Игры для детей с семи лет: учимся формулировать и приводить мысли в порядок

Очень полезная игра, которая учит искать верные обобщения, четко формулировать и приводить в порядок мысли. Играть с ребенком в нее можно на ходу, во время уборки по дому, в дороге.
54bb93de28bd927a94130fbb1e98cf2e
Источник: Migration

Правила
1. Мы с дочкой называем эту игру «Почему я не кастрюля». Правила у нее такие. Водящий делает утверждение в адрес второго игрока:
- Ты - (и некий класс объектов, например:) кастрюля.
Ответ предполагается:
- Нет, я не кастрюля.
- Почему?

И далее нужно сформулировать хотя бы одно «почему», по определенным законам.

а) Ответ должен касаться игрока, а не кастрюли, и быть сформулирован как отрицание, например: «потому что кастрюля - это посуда» - неправильная формулировка, это про кастрюлю!; «потому что Я - не посуда» - правильно.

б) Ответ должен базироваться на одном, неважно, существенном или нет, но общем для всех кастрюль признаке или свойстве, например: «потому что я не железная» - неправильно, кастрюли бывают и не железные; «потому что я не вся твердая» - правильно, мягких кастрюль не бывает.

с) Ответ должен отражать действительность совершенно точно, например: «потому что в меня нельзя налить суп» - неправильно, в ребенка можно налить довольно много супа , и ему это можно продемонстрировать при случае. «Потому что во мне нельзя готовить еду» - верно.

2. Игроки постоянно меняются ролями, и это дает возможность взрослому предложить ребенку пример верного логического построения. Очень смешно бывает показать детям наглядно, в чем они ошибаются.

Например, моя дочка как-то попыталась сказать, что она не диван, потому что на ней нельзя лежать. За этим утверждением последовала возня, хохот и визг до неба: «мама, ты меня раздавишь, и я буду коврик!!!».

3. На начальном этапе игры часто используются разные названия категорий («я не посуда, я не мебель»), и для тренировки это хорошо. Но потом желательно ввести дополнительное правило, что это не разрешается, иначе будет скучно.

Когда мы с дочкой начали избегать категорий, у нас стало получаться что-то такое:
• я не слон, потому что у меня нет хобота;
• я не самолет, потому что я не летаю;
• я не лягушка, потому что...

Дочка, торопясь:
- Я не прыгаю!!!
- Да ну?! - удивляюсь. Хохочет:
- Я не зеленая?
- Лягушки бывают коричневые, черные...
- Ээээ... Я не квакаю?
- Да, наверное...
Дочка тут же заквакала - демонстрируя, на сей раз, мне мою ошибку.
- Маргош, тогда скажи: потому что я не ем мух. Будет правильно.

4. Дальше, по мере того, как игроки набираются опыта, становится сложнее. Вот попробуйте определить, почему вы не глаз, например. Причем использовать категории: орган зрения, орган человеческого тела, - нельзя...

Потому что вы не видите? - так вы видите! Потому что у вас внутри нет сетчатки\хрусталика\роговицы? - так ЕСТЬ ведь!!!! Потому что вы не круглый? - а вдруг да, кто вас знает, какое у вас телосложение? Вот я, например, вполне круглая, что мне дочка и сообщила!

После обсуждения всех этих негодных вариантов я, наконец, нашла правильную формулировку: потому что я не внутри головы. Не так просто придумать, между прочим. Но уже в следующую мою очередь дочка огорошила меня еще больше:
- Вот ты, мам. Ты - это я.
- Нет, я не ты.
- Почему?
- Эээ...
Найденная мною формулировка звучала, в итоге, так:
- Потому что я - не моя дочь!!!
Как видите, это не только очень полезная, но и очень веселая игра.

Коррекционный педагог