Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Ребенку не дается математика: что делать?

У школьника проблемы с точными науками: значит ли это, что у него гуманитарный склад ума или он просто ленится учить математику? Попытаемся разобраться в этом вопросе.


О гуманитариях впервые заговорили в XIX веке. Правда, тогда этот термин применяли исключительно к взрослым. Сейчас наука и культура развиваются такими темпами, что определять склонности ребенка начинают почти с пеленок. В школах появляются классы с гуманитарным уклоном. Но вдруг ученик попросту не желает утомлять себя математическими формулами – ведь считается, что литература несравнимо легче?

Комплекс талантов: какой перевесит

Склонность к гуманитарным или техническим наукам проявляется не раньше 4-5 класса, до этого ребенок еще анализирует окружающий мир и набирается опыта. Многие мамы замечают, что по мере увеличения предметов в школьном расписании круг интересов школьника заметно расширяется, и он хаотично, как кажется взрослым, хочет заниматься всем и сразу.

Проходит немного времени и у большинства школьников отчетливо проявляется склонность к тому или иному виду наук. Есть и те, кому одинаково легко и интересно заниматься как физикой, так и историей, но их традиционно меньшинство.

#уроклитературы #войнаимирчитаемроман

Фото опубликовано Вера Бадьина (@vera_badina)

Машкова Светлана, учитель истории и английского языка, МБОУ Одинцовская СОШ № 1: «Почему-то считается, что дети с аналитическим складом ума, кроме хорошего знания точных наук, довольно неплохо разбираются в литературе, истории, а вот гуманитарии почти никогда не ориентируются в точных науках. Но это не совсем так. Во-первых, аналитические способности нужны и при изучении гуманитарных предметов. Во-вторых, дети сейчас очень мало читают, речь не развита. Поэтому ярко выраженных гуманитариев не видно.

Наши отличники успевают одинаково хорошо и по предметам точного цикла, и гуманитарного. Многие из тех детей, которые у меня хорошо успевают по английскому, намного хуже справляются с историей, однако распределение успеваемости по русскому и математике примерно одинаковое.

Думаю, что в детском возрасте подобное деление – на «технарей» и «гуманитариев» – искусственное, и проблема эта надуманная. Наверное, можно начинать говорить об этом после 10 класса, да и то есть вероятность ошибиться. Современная молодежь прагматична, во всем ищет выгоду. В этом плане гуманитарные предметы у большинства моих учеников относятся к серии «оно мне не надо», поэтому как раз гуманитарная сфера, на мой взгляд, остается не развитой».

Математика — не для нас?

Как правило, если ребенок, старательно занимающийся дома математикой, получает невысокие отметки по этому предмету, родители тут же убеждают и его и себя, что «это потому, что он у нас – «чистый гуманитарий». Школьник получает еще больше доказательств своим убеждениям, что для пятерок необходим какой-то необыкновенный талант. Вряд ли это будет стимулом для того, чтобы попытаться преодолеть страх к точным наукам.

Но нередко встречается иной подход: родители полагают, что их сын или дочь ленится и попросту не желает приложить дополнительных усилий, чтобы справиться с проблемой. В итоге в ход идут нравоучительные беседы и даже наказания. 

Наталия Еремина, учитель математики ГБОУ «Школа № 362» г. Москва: «Мне кажется, что проявляются способности ребенка уже в младших классах и тогда становится понятно, у кого есть склонность к точным наукам, а у кого, увы, нет. Я считаю, что в этих случаях надо все равно побороться, ведь математика воспитывает и дисциплинирует ум, учит логически мыслить, а это в будущем непременно пригодится.

Я – отличный гуманитарий, но дятел во всем, что дальше таблицы умножения.
Марго ЗадикянПользователь «Дети Mail.Ru»

Необходимо, чтобы родители сразу же, как они заметили отставание школьника в изучении математики, посоветовались с педагогом. Есть много дополнительной учебной литературы, где в развлекательной форме и доступно объясняют этот предмет. Возможно, стоит позаниматься дополнительно с преподавателем или с хорошо успевающим одноклассником. Я иногда слушаю, как дети объясняют друг другу, как решать задачи и удивляюсь, насколько хорошо у них получается.

К выбору педагога надо подойти очень ответственно, ведь не секрет, что у нас хороших преподавателей точных наук традиционно меньше, чем естественников. Надо, чтобы ученик-гуманитарий понимал, о чем говорят в классе во время уроков математики, и стремился сделать все задания на положительную отметку».

Уверенность в собственных силах

Некоторые психологи считают, что до окончания школы ребенок может несколько раз из «лирика» превратиться в «физика» и – наоборот. Самое главное – привить школьнику уверенность в собственных силах, желание учиться чему-то новому. Если у него не получается с математикой, важно не заострять внимания на неудачах, говоря, например: «Я так и знала, что ты ошибешься в этой задаче». Лучше сказать: «Да, пока не получается, но давай подумаем, как решить проблему».

Кроме того, не надо решать за детей задачи по математике, если они не могут этого сделать. Правильнее потихоньку подводить их к самостоятельному решению. Пусть не всегда это будет даваться просто, но, добившись положительного результата, ребенок с каждым разом будет становиться увереннее в своих силах, поражаясь сам себе: «Как я раньше не додумался!».

Елена Геркова, школьный психолог ГБОУ «Школа № 362» г. Москвы: «Я убеждена, что гуманитарий – это именно склад ума. Мы с коллегами регулярно беседуем на эти темы, и все согласны со мной. Ни в коем случае нельзя считать гуманитариев ленивыми или глупыми. У них мало того что прекрасно развито воображение, творческое начало, у них задействован эмоциональный метод познания.

У меня есть такие дети в школе, у которых с точными науками все прекрасно, а вот по литературе они, к сожалению, в буквальном смысле двух слов связать не могут. Я от них слышу, что, мол, вот математика – четко и логично, а Наташа Ростова – ужас как скучно. Об этом много написано в специальной литературе. Но не надо ребенка переучивать, ведь не зря разработана система профориентации. Люди всегда достигают большего, занимаясь любимым делом».

Также читайте о том, как не вырастить ребенка-потребителя.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
33
Зимний сад
''Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит" - это Михаил Ломоносов, гуманитарий, химик, практик, философ (но совершенно не математик!) Патологии мозга, не позволяющие понимать математику на жлементарном уровне средней школы встречаются довольно редко среди умственно полноценных людей и зачастую являются признаком высокоразвитого художественного дарования (классика - Александр Пушкин, получавший в отвнте к каждой задачи ноль). А большинство нынешних псевдогуманитариев не понимают математику благодаря трём факторам: нарушениям мозгового кровообращения (что должен лечить невролог), лени родителей (потому что если с первых месяцев и лет жизни приучать ребёнка к умственной лени и давать пример "гуманитарной безмозглости", то вряд ли ребёнок сам по себе вырастет Эйнштейном) и, наконец, высокой загруженностью школьников дополнительными, зачастую никому не нужными, кроме самооценки родителей, занятиями (''драмкружок, кружок по фото, и везде я тебя засуну, чтобы развивался разносторонне, а там хоть помри!") - т.е. дети думать НЕ УМЕЮТ, НЕ ХОТЯТ И ИМ НЕКОГДА!
СсылкаПожаловаться
Da...квавасан...
В ответ на комментарий от Вася Синепупкин История переписки2
Вася Синепупкин
До сорока дожила, а ума не нажила.
СсылкаПожаловаться
Мужик (до мужчины, увы не дорос) оскорбляющий женщину, вероятно тоже это делает от большого ума? Закомплексованный чудик.
СсылкаПожаловаться
Parvina
Ребенка можно учить чему угодно если только в этом он видит интерес, а проявить интерес можно только определенным подходом, нужно только найти этот подход.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru