Игры для детей от пяти лет: такое простое непростое лото

Дети растут, и многие игрушки и игры становятся ненужными. Во всяком случае, нам так кажется. Но мы не всегда правы... Например, с помощью детского лото дошкольник научится хитростям группировки предметов по разным принципам, а ученик усвоит грамматику русского языка.

74f7fff85f813c543c7b161d0f75f9a7.jpg
Источник: Migration

Инвентарь
Вот детское лото, простейшие вещи «по категориям»:

• Платье, юбка, брюки, шапка, шарф, свитер;
• Кукла, мячик, барабан, мишка, кубики, юла;
• Вилка, тарелка, чашка, нож, ложка, стакан;
• Топор, молоток, иголка, пила, отвертка, плоскогубцы;
• Диван, кресло, шкаф, кровать, стул, стол;
• Карандаш, пенал, ручка, ластик, линейка, тетрадь.

Ваш первоклассник посмотрит на такое лото, сморщив нос: для малышей! Однако, не торопитесь выбрасывать. Чтобы сделать лото для малышей полезным более старшим детям, нужно перестать видеть за картинками вещи - а видеть за ними слова.

Может быть, пару лет назад, когда это лото уже стало слишком простым для пятилетки, вы при помощи этих карточек играли с ним в «четвертый - лишний». Многие родители это делают.

Правила
Выкладывают, например, такой ряд: нож, топор, пила, вилка, - и нужно отбросить лишнее. Чтобы выполнить такое задание, детям требуется сгруппировать эти предметы по другому принципу - в данном случае, по признаку «инструмент, который отделяет что-то от чего-то», лишней окажется вилка.

В ряду: пенал, шапка, стакан, мячик, - лишним окажется мячик, потому что «в остальные вещи можно что-то положить». И так далее. Простор для фантазии в таком простом наборе небольшой, поэтому много не наиграешь.
А вот с детьми постарше, как раз, можно.

Попробуйте, пользуясь карточками, на которых изображены вещи, группировать не сами вещи, а слова, которые их обозначают. Получится одна из тех «лингвистических» игр, которые тренируют так трудно усваиваемые знания по грамматике русского языка...

1. Самый простой вариант игры: водящий раскидывает все карточки, кроме двух-трех, на любое количество групп. Второй игрок должен угадать принцип, которым руководствовался водящий, и правильно добавить последние карточки в группы.

Начать можно прямо так, раскидав карточки по первой букве названия:
• 1. Б (брюки, барабан);
• 2. В (вилка);
• 3. И (иголка);
• 4. К (кукла, кубики, кресло, кровать, карандаш);
• 5. Л (ложка, ластик, линейка);
• 6. М (мячик);
• 7. Н (нож);
• 8. О (отвертка);
• 9. П (пила, плоскогубцы, пенал);
• 10. Р (ручка);
• 11. С (свитер, стакан, стул, стол);
• 12. Т (тарелка, топор, тетрадь);
• 13. Ч (чашка);
• 14. Ш (шапка, шарф, шкаф);
• 15. Ю (юбка, юла).

Останутся слова диван, платье и молоток. Платье должно быть подложено четвертым в группу на «П», молоток - вторым к мячику, а диван должен образовать отдельную новую группу.

2. Когда ребенок поймет общий принцип игры, можно использовать самые разные признаки слов для выделения групп:

• Род (мужской, женский, средний) - в этом случае слова «кубики», «брюки» и «плоскогубцы» откладываются в сторону, что дает дополнительную подсказку;
• Количество слогов (в этом списке - от 1 (нож) до 4 (плоскогубцы);
• Количество букв ;
• Наличие-отсутствие одной из букв (например, Р);
• Слово начинается на гласную или согласную (первую группу составят отвертка, иголка, юбка и юла);
• И так далее...

3. Очень интересный вопрос с двойными названиями. Да, то, что изображено на картинке, можно назвать двояко (юла или волчок, брюки или штаны, свитер или пуловер, ластик или резинка, и так далее). Это не минус игры, а ее большой плюс, - то, что ее усложняет, то, что расширяет словарный зпапс ребенка и вводит творческий элемент в те задания, которые он придумывает сам.

Отгадывающему же разрешается определенное количество раз (например, трижды) спросить у водящего, показывая на картинку: «Это что?» - и услышать тот вариант названия, который использовал водящий для своей классификации.

4. Играть в такую игру можно с детьми любого возраста. С теми, кто постарше, например, можно делить слова на группы по склонениям, по наличию-отсутствию суффиксов.

У подростков могут добавиться сложные и изысканные способы классификации, например, выделение в группу существительных, от которых произошли глаголы, или которые сами произошли от глаголов. В такую группу могут быть отложены, например, карточки:

• Пила (пилить);
• Барабан (барабанить);
• Отвертка (отворачивать);
• Юла (юлить).

«Разгадать» такую классификацию непросто и взрослому!

Лара Шпильберг
Коррекционный педагог