Игры для детей от трех лет: учимся описывать предметы

Мало научить ребенка различать признаки: цвет, форму, размер. Нужно еще добиться, чтобы он умел учитывать их при поиске объектов, понимал инструкции, содержащие указания на эти признаки и пользовался ими для словесного описания. Вот игра, которая поможет ему в этом.

Depositphotos_9809134_s.jpg
Источник: Migration

Инвентарь

Для игры удобнее всего использовать набор фигур разных форм, цветов и размеров. Нужно, чтобы их было четное число. В наборе может быть, например, 42 фигуры: по два больших и два маленьких круга, квадрата и треугольника красного, синего, желтого и зеленого цвета.

Красный квадрат – тебе и маме

Сначала нужно разделить набор фигурок на две одинаковые части: одну – для мамы, другую – для ребенка. У каждого получится по 26 фигурок, все разные. Делайте это вместе с ребенком. Он должен понимать, что, какую бы фигурку вы ни выбрали, – у него есть точно такая же.

Описывайте каждую фигуру, когда двигаете ее к себе или к ребенку:

– Большой желтый кружок тебе. Теперь мне такой же надо. Где он? Хорошо, теперь мне большой желтый кружок. Еще один тебе. Теперь давай сам. Какую фигуру ты хочешь забрать?

Добейтесь, чтобы ребенок говорил сам:

– Красный большой квадрат маме и красный большой квадрат мне!

Угадай, какую фигуру я спрятала?

Разложите все доставшиеся ребенку фигуры перед ним. А свои спрячьте куда-нибудь: себе за спину или под лист бумаги. Выберите одну из своих фигур и зажмите ее в кулаке.

– Угадай, какую фигуру я спрятала? Я тебе расскажу, а ты найди у себя, вот тут, какая фигурка у меня в кулаке? Вот слушай: маленький желтый треугольник! Покажи, какая? Эта? (кулак разжимается): Смотри, точно! Ты угадал! Молодец!

После нескольких таких попыток поменяйтесь – выложите свои фигуры на стол, его спрячьте под лист, и предложите:

- А теперь ты спрячь фигурку. Я закрою глаза, я не смотрю. Возьми любую из своих в кулачок, спрячь за спину. Готово? Я открою глаза, а ты расскажи мне, какую фигуру ты спрятал?

Мою маленькую дочку приходилось сначала прямо за руки держать, чтобы она не закричала «Вот такую!» – и не сунула мне ее под нос. Конечно, детям проще показать, но наша задача – заставить их дать исчерпывающее словесное определение.

Если будет трудно, сначала задавайте вопросы: «Какой она формы? Она круг? Какого она цвета?» И так далее.

Когда первый этап будет успешно пройден, можно играть, постоянно чередуясь, и добавив количество или другие усложняющие элементы описания, например: «два синих круга, маленький и большой», «большая синяя фигурка без углов», «две больших красных фигурки, одна треугольник, а другая без углов».

Если все предыдущие задачки давали возможность только одного правильного ответа, то дальше можно играть с возможностью нескольких правильных ответов: «большая зеленая фигурка и маленький треугольник», «три зеленые фигурки, все разной формы».

В этой игре нужно пользоваться речью, важно, чтобы ребенок научился понимать смысл сложных инструкций и передавать точную информацию словами.

Не стоит спешить, если именно в речевой части наших заданий ребенок будет испытывать сложности. Речь должна помогать ему, а не создавать дополнительные трудности.

Читайте также: Игры для уставшей мамы

Лара Шпильберг
Коррекционный педагог