Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

О чем может рассказать игра ребенка

«Невидимые зомби напали на булочную! Спасайтесь!» – так играла девочка в мультике «История игрушек». Девочка и зомби! Ужас. Что делать родителям, услышав такое? Вести ребенка к специалистам? Нет, утверждает детский психолог Матвей Берхин. Наоборот, вам повезло, если вы это услышали: теперь надо просто тихонько посидеть рядом, ведь у вас есть прекрасный способ заглянуть во внутренний мир своего ребенка, с которым, судя по всему, все в порядке.


Depositphotos

Матвей Берхин ведет тренинги для родителей по игре. Чаще всего к нему приходят мамы, для которых игра с ребенком – пытка. «Как правило, эта пытка связана с тем, что родитель думает: «Я должен организовать какую-то правильную, развивающую игру, придумать что-то интересное, сыпать идеями», — говорит Матвей Берхин. — А новость в том, что как раз придумывать не надо. Можно и нужно просто быть рядом – предоставить ребенку возможность свободно играть, во что он хочет, чтобы стать к нему ближе и понять, какой он».

Игра – это речь ребенка. До 7, а то и 10 лет – это его основная деятельность, способствующая развитию. И если мы хотим лучше узнать ребенка, нам надо создать ему возможность игры как свободного высказывания. Только вот если мы садимся и говорим «Так, ты будешь зайчиком, и ты идешь в гости, пьешь чай, нет, так зайчики не разговаривают», это свободной игре не способствует.

Матвей Берхин

Когда ребенок раскрывается в игре?

Когда есть чувство безопасности и установлены границы

Знакомая обстановка, безопасный взрослый рядом. Тогда терапевтичным будет сам опыт игры, какие бы проблемы перед ребенком в этот момент ни стояли. В некомфортных для себя условиях ребенок тоже будет играть, но это будет только то, чего от него ждут – то самое «чаепитие зайчиков». Кроме того, ребенку тревожно, когда непонятно, что можно, а что – нельзя.

Ребенок не чувствует себя безопасно, когда нет правил. Например, если дома нет правила, что нельзя делать друг другу больно, и разрешается делать больно маме, которой неловко его остановить. Это, на самом деле, не способствует спокойствию ребенка. Потому что он складывает два и два и думает: «Если я могу маме делать больно, значит, и мне кто-то – может?»
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Нужны временные и пространственные границы. Если мама сказала, что она полчаса посидит рядом, значит, маме не надо выходить в другую комнату или сразу браться за телефон. Если сегодня можно играть на кухне и оставлять там игрушки, а завтра ребенка оттуда резко выгоняют, – это тоже не способствует покою и уверенности. Границы меняться не должны.

Во время загрузки произошла ошибка.

Когда есть разные игрушки

С помощью 50 слов можно рассказать, о чем угодно. Но ребенку, чтобы полно выразить свою мысль, нужны разнообразные игрушки. Не много, а именно – разные.

Часто у ребенка нет игрушек для выражения агрессивных чувств, так как эта тема табуирована. И бывает, что у ребенка под рукой нет никого и ничего на роль врага или агрессора. Приходится воображать невидимых зомби.

«У мальчишек такие игрушки будут, а у девочек их может совсем не быть, — комментирует Матвей Берхин. — Нормально, чтобы у ребенка в наборе был кто-то «страшный». И пистолет, и другие предметы, при помощи которых можно выражать агрессию, но с такой идеей: «мы живых людей не бьем, а в игре бывает, что кто-то на кого-то нападает». Потому что, если запретить агрессию в игре, то ребенок, не находя для нее выхода, может направить ее в жизнь».

Когда его игру принимают такой, какая она есть

У ребенка во время игры должно быть чувство свободы – благодаря тому, что его принимают. Что родители (и вообще взрослые) не поднимают брови, когда он начинает играть во что-то неприятное, страшное или, с их точки зрения, глупое.

Это важная философская штука: ребенку позволено быть в игре любым. От него никто не будет требовать быть взрослым, умным, вежливым. «Родителям я важен и приятен, и они позволяют мне быть любым» – это ребенок видит по тому, как родитель себя ведет во время его игры. Умение на время отложить в сторону все свои ожидания относительно ребенка и просто смотреть на него такого, какой он есть – это навык, которому можно научиться. И тот факт, что родитель хотя бы полчаса каждый день полностью принимает своего ребенка, их обоих чрезвычайно меняет.
Матвей Берхин
Детский психолог
Во время загрузки произошла ошибка.

Когда его не хвалят и не критикуют

Важно не критиковать и не хвалить игру ребенка. Похвала так же направляет игру, как и критика. Если ребенок видит, что какая-то игра маму радует, то, возможно, он откажется от самовыражения в другой области в пользу того, за что хвалит мама. Важно не давать ребенку в игре заданий, не задавать наводящих вопросов. Мы спрашиваем: «Куда он поскакал? Кто победил?» – и ребенку приходится срочно придумывать сюжет, хотя, возможно, у него вообще не было идеи, что в этой битве кто-то должен победить.

Коллега-психолог рассказывала: играл приемный ребенок – у него была маленькая машинка, и по сюжету был пожар. Машинка его пыталась потушить, но пожар был где-то наверху, и у нее не получалось. И вот он ездит и ездит, и так несколько сеансов, все время возвращаясь к этой игре, где одинокая машинка не может потушить пожар. И у коллеги чесались руки взять большую машину и сказать: «Не бойся, я помогу тебе!» Но она удержалась, и на очередном сеансе ребенок сам пришел к тому, что маленькая машинка может попросить помощи, и он проиграл этот сюжет.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Но ребенок не просто проиграл сюжет. Он в игре самостоятельно пришел к важному выводу.

Что можно узнать о ребенке по тому, как он играет

Важен «первый раз»

Стоит с особенным вниманием отнестись к тому, что ребенок сделал в первый раз. Если малыш играл один, а тут вдруг попросил вас присоединиться и дал роль, – это маркер доверия. Или играл в больничку, а тут раз – и начал кого-то лупить. Это тоже можно расценить как признак доверия. Ребенок почувствовал, что он в безопасности, что тут действительно можно играть, во что он сам выберет. И можно немножко больше показать, что у него внутри.

Во время загрузки произошла ошибка.

 «Первый раз» означает, что у ребенка начался новый этап. То есть, раньше он во что-то играл, во время игры все продумал, осознал, и теперь он готов идти дальше.

Бывает, дети играют в малышей, в котят – изображают маленькое, беспомощное существо. Допустим, когда появляется младший ребенок в семье. И у ребенка – не то чтобы злость или обида (хотя и это может быть), но ему до конца не понятно, как это: быть старшим братом? И вот он в игре это исследует, продумывает и – таким образом – растет. 

Я наблюдал, как мальчик четыре сеанса подряд играл в котенка, потом наигрался и больше к этой игре не возвращался никогда. Для него эта тема закончилась, и он начал играть в гонки. То есть, ребенок понял, что такое «старший брат», и был готов двигаться дальше.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Если ребенок часто играет в одну и ту же игру

Если у вас складывается ощущение, что ребенок постоянно играет в «глупую, пустую игру», которая ему «ничего не дает», надо постараться увидеть его потребность в этом. И если ребенок все время играет в этого самого беспомощного котенка, который не умеет говорить, которого надо носить на руках, который бесконечно просит, чтобы его погладили, видимо, сейчас у него есть потребность в ласке, заботе. Но!

«Часто родители приходят и говорят: «Он играет в одно и то же. Что он зациклился?», — рассказывает Матвей Берхин. — Это как если бы взрослый все время перечитывал одну и ту же книжку. Но в детстве-то это нормальная история: бесконечно что-то перечитывать.

Во время загрузки произошла ошибка.

Интенсивность

Играл спокойно, а тут вдруг глаза горят, не может усидеть на месте. Или наоборот – ребенок затаил дыхание, и у нас самих в это время появляется чувство, что это нечто особенное, глубокое. Значит, происходит что-то важное. В этот момент можно попытаться понять: что именно? Как ребенок видит себя и какие у него потребности.

А что с этими наблюдениями делать?

Ничего.

«Самое главное – самому не начать играть в психоаналитика, – говорит Матвей Берхин. – Не лезть ребенку в душу, не начинать нравоучительные разговоры. Не надо для ребенка выстраивать связь между игрой и жизнью, говорить: «Вот ты играешь, что принцесса одна в замке. Похоже, тебе так одиноко. Но ты знаешь, я всегда с тобой». Вот таких серьезных разговоров устраивать не надо. Это убьет свободную игру как средство самовыражения в нашем присутствии. Ребенок поймет, что с ним не просто играют, а пытаются как-то изменить».  

Вместо этого можно ненавязчиво попробовать ответить на ту потребность, о которой ребенок сказал в игре. Возможно, просто чуть больше его обнимать, проводить с ним время, почаще говорить: «Я люблю тебя».

У меня есть один маленький клиент – мальчик с агрессией. Он может играть в доктора, но это будет жестокий доктор, который скорее мучает. Там все логично связывается с опытом его прежней жизни… И все игры у него агрессивные. Он играет, и я вижу, что эта агрессия выходит, выходит раз за разом в игре, и ее становится меньше в его поведении. А в игре появляется тема заботы: он устраивает чаепития, угощает меня. Удивительно, конечно, за этим наблюдать.
Матвей Берхин
Детский психолог, папа

Читайте также: Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
11
Kukushka
Мой ребенок прежде чем начать играть самостоятельно вдоволь наигрался с нами-взрослыми. Самостоятельно играть начал года в три с половиной, первый раз был когда мы разбирали папины носки после стирки и тут она вдруг надела себе два носка на руки, и носки заговорили друг с другом о своей тяжелой носочной жизни. И после этого понеслась :-)
СсылкаПожаловаться
Белая и пушистая
Полностью не согласна, что в игре можно всё. Именно через игры ребёнок учится, что можно, а что нет.
СсылкаПожаловаться
Просто ежик
название статьи "как играть с ребенком" противоречит самой статье. Вся статья о самостоятельных играх ребенка и о том, чтобы оставлять ребенка в покое, когда он играет сам.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Маркиза не ангеловБабетта всё еще на войне – 2
Своей славой и своим самым тяжким кошмаром Брижит Бардо обязана Роже Вадиму. Его знаменитый фильм «И Бог создал женщину» прославил Брижит на весь мир. Богом, который создал Брижит Бардо, был сам Ва...
465
Елена СамокишС вещами на выход! А куда конкретно?
Что то как то вот прям разволновалась я. После некоторых недавних тем. Я ровно отношусь к детям: с умненькими воспитанными с удовольствием вожусь. От невоспитанных стараюсь держаться подальше. То е...
279
АнонимДа,да,мне жаль отдавать столько денег!
Сходили с мужем на собрание. В этом году выпускной, пора уже приблизительно решать, что, почем и сколько.
Оказывается, наши дорогие во всех смыслах детки хотят кататься по городу на лимузине и гуля...
212
Taisia ProkopyevaКак жить в недоверии
Всем привет! Пишу, чтобы посоветоваться. Родным и близким подноготную раскрывать не хочу. Познакомилась с парнем 9 лет назад встречались. В 2015 году попросил взять кредит, чтобы помочь семье, у не...
133
NefedovaZZЦена отпуска
Какую сумму Для вас комфортно потратить на отпуск ? Точнее какой процент от зарплаты? Или сколько зарплат готовы потратить на ежегодный отпуск?
102
АнонимПро работу.
Всем привет.
Как вы думаете,стоит или нет работу поменять?
Ситуация такая.
Работаю офис менеджером в небольшой компании уже не первый год. Да и опыта в этой сфере уже больше 10 лет . Зп устраивает....
77
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru