Дети индиго: тонкая грань между одаренностью и диагнозом

Вундеркинды со сверхъестественными способностями или дети с нейроотличиями? Рассказываем об одной из самых известных мистификаций XX века — феномене индиго.
Авторы и эксперты
Автор Дети Mail
Детский психиатр, психотерапевт
Мальчик рассматривает плазменный шар
Ребенка индиго несложно узнать среди сверстников: у уникальных детей есть ряд отличительных признаков.Источник: https://ru.freepik.com/

Этот термин появился в 80–е годы прошлого столетия благодаря экстрасенсу Нэнси Энн Тэпп. Она утверждала, что в конце 1970–х на свет начали появляться дети с особым цветом ауры — индиго. По мнению экстрасенса, такие люди призваны вывести человечество на новый уровень развития. В этой статье — о том, по каким признакам отличают детей индиго и есть ли научные подтверждения этого феномена. Разобраться, почему родителям важно внимательно относиться к уникальным особенностям развития ребенка, поможет детский психиатр и психотерапевт из г. Тулы Лада Баринова. 

Кто такие дети индиго

Нэнси Энн Тэпп считала, что люди индиго пришли на нашу планету не просто так: у каждого из них есть подсознательная «программа», которой он интуитивно следует. Цель таких детей — якобы изменить мир, однако к чему они готовят человечество, эзотерики точно объяснить не могут.

Ученые сходятся во мнении, что под «индиго» подразумеваются дети с совокупностью определенных психологических и поведенческих характеристик. Недетский серьезный взгляд, экстремальная одаренность в какой–либо сфере, сложность в соблюдении общественных норм, высокий уровень IQ, гиперактивность (1). Если вы узнали в этом описании своего ребенка, то вполне возможно, что экстрасенсы разглядят у него ауру цвета индиго. Однако ученые считают, что за этими признаками может скрываться диагноз, который требует особого подхода и консультации со специалистом (2). 

Основные признаки детей индиго: как их распознать

Ребенка индиго несложно узнать среди сверстников: у уникальных детей есть ряд отличительных признаков. Как правило, эти особенности проявляются с раннего возраста и становятся все более заметными по мере взросления ребенка. 

Интеллект и нестандартное мышление

Выдающийся интеллект детей индиго часто проявляется в способности быстро усваивать сложные концепции. Их мышление отличается от традиционного: например, к решению стандартной задачи по математике они могут найти оригинальный подход. Такие дети часто демонстрируют способность видеть ситуацию в целом, улавливая сложные взаимосвязи между различными явлениями и фактами.

Зачастую с возрастом у детей индиго проявляется экстраординарная одаренность в какой–то сфере, доходящая до уровня гиперфиксации. Например, ребенок может увлечься изучением насекомых, робототехникой, музыкой, живописью. Речь идет не о простом хобби, а о том, что обычно называют призванием. 

Осознание собственной важности

Дети индиго часто осознают себя как взрослых. Им нравится общаться со старшими, они понимают собственную важность и ценность и требуют уважительного отношения к себе. Зачастую у таких детей подмечают совсем недетский, даже тяжелый взгляд — будто взрослый заперт в теле ребенка.

Эмпатия и чувствительность

Дети индиго, несмотря на внешнюю отчужденность, очень ранимы и чутки к внешнему миру. Их удручает и тревожит несправедливость по отношению к ним самим или к окружающим. Если гармония вокруг такого ребенка нарушается, он может просто «выключиться» из окружающего мира (3). 

Представим мальчика–индиго. В школе он ответственно выполняет задания, внимательно слушает учительницу и задает ей необычные вопросы. Но как только одноклассники начинают баловаться, перебивать преподавателя, шуметь, конфликтовать друг с другом, мальчик тут же уходит в себя. Он может перестать реагировать на вопросы и полностью отключиться от учебного процесса. 

Бунтарский характер

Из–за осознания собственной важности дети индиго часто отказываются подчиняться авторитетам и приказам. Они открыто выражают протест против любых манипуляций, не терпят, когда с ними разговаривают свысока или пытаются что-то навязать без объяснений. 

Бунтарский характер также проявляется в том, что индиго не стесняются заявлять о своих желаниях и потребностях, даже если те противоречат мнению взрослых. Родителям важно понимать, что с ребенком индиго важно разговаривать на равных: традиционное наказание «поставить в угол» может глубоко оскорбить его. 

Физиологические особенности

У детей индиго отмечают повышенную энергичность, характерные перепады настроения, склонность к импульсивным действиям. Они могут быстро утомляться при традиционных методах обучения. 

Повышенный интерес к духовному началу

Самый необычный признак детей индиго. Нередко они довольно рано начинают увлекаться религиозными темами, формируют собственное представление о Боге. Эзотерики и вовсе утверждают, что дети индиго обладают сверхъестественными способностями. Они якобы помнят свои прошлые жизни, видят ауры других людей и даже могут общаться с ангелами. Не стоит забывать, что подобные заявления полностью противоречат науке. 

Поведение в обществе

Из–за высокого интеллекта и склонности замыкаться на своих интересах дети индиго испытывают проблемы с адаптацией в обществе. Им сложно найти общий язык со сверстниками, шумным компаниям они предпочитают одиночество. Порой в слишком шумном обществе детям индиго становится дискомфортно. 

В то же время развитая эмпатия помогает им отлично понимать других людей, несмотря на внешнюю отстраненность. Они часто выступают в роли наблюдателей, анализирующих социальные взаимодействия. В небольших группах единомышленников дети индиго могут проявлять себя очень активно и харизматично. 

Цвет ауры индиго и его влияние на личность

Аура — это совокупность энергетических оболочек, которые составляют биополе человека. Считается, что всего существует 12 видов ауры — они различаются по цветам, которые якобы определяют темперамент и призвание человека. 

Понятие «аура» упоминается только в эзотерическом ключе, поскольку научных подтверждений их существования нет (по крайней мере, на момент написания этой статьи). 

Аура индиго считается особой, тринадцатой, в ее основе лежит смесь синего и фиолетового. Первый дает человеку благородство, обостренное чувство ответственности, умение постигать скрытую суть событий. У людей с фиолетовой аурой хорошо развита интуиция, богатый внутренний мир. Сине–фиолетовая аура дает детям особые качества, которые якобы помогут им вывести человечество на новый уровень. 

Девочка сидит на подоконнике
С медицинской и психологической точки зрения особенности, приписываемые детям индиго, могут быть симптомами реальных расстройств.Источник: https://ru.freepik.com/

Есть ли научные подтверждения феномена

Официальная российская педагогика и детская психология не признает феномен детей индиго (2). К этому понятию ученые относятся довольно скептически, потому что после визита к врачу у таких детей чаще всего подтверждаются различные психические диагнозы. 

Альтернативные объяснения феномена

Наш эксперт Лада Баринова утверждает, что с медицинской и психологической точки зрения, особенности, которые приписывают детям индиго, могут быть симптомами реальных расстройств. Например:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (импульсивность, проблемы с концентрацией);
  • расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера (высокий интеллект при трудностях в социальном взаимодействии, необычные интересы, ригидность мышления, сенсорная чувствительность);
  • биполярное расстройство или шизотипическое расстройство (эпизоды повышенной активности, необычные идеи, «магическое мышление»);
  • тревожные расстройства и сенсорная гиперчувствительность (ребенок может болезненно реагировать на шум, прикосновения, изменения в распорядке дня). 

Связь детей индиго с синдром СДВГ

Главные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности — чрезмерная двигательная активность, несдержанность, трудности с поддержанием внимания. Синдром не исключает наличие у ребенка высокого интеллекта и «недетских» интересов, поэтому родители часто путают его с «аурой индиго». 

На самом деле СДВГ — это неврологическое поведенческое расстройство, распространенность которого в России достигает 16% (4). Причины его развития у ребенка — многочисленные генетические и перинатальные факторы, но не особый цвет ауры или божественное предназначение. Не стоит списывать дезорганизацию и тревожность ребенка на «избранность». Отсутствие терапии и коррекции поведения при СДВГ может лишь ухудшить ситуацию. 

Мнение эксперта

Советами для родителей особенных детей делится детский психотерапевт Лада Баринова

— Поиск баланса между дисциплиной и свободой самовыражения для ребенка с нестандартным поведением —  это вопрос гибкого воспитания и понимания его реальных потребностей. В первую очередь откажитесь от ярлыка «индиго», ищите реальные особенности. 

Зачастую у таких детей наблюдается дисгармоничное развитие: виртуозно играет на фортепиано, но совсем не умеет устанавливать коммуникацию со сверстниками. В таком случае родители с помощью специалистов выявляют реальную проблему и делают упор на ее решении. 

Важно выявить, что делает ребенка «не таким»: неврологические особенности, свойства характера или одаренность, требующая особого подхода. Только после этого можно принимать какие–то меры.  Устанавливайте для ребенка гибкие границы, а не жесткие запреты, предоставляйте ребенку право выбора. Даже самым «нестандартным» детям нужны: 

  • четкие, но разумные правила (не «делай, как я сказал», а «давай договоримся»);
  • право на мнение (можно спорить, но не хамить);
  • пространство для творчества (если уроки сделаны — рисуй, изобретай, играй).  

Родитель может помочь нестандартному ребенку, условно называемому «индиго», адаптироваться в социуме, сочетая принятие его индивидуальности с мягким обучением социальным нормам. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка (обсуждайте эмоции, проигрывайте ситуации из жизни, обсуждайте книги и фильмы). 

Дети в детском саду
Родитель может помочь нестандартному ребенку, условно называемому «индиго», адаптироваться в социуме.Источник: https://ru.freepik.com/

Такому ребенку может быть сложно вписаться в обычный коллектив, поэтому помогите ему найти ту среду, где ему будет комфортно. Это могут быть кружки по интересам (программирование, искусство, наука), альтернативные школы (Монтессори, вальдорфская – если традиционная не подходит).

Работайте с самооценкой ребенка. Здесь важно не перехваливать («ты гений») и не обесценивать («ты странный»), а подчеркивать сильные стороны («Ты отлично разбираешься в динозаврах!»). Объясняйте, что отличие от других — не недостаток, а особенность. Учите справляться с критикой («Да, некоторые люди не поймут тебя — и это нормально»). Показывайте ребенку примеры успешных нестандартных людей (ученых, художников, изобретателей). 

Главное о детях-индиго 

Подводим итоги — что важнее всего знать о необычном феномене.

  • «Дети индиго» — это эзотерическое понятие, означающее детей с уникальными способностями, которые якобы пришли в наш мир с особой миссией.
  • Научных доказательств наличия у человека цветной ауры нет, соответственно, термин «дети индиго» псевдонаучен.
  • Детям индиго свойственны трудности с социализацией, высокий уровень интеллекта, часто одержимая увлеченность чем–то, осознание чувства собственной значимости.
  • За аурой цвета индиго может скрываться психический диагноз: РАС, СДВГ, биполярное или тревожное расстройство. Необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психиатром или психотерапевтом.
  • Родителям детей индиго нельзя подавлять их индивидуальность или пытаться устанавливать им жесткие рамки. К каждому особенному ребенку важно найти мягкий и уважительный подход, который поможет ему социализироваться. 

Список источников

1. Заславская, А. А. «Историко–педагогические примеры проявления качеств индиго в личности» / Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VIII Международной научной конференции. 2020.

2. Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. «Дети индиго: психологическая реальность или психологический миф? Между одаренностью и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» / Сибирский психологический журнал. 2009. 

3. Рахматуллин Т. Г., Рахматуллин М. Т. «Дети индиго как необычная форма проявления одаренности» / Журнал «Современные проблемы науки и образования». 2014. 

4. Гайнетдинова Д. Д., Скоромец А. П., Крюков Е. Ю. «Нарушения нервно–психического развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: клинические наблюдения» / РМЖ, 2022.