилась за пол часа то че его за таланты хвалить то. Интересно когда люди дают такие "советы" они хотели бы что бы к ним относились согласно выданой информации?
СсылкаПожаловаться
Катерина Брель
В ответ на комментарий от olha kyrylenko
olha kyrylenko
Интересно посмотреть на взрослого которого хвалят не за конечный результат, а за время которое для этого результата понадобилось, "дорогая ты такая молодец, я так тобой горжусь, ты вытерпела жарку картошки 2 часа" а если справилась за пол часа то че его за таланты хвалить то. Интересно когда люди дают такие "советы" они хотели бы что бы к ним относились согласно выданой информации?
СсылкаПожаловаться
Вот в том и разница ребенка и взрослого,а если человека все детство гнобили и ругали за плохие оценки, за почерк, за нежелание учиться, кто получится - затюканный взрослый.Который толком ничего не сможет,т.к из детства одна сплошная неуверенность в себе шла.Я понимаю о чем вы, но смысл в том, что у ребенка идет познание, он учится в процессе и физически не выдаст сразу результат - отличников, которые на раз-два все делают , единицы. Но даже взрослые иногда осваивают что-то новое. Я, допустим сейчас учу испанский язык. Слова похвалы в процессе обучения приятны даже тетеньке 37 лет, не то, что ребенку.Тогда есть шанс, что будет уверенность и человек сможет говорить на данном языке
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
татьяна конюховаПапы в декрете. Хотите?
Прочитала о семейном укладе в Скандинавии. Папы отвечают за все повседневные обязанности, а начало этому положили государственные программы, стимулирующие отцов брать декретный отпуск. В Норвегии он длится полгода, в Дании – 4 месяца, а в Швеции – 3 месяца. Отпуска полностью оплачиваются государством. При таких условиях отцы могут проводить больше времени с детьми, активно участвовать в их жизни. Я в восторге, это прямо бальзам на мою душу, радуюсь за скандинавов. И вот интересно, а как бы наши женщины и мужчины отреагировали на такую инициативу? ( Да-да, мечтать не вредно). И если положительно, то готовы ли они к варианту, когда государство оплачивает половину или четверть заработка? Просто поболтать) Понятно, что речь не идет о том, что без этой половины заработка семья просто не выживет.
350
АнонимПро подарки детям
Дочка ходит в старшую группу дс.  В пятницу ее пригласила на день рождения девочка из группы, праздник будет в следующую субботу.  Сейчас написала ее мама,  прислала все координаты и ссылку на подарок.  Набор лего техник.  Чуть больше 5 тысяч... Ну,  в общем,  я не готова дарить такой подарок не близким друзьям. Что делать?  Дочка уже только и говорит про день рождения подружки,  попыталась маме написать,  что подарим лего,  но может быть другой набор,  на что она ответила,  что ждут именно его.  
Я для себя вижу 2 варианта :
Маме сказать,  что мы не можем прийти,  дочь в этот день отвезти куда-ндь развлечься... Но что сказать?  Почему не пойдем на день рождения? 
Так и сказать маме,  что не могу купить такой дорогой подарок... Но чего ждать от нее?  Чтобы она разрешила дарить другое?- унизительно.  
В общем, надо как-то разрулить эту ситуацию.  
К слову,  отмечать будут они в кафе в нашем районе,  где отмечали все всегда,  то есть каких-то супер затрат,  за которые они хотят компенсацию в виде подарка,  не будет. 
145
ГалинаАвария, зачем снимать?
11 января попали с сыном в аварию.
Стояли на трассе , ждали гибдд, машин набилось много. Снегопад, видимость нулевая, трасса не чищенная.
Ждали Гибдд 8 часов. И вот за это время проезжающие мимо машины снимали на телефон, не снимал только ленивый. Через день нашли аварию в сети.
Вот интересно неужели так интересно снять на телефон и выложить в сеть, у людей неприятности. Были аварии с пострадавшими, неужели нравится снять и выложить в сеть, ЗАЧЕМ??? Ваше мнение?
Мы тоже увидели себя на видео, было не приятно.
113
КицунэА ля Гайдар
Посоветуйте плиз книжку про пионеров, СССР, максимально похожую на Тимура и команду: лето, дети, драйв, хэппи-энд. Дочь просит.


И моя собственная: не могу вспомнить. Тоже детский лагерь на море, пионеры-мичуринцы прививают то сливу на берёзу, то яблони на сосну.
100
Юлия ДаниловаВстречи одноклассников .
 Получаю я приглашения на мероприятия от нашего местного кафе . Раз сходили и теперь шлют все время .  Устраивается шоу программа для одноклассников . И озадачилась : а не пойти ли нам . Кинула рассылку почти всем, потом почти у всех удалила .  Блин ,с кем хотела бы пообщаться - нет (кто в другой стране ,кто в другом городе ,кто умер уже ). И вот получается ,что общаемся мы впятером . С одной одноклассницей прямо часто ( мужья наши подружились ) . С остальными -  привет(кивком ) и то не со всеми.  
А как то от знакомых слышала ,что собираются они прямо каждый год ( ну не все естественно ) . И так прямо позавидовала по -хорошему . А тут еще на сайт школы своей зашла и в разделе *история*  фотки нашего класса нашла в колхозе . Как то аж защемило - юные ,веселые,беззаботные.   А вы с одноклассниками  встречаетесь ? 
97
Kat O.-U."Привет" от Kat!
Всем  доброго  времени  суток.  
Давно  не  создавала  тему  о  художниках,  потому  что  был  "сезон  работы".  Как  я  думала,  временной,  и  только.  Потом  я  вернусь  к  художникам,  и...  Ага,  не  тут  то  было.
Теперь  я  работаю  постоянно,  на  фабрике. 
  А  всё  собиралась  написать  тему  о  том,  как  я  на  "подарках"  отработала (кто  меня  знает,  тот  поймёт  о  чём  я).  Так  вот.
Взяли  меня  на  "подарки"  благодаря  одному  парню,  это  я  позже  узнала.  Короче,  не  буду  рассказывать  как  набиралась  бригада - уже  немного  подзабыла  и  не  хочу  вспоминать.
Получилось  так,  что  "основной"  состав  бригады  был  мордовский - все  женщины  приехали  из  соседних  мордовских  деревень.  Соответственно, разговаривали  они  между  собой  на  своём  языке.  Вначале  было  нелегко - если  "наши" (как  я  говорила,  "в  конце  конвейера";)  втягивались  в  работу  сразу,  то  они - нет.  Больше  всего,  обижало  то,  что  они  пытались  диктовать  всем,  не  взирая  на  "статус".
В  начале  сентября  получилась  "неприятная"  ситуация.  Было это  в  ночную  смену,  и  ещё  вначале  смены  нам  сказали,  что  будем  работать  не  до  7  утра,  а  до  10 - как  хотите,  но  норму  заказа  надо  выполнить.  А норма  была - 9  полетов.  Коробки  мелкие,  набирался  полет  не  быстро.  А  с  учётом  того,  что  "бабоньки"  и  думали  торопиться,  это  было  мило...  Так  вот,  о  чём  я.  На  часах  было    5.30  утра,  а  полет  заканчивали  только  6-й.  Сказалась  и  усталость  от  этого  "течения"  работы  и  недосып...  Мы  начали  их  подгонять - "девочки, давайте  быстрее".  В  ответ - "тишина"...
96
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru