В последние годы широко распространилась мода на раннее развитие детей. В продаже огромное количество пособий, предназначенных для обучения чтению, математике с пелёнок. Не прекращаются споры родителей о том, хорошо или плохо развивать ребёнка в первые годы жизни.
Так что же такое «раннее развитие»? Давайте зададим этот вопрос Лене Даниловой, автору развивающих методик, книг и статей о развитии детей, автору развивающих игрушек и пособий, маме пятерых детей.
Новорожденный. Он ещё такой беспомощный и несмышлёный. Пришла пора заняться его развитием!
Без чего нельзя обойтись в первый год? Что самое важное, а что можно не делать в обязательном порядке.
Итак:
- Ребенок должен дома быть всегда раздетым! Даже если прохладно. Это, пожалуй, самое важное условие раннего развития. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, двигаться в тёплых одёжках и в жарком помещении не очень-то хочется.
- Ребенку надо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей и подушек! Никакого сидения в кроватке или на диване!
- С ребенком необходимо заниматься физическим развитием! И делать это регулярно, изо дня в день и много раз. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде. Это могут быть упражнения на мяче или массаж. Самые полноценные занятия – на спорткомплексе для малышей. Такие занятия позволяют ребёнку легко осваивать основные двигательные навыки, которые так важны в первый год его развития.
- Нужно уделять довольно большое внимание воде. Плавание, ныряние или просто игры в ванной. Малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде.
- Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним помногу и особым образом, помогающим развить активную речь в первый год. Стимулировать активную речь играми, просьбами, вопросами. В первый год мама практически не должна молчать с малышом!
- Ребенка надо приучать к самостоятельности. Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. Это касается всего: от одевания-раздевания до занятий на спорткомплексе и более сложных вещей.
- Предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы. Полнота тактильных ощущений возможна только при соблюдении второго пункта этого списка – предоставить неограниченную возможность двигаться. Никакие пособия, предложенные ребёнку в манеже, не способны заменить ощущений от соприкосновения с реальной действительностью.
- Дайте ребенку слушать разнообразную музыку, песни, сказки и звуки разных языков (двух-трех кроме родного, не больше).
- Стимулировать ребенка к активным играм с игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. И это совмещать уже с карточками, презентациями и прочими дидактическими пособиями.
Вот, собственно, и все.
«Какое же это раннее развитие?», - скажут многие. «А как же карточки? Презентации?»
Это все отлично! Без этого можно вырастить необыкновенного малыша. При этом совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия! А большинство мам считают, что если они обеспечат ребенку карточки, пособия, книжки и «развивающие» игрушки, их малыш вырастет более умным и способным. Свободное движение важнее всех карточек! Карточки смело можно заменить показом окружающих предметов. А вот физическое развитие не может заменить ничто!
Дети укутанные сидят в кроватках и перебирают «развивающие» игрушки. Несколько раз в день им продемонстрируют карточки или презентации. А потом снова потеплее оденут и положат «развиваться» к умным игрушкам.
Родители замирают от счастья в погоне за дорогостоящим пособием или невероятно полезной книжкой. А время уходит! У ребенка не остается времени поползать, побегать и поиграть.
Мне бы хотелось, чтобы мамы, у которых есть малыши первого года жизни, задумались над моими словами и попробовали следовать моим советам. Давайте уже развивать малышей!"
Также читайте о том, почему детям трудно уснуть