Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Дислексия – нарушение или дар?

Ребенок не хочет и не любит читать, не понимает прочитанного, испытывает сложности с письмом – с такими жалобами многие родители приходят сегодня к педагогам. Многие слышат в ответ: «Ваш ребенок ленится, нужно больше стараться, заставляйте его». В России очень мало информации о том, что такое дислексия.


Моя история

О том, что у меня дислексия, я узнала только к 30 годам. Этому открытию предшествовали годы непонимания, душевной боли, чувства, что я не от мира сего. Школьные учителя прямо говорили моим родителям, что я никогда не смогу говорить на иностранном языке, и в лучшем случае – научусь писать по-русски. Все вокруг пытались меня научить уму разуму, а главное – грамматике. В итоге правила я знала идеально, а писать без ошибок у меня все равно не получалось. Это сильно повлияло на мою самооценку, которую долго пришлось восстанавливать уже во взрослом возрасте.

Фото: Facebook Anna Kuznetsova Photography

В школе я пролила немало слез из-за того, что не различала буквы, например, «П» и «Т». Путала их или читала слова с середины или с конца, например, слово «середина» мне виделось как «реседина». Я часто не понимала сути прочитанного, поэтому чтение вызывало у меня отвращение. Летом, когда все читали книги из летней школьной программы, я придумывала любые уловки – лишь бы не читать. Несмотря на все это, я могу сказать, что была счастливым ребенком: я жила в ярком мире своего воображения, была очень чувствительной.

Сегодня, вопреки прогнозам учителей и двойки за диктанты, я говорю на двух иностранных языках и имею опыт преподавания английского языка в Великобритании. Жаль, что мой путь к такому результату был долгим и болезненным. В Советском Союзе о дислексии никто толком не знал, в лучшем случае таких детей, как я, называли лентяями. Сегодня я воспринимаю дислексию не как нарушение или проблему, а как дар. Благодаря пережитому опыту, я могу помочь многим детям и их родителям вовремя выявить дислексию, скорректировать ее и раскрыть таланты ребенка.

Что такое дислексия?

Дислексия – это сложности в освоении навыков чтения, орфографии и понимания прочитанного. Вот основные ее проявления:

– замешательство при определении букв;
– сложности с орфографией;
– незнание правил пунктуации;
– скорость чтения, не соответствующая возрасту;
– чрезмерные усилия при чтении;
– проблемы с пониманием прочитанного.

Среди дислексиков много знаменитых и успешных людей: Билл Гейс, Том Круз, Ханс Кристиан Андерсен, Кира Найтли, Орландо Блум и даже Альберт Эйнштейн.
Это интересно!

Что происходит с ребенком, если вовремя не выявить дислексию?

Ребенок начинает испытывать гнев, стресс, негативизм, панический страх, стыд и смущение. Со временем у него исчезает желание ходить в школу, он может начать придумывать различные уловки лишь бы остаться дома. Постепенно у такого ребенка занижается самооценка, что приводит к депрессии и полному непринятию себя.

Как мыслит ребенок с дислексией?

Виды мышления можно разделить на два основных типа – вербальное и образное. Люди используют оба эти способа мышления, однако каждый из нас опирается на основной и вспомогательный тип. У ребенка с дислексией преобладает образное мышление. Он мыслит образами, думает картинками, а не словами. Объяснить это довольно сложно. Ведь когда вы что-то умеете, то даже не придаете значения, насколько трудным это может быть для другого. Людям с вербальным типом мышления сложно представить, что кто-то думает не так, как они. Отсюда – столько непонимания и отвержения. Но важно понять простую мысль: думать иначе – не значит думать неправильно.

Учимся читать

Трудности возникают из-за того, что при образном мышлении человеку необходимо держать в воображении картинку прочитанного. Такие слова как «жираф», «машина», «дом» легко представить в виде картинки, а вот слова «этот», «и», «из», «есть», «так», «или» и другие абстрактные части речи невозможно представить образами. Тут и начинается дезориентация, ребенок не может прочитать даже простое предложение.

Во время загрузки произошла ошибка.

У вас наверняка возникает вопрос: что со всем этим делать? Самое главное и самое первое – это успокоиться и понять, что ваш ребенок – не глупый и не отсталый, у него просто другой вид мышления.

Важно хвалить, поддерживать и оказывать помощь такому ребенку. Откажитесь от наказаний, выбирайте игровые формы обучения. Объясните сыну или дочери, что трудности с чтением преодолимы, а параллельно развивайте какой-то талант, который у ребенка непременно есть. Людям с образным мышлением обычно хорошо даются рисование, танцы, спорт. Занятия, к которым у ребенка есть склонности, помогают выправить самооценку.

Коррекция дислексии – это довольно долгий процесс. Нужно найти правильного специалиста, занятия должны приносить ребенку радость, а не мучения. Я могу порекомендовать всемирную систему Дейвиса, которая помогает не только корректировать дислексию, но и предлагает упражнения для детей с дефицитом внимания. В системе Дейвиса сказано, что очень важно сократить время пребывания перед телевизором и компьютером, так как мелькающие картинки только усугубят дислексию.

Напоследок хочу подчеркнуть, что вовремя выявив дислексию и правильно ее скорректировав, одновременно раскрывая таланты, вы превратите жизнь ребенка в незабываемое приключение, наполненное интересными событиями, которое называется детством.

Также читайте о 12 вещах, которым стоит обучить дочь.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
37
Нина Тимофеева
У половины людей образное мышление, и далеко не у всех из них дислексия. Образное мышление свойственно творческим людям, это, может, и дар, а вот дислексия точно нет.
СсылкаПожаловаться
Leo
В ответ на комментарий от natalja Tilarz
natalja Tilarz
У короля Швеции тоже дислексия.... Дислекция не болезнь, её не возможно вылечить... Школа должна вовремя выявить дислексию, что бы вовремя помочь ребёнку, что бы у него не появилось чувство стыда, агрессия.. требования к такому ребёнку должны быть адекватными, например больше времени что бы написать контрольную или при проверке не обращать внимания на грамматические ошибки.... Заставлять ребёнка с дислексией не делать ошибок при писании или чтении, тоже самое, что заставить того у кого есть две ноги пробежать 100 метров за 10 секунд..
СсылкаПожаловаться
Что бы нам ни говорили, что бы ни писали, но половина населения России упёрто
не пишет “чтобы“, “также“, да и множество других слов, так, как это должно быть.
Родной язык! Его надо чувствовать, а не зубрить. Полностью согласен с великим
поэтом:“Чтение – вот лучшее учение!“
СсылкаПожаловаться
Снежана Еленец
В ответ на комментарий от Алена
Алена
как логопед скажу - у героини статьи не дислексия, а дисграфия. и путать эти два разниых понятия в России - это вводить в заблуждение родителей всех учеников.
СсылкаПожаловаться
Насколько я знаю, дислексия с дисграфией ходят часто парой. Героиня же пишет, что не понимала значение слов, а это явно с лексикой связано. А ошибки при письме, вы правы, связаны с дисграфией.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена НаумоваЛишний вес у девочки (?)
Здравствуйте! Хотелось бы спросить у вас совета.

Дело в том, что моей дочке (12 лет) на танцах сказали, что она за последние пару месяцев потолстела, и что до конца июня надо бы сбросить лишний вес. Но на самом деле она у меня даже худенькая (ну так, на взгляд).

Я спросила у неё, говорил ли ей кто-нибудь о том, что она "довольно пышненькая". Она грустно ответила, что некоторые друзья. Но она совсем не полненькая и очень активная. Вот и что с этим делать?
243
МаковаяПлавание и бассейн. Растроилась :(
Девочки ,подскажите, у кого как. я понимаю, что все индивидуально ,но все же.
У меня неплавающая семья. Бабушка с дедом, Мама, ее сестра, их 4 детей на двоих - все мы плавать не умеем. Исключение мой папа и на счет деда еще не уверена.  Я первый раз на море поехала лет в 20 и немножко научилась: вдоль берега проплыву по лягушачьи метров 20, на спине побольше, и мне достаточно. Воды не боюсь, с маской могу плавать долго.
Отдала сына в бассейн в октябре этого учебного года. В том числе ,чтоб мать спас, если что :) и чтобы прервать эту череду неплавающих детей! сын море любит очень! ныряет хорошо, прям подныривает, прыгает, бегает, скачет, бесится... Вроде вот-вот поплывет, но нет. Но мы ездим нерегулярно и не надолго, он не успевал научиться. Да и я тот еще учитель. Бассейн - спортшкола, но группы частные, тренеры те же, что и в школе. Три раза в неделю, по 45 минут. В группе человек 25, но по факту ходят 6-10, редко когда больше 10. Бассейн - малая ванна, 17 м. Я его регулярно спрашивала, что они делают, они то так учатся, то так, но меня напрягало, что всегда в руках или дощечка нетонущая, то трубка или как шланг. И я его спрашивла, а как же по-лягушачьи? На что он сказал, что, по словам тренера, это лучший способ утонуть. :) ну мало ли, может и так. Ноги у него и попа такие мускулистые стали. Я ходила на открытый урок дважды в ноябре и январе. везде они с доской или трубой. плавают на спине без доски, а так то одной рукой гребут, то другой, и держатся за дощечку. ныряют много.
Было жарко в выхи, поехали на карьер местный на даче. Он не плавает вобще! никакого прогресса. Ныряет хорошо, под водой плывет, на спине. но на животе - 2-три взмаха и на спину переворачивается :(( ну как так? :( Сыну 8 лет. из-за аллергии он не ходил с апреля в бассейн, даже с середины марта. Но до этого довольно регулярно. И на турник ходит, не могу сказать, что слабак. Тренеры у него два разных, иногда третий заменяет первого или второго.
есть какие-то сроки, за которые можно научиться? и как должны занятия проводится? или моему не дано? поделитесь, пожалуйста... Очень обидно за него. В сентябре хотели возобновить.
234
ЛягушенцияОкорочка с картохой гостям это совсем отстойно?
В духовке. Ещё думала блинов напечь с сёмгой...ну и салат свежий, или кабачок в панировке
Обещают жару 32 градуса, но времени и желания делать окрошку абсолютно никакого нет. Гости нежданные и нежеланные. Поэтому в принципе вообще заморачиваться не хочу!!! Закупаться идти тоже не хочу.
Или всё же придумать что то другое?..
201
Александра ПрохороваСкрытность и закрытость у людей
Такая черта как скрытность, это приобретенная черта характера или врожденная передаваемая по генам

Скрытность, закпытость ...замечаю еще есть категория людей, которая никогда о себе ничего не расказывает, но очень очень любят расспрашивать о других: куда в отпуск едете, где работаете, какая зарплата ...p s 
Я раньше всегда делилась с людьми, но когда я поняла, что спрашивают ради праздного любопытства в последнее время тоже закрылась .. от других и всё о себе ,..только в общих чертах.... куда поедешь в выходные? - По делам. Где рабо аешь? В офисе в административном персонале.
97
яПоделитесь опытом.
Как вы планируете бюджет, когда доход нестабильный и ежедневный?
Поделитесь опытом. 
95
АннаБолеет ребенок(((((
Не получается с телефона нужный раздел выбрать, извините...У нас час ночи.... я уснуть не могу...посоветуйте кто-нибудь...Дочке 11 месяцев, болеет уже почти месяц...за этот месяц ее смотрели 3 врача! Если и есть улучшения, то временные...Началось с соплей....сейчас уже дошли до антибиотиков, лор нашел отит и сопли эти наши не проходящие месяц, назначил супракс. Пропили 5 дней, сопли вроде прошли и все ок, а на 6-ой день ударила температура 38,2. Сбиваю Цифеконом, опустрлась до 37, сейчас опять поднялась до 38, я снова свечку. С лором еще днем пообщались, сказала Супракс убирать, а температура из-за дисбактериоза (у ребенка и правда все дни приема жидкий стул был несколько раз в день). Но у меня сердце не на месте. Дождусь утра и вызову еще другого врача. Может нам анализы надо сдать? Может нам уже в больницу надо? Господи, что с ребенком?! Месяц лечимся!....Сил нет..
90
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru