Дислексия – нарушение или дар?

Ребенок не хочет и не любит читать, не понимает прочитанного, испытывает сложности с письмом – с такими жалобами многие родители приходят сегодня к педагогам. Многие слышат в ответ: «Ваш ребенок ленится, нужно больше стараться, заставляйте его». В России очень мало информации о том, что такое дислексия.

Моя история

О том, что у меня дислексия, я узнала только к 30 годам. Этому открытию предшествовали годы непонимания, душевной боли, чувства, что я не от мира сего. Школьные учителя прямо говорили моим родителям, что я никогда не смогу говорить на иностранном языке, и в лучшем случае – научусь писать по-русски. Все вокруг пытались меня научить уму разуму, а главное – грамматике. В итоге правила я знала идеально, а писать без ошибок у меня все равно не получалось. Это сильно повлияло на мою самооценку, которую долго пришлось восстанавливать уже во взрослом возрасте.

Фото: Facebook Anna Kuznetsova Photography
Фото: Facebook Anna Kuznetsova Photography

В школе я пролила немало слез из-за того, что не различала буквы, например, «П» и «Т». Путала их или читала слова с середины или с конца, например, слово «середина» мне виделось как «реседина». Я часто не понимала сути прочитанного, поэтому чтение вызывало у меня отвращение. Летом, когда все читали книги из летней школьной программы, я придумывала любые уловки – лишь бы не читать. Несмотря на все это, я могу сказать, что была счастливым ребенком: я жила в ярком мире своего воображения, была очень чувствительной.

Сегодня, вопреки прогнозам учителей и двойки за диктанты, я говорю на двух иностранных языках и имею опыт преподавания английского языка в Великобритании. Жаль, что мой путь к такому результату был долгим и болезненным. В Советском Союзе о дислексии никто толком не знал, в лучшем случае таких детей, как я, называли лентяями. Сегодня я воспринимаю дислексию не как нарушение или проблему, а как дар. Благодаря пережитому опыту, я могу помочь многим детям и их родителям вовремя выявить дислексию, скорректировать ее и раскрыть таланты ребенка.

Что такое дислексия?

Дислексия – это сложности в освоении навыков чтения, орфографии и понимания прочитанного. Вот основные ее проявления:

– замешательство при определении букв;
сложности с орфографией;
– незнание правил пунктуации;
скорость чтения, не соответствующая возрасту;
чрезмерные усилия при чтении;
проблемы с пониманием прочитанного.

Среди дислексиков много знаменитых и успешных людей: Билл Гейс, Том Круз, Ханс Кристиан Андерсен, Кира Найтли, Орландо Блум и даже Альберт Эйнштейн.
Это интересно!

Что происходит с ребенком, если вовремя не выявить дислексию?

Ребенок начинает испытывать гнев, стресс, негативизм, панический страх, стыд и смущение. Со временем у него исчезает желание ходить в школу, он может начать придумывать различные уловки лишь бы остаться дома. Постепенно у такого ребенка занижается самооценка, что приводит к депрессии и полному непринятию себя.

Как мыслит ребенок с дислексией?

Виды мышления можно разделить на два основных типа – вербальное и образное. Люди используют оба эти способа мышления, однако каждый из нас опирается на основной и вспомогательный тип. У ребенка с дислексией преобладает образное мышление. Он мыслит образами, думает картинками, а не словами. Объяснить это довольно сложно. Ведь когда вы что-то умеете, то даже не придаете значения, насколько трудным это может быть для другого. Людям с вербальным типом мышления сложно представить, что кто-то думает не так, как они. Отсюда – столько непонимания и отвержения. Но важно понять простую мысль: думать иначе – не значит думать неправильно.

Учимся читать

Трудности возникают из-за того, что при образном мышлении человеку необходимо держать в воображении картинку прочитанного. Такие слова как «жираф», «машина», «дом» легко представить в виде картинки, а вот слова «этот», «и», «из», «есть», «так», «или» и другие абстрактные части речи невозможно представить образами. Тут и начинается дезориентация, ребенок не может прочитать даже простое предложение.

Контент недоступен

У вас наверняка возникает вопрос: что со всем этим делать? Самое главное и самое первое – это успокоиться и понять, что ваш ребенок – не глупый и не отсталый, у него просто другой вид мышления.

Важно хвалить, поддерживать и оказывать помощь такому ребенку. Откажитесь от наказаний, выбирайте игровые формы обучения. Объясните сыну или дочери, что трудности с чтением преодолимы, а параллельно развивайте какой-то талант, который у ребенка непременно есть. Людям с образным мышлением обычно хорошо даются рисование, танцы, спорт. Занятия, к которым у ребенка есть склонности, помогают выправить самооценку.

Коррекция дислексии – это довольно долгий процесс. Нужно найти правильного специалиста, занятия должны приносить ребенку радость, а не мучения. Я могу порекомендовать всемирную систему Дейвиса, которая помогает не только корректировать дислексию, но и предлагает упражнения для детей с дефицитом внимания. В системе Дейвиса сказано, что очень важно сократить время пребывания перед телевизором и компьютером, так как мелькающие картинки только усугубят дислексию.

Напоследок хочу подчеркнуть, что вовремя выявив дислексию и правильно ее скорректировав, одновременно раскрывая таланты, вы превратите жизнь ребенка в незабываемое приключение, наполненное интересными событиями, которое называется детством.