Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как я преподавала в английской школе: личный опыт

В России учитель может прямо сказать ученику, что его ответ неверный. Обычно это происходит во время урока и прямо перед всем классом. Помните, как мы прятались за соседа и вжимались в парту, – лишь бы нас не вызвали к доске? А как часто мы боялись поднять руку на уроке и все – из-за страха дать неверный ответ? Задумайтесь, к чему это нас привело.


Фото: Philippe Put / Flickr / CC-BY-2.0

Во время работы преподавателем и академическим директором в Великобритании в языковой школе при университете Кембриджа я наблюдала за тем, как работают местные учителя. В этой школе не принято говорить ученикам, что это неправильно или неверно. Считается, что так называемая негативная коррекция может значительно снизить мотивацию ребенка к учебе и подорвать его веру в свои силы. Ученику становится стыдно за то, что он что-то неверно сказал, особенно, если это слышал весь класс. Он может потерять интерес к учебе и замкнуться в себе.

Вместо этого английские педагоги используют другие методы коррекции неверного ответа. Давайте рассмотрим подробнее каждый их них на примере. 

Дать второй шанс

Допустим, идет урок географии, и ученик говорит, что Австралия находится в Европе.

Ученик: Австралия – это часть Европы.
Учитель: Австралия или Австрия? (учитель дает возможность ребенку подумать). Давайте откроем карту, и все вместе проверим.
Ученик: Австрия находится в Европе
Учитель: Молодец, а теперь найдем Австралию.

Таким образом учитель дает ребенку возможность поразмышлять и самому найти правильный ответ. Это закрепит его знания и позволит сохранить интерес к учебе. А теперь представьте, что учитель грубо исправил или даже высмеял ребенка перед всем классом. Еще несколько таких «оплошностей» и за учеником закрепится слава «дурачка», которую потом будет сложно преодолеть. Если ребенок эмоционально устойчивый, то он справится. А если нет, то, скорее всего, у него выработается психологический зажим, он начнет бояться поднимать руку и отвечать не только на географии, но и на других уроках.

Если вы считаете, что это мелочь, то попробуйте поставить себя на место сына или дочери. Представьте, что ваш начальник на работе отчитывает вас за ошибки при всем коллективе.

Попросить о помощи

Представим, что идет урок математики.

Учитель: Проверяем таблицу умножения. Сколько будет 5 умножить на 8?
Ученик: 50.
Учитель: У кого еще какие ответы?
Другой ученик: 40
Учитель: подведем итог – 5 на 8 = 40, давайте посмотрим, что написано в таблице умножения.

В результате первый ученик понял, что он ошибся, но учитель не акцентировал на этом внимание, а призвал других детей помочь найти верный ответ.

А что с дисциплиной?

Серьезное отличие британских школ от наших заключается и в способах поддержания дисциплины. В России учитель может повысить голос, выгнать ребенка из класса, сделать негативную запись в дневнике и даже назвать ребенка каким-то обидным словом. Такие методы приводят к тому, что ребенок вступает в противостояние с учителем, но разве за этим он ходит в школу?

Чтобы понять, как помочь ребенку, стоит задать самому себе несколько вопросов:

1. Что мне нравилось больше всего на уроках?
2. Что мне больше всего не нравилось?
3. Какой учитель у меня был самый любимый? Почему?
4. Какой учитель был самый нелюбимый и какой предмет он вел?
5. Какая форма проведения урока мне нравилась?

Когда вы начнете отвечать на эти вопросы, вы поймете, насколько неэффективен крик, причем не только в школьном образовании, но и в домашнем воспитательном процессе.

В Великобритании популярная методика коррекции поведения и дисциплины – это «молчание». Если вы видите, что ребенок балуется, мешает вести урок и отвлекает других учеников, то просто на некоторое время замолчите, пристально глядя на нарушителя. При этом важно смотреть без агрессии, просто в нейтральном состоянии. Через несколько секунд весь класс замолчит, в том числе и нарушитель порядка. Если ситуация повторится, можно рассадить учеников в разные части класса.

Важно понимать, что за любым «плохим» поведением стоит определенная причина. Попросите ребенка остаться после урока, поговорите с ним спокойно, постарайтесь выяснить, что вызвало негативное поведение. Если ученик видит, что вы действительно заинтересованы в причине, а не просто хотели отругать и наказать, то он расскажет, что происходит.

«Три Страйка»

В английской школе, где я преподавала, в начале каждого учебного года учителя вместе с учениками обсуждают правила поведения на уроке, а также последствия за их нарушения. Система нарушений называется «Три Страйка» (три замечания), после чего учитель имеет право связаться с родителями. При этом учитель не озвучивает уже готовые правила, а дает возможность ученикам обсудить их всем вместе. Затем очень важно записать правила на листок и пустить по классу, где каждый ученик ставит свою подпись. В результате ученик уважает эти правила, ведь он их сам написал, еще и поставил под ними свою подпись.

Кстати, сам учитель точно так же соблюдает правила поведения на уроке. Например, если решено не использовать мобильные телефоны во время занятий, то и учитель не имеет на это права. Правила следует перечитывать с какой-то периодичностью, например, раз в месяц.

Вся система обучения в Великобритании выстроена так, чтобы помочь ребенку выразить себя, дать ему возможность думать, размышлять и правильно формулировать мысли перед другими детьми. Если в российской школе это по каким-то причинам невозможно, то старайтесь хотя бы дома придерживаться этих правил.

Также читайте о том, что такое дислексия, и как помочь ребенку, у которого трудности с чтением.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
623
Alevtina*
совершенно верно,там и собрание проводят тет а тет,и говорят только о твоем ребенке,причем всегда подчеркивают самые лучшие стороны и что нужно подтянуть ребенку,то в Америке,к примеру
СсылкаПожаловаться
искра
В ответ на комментарий от Юлия М.
Юлия М.
Мой друг с семьёй поехал работать в посольство в одной европейской стране, когда дочка должна была идти в первый класс. Языка она не знала, но было решено её отдать в местную школу. Как же её там приняли! И дети,и учителя. Ребенок через пару месяцев бегло говорил на языке, имел друзей. А когда вернулись в Москву... Тяжело её было в русской школе, с озлобленными завидующими детьми и "советскими" церберами учителями...Это наше "глубинное"? Это наши скрепы? Быть нетерпимыми хамами?
СсылкаПожаловаться
Всё верно, потому что ТАМ с детских лет воспитывается уважение к личности,с ним они идут по жизни. Поэтому там сильное гражданское общество, до которого нам топать и топать...
СсылкаПожаловаться
искра
В ответ на комментарий от Русакова Оксана История переписки2
Русакова Оксана
Интересно, кем Вы работаете? Я не собираюсь оставаться после окончания рабочего дня, только потому, что кто-то из сотрудников нашей организации весь день занимался не пойми чем, а я должна сидеть и ждать, когда он передаст результат своей работы мне на проверку. Почему именно учитель должен отвечать за то, что родители не хотят заниматься со своим ребенком дома? Почему ребенок не пытается понять материал сам? Или Вы будете доплачивать учителю за индивидуальные занятия?
СсылкаПожаловаться
Между прочим, в советской школе на любом уроке , чаще на математике, физике, учитель говорил:" Кто что-то не понял или есть вопросы, останьтесь после урока, разберём подробнее." И эа эти занятия "после..." учителю не приходило в голову требовать какую-либо доплату. Сейчас же после 14-15 часов в школе найдёшь только охранника или техничку. А если и захватишь учителя, чувствуешь , что ты ему в тягость со своими вопросами. Всё это многократно пришлось пройти самой.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru