Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Что можно сказать о ребенке, глядя на его рисунок: эксперимент

Мы попросили читателей прислать рисунки их детей, сообщив только возраст и пол ребенка, а детский и семейный психолог сети частных детских садов «Интересный Детский сад» Виттория Филинова проанализировала изображения и рассказала немало интересного об авторах этих работ.


«Детские психологи уделяют большое значение рисункам. Считается, что ребенку гораздо проще выражать свои эмоции, впечатления и мысли с помощью изобразительной деятельности в отличие от взрослых, которые могут просто словами рассказать о том, что лежит на душе», – рассказывает Виттория.

Конечно, для того чтобы проводить анализ состояния ребенка, нужно смотреть на его творчество в течение длительного периода, однако и единственный рисунок может немало рассказать о его авторе. Значение здесь имеют сюжет (чаще всего ребенок рисует картинку на волнующую его тему), цвет (чем больше цветов в картине, тем свободнее автор себя чувствует в рисовании, а также приоритетные цвета могут отражать эмоциональное состояние автора в данный момент), расположение и размер значимых фигур (в идеале фигуры должны гармонично располагаться на листе, соотноситься друг с другом, все пространство бумаги должно использоваться), степень нажима, штриховка, многочисленное стирание линий (если все это ярко представлено, как правило, можно говорить о повышенной тревожности автора рисунка).

Рисунок мальчика 7 лет

Мнение психолога: Обратите внимание, как много деталей на этом рисунке! Небо и облака, солнышко с лицом – оно не с первого раза нашло свое «правильное место»  по крайней мере, дважды его стирали, рекламный щит, группа зрителей с флагом, грузовик, на раскрашивание которого понадобилось больше 8 цветов. Сомнений нет – мы на соревнованиях и, если прислушаться, кажется, можно различить рев моторов.

Чувствуется, что это очень интересная тема для семилетнего человека – автора рисунка. Сколько труда, фантазии и эмоций передает этот альбомный лист!

Если учитывать мнение психологов о том, что рисунок в дошкольном и младшем школьном возрасте является показателем развития ребенка в целом, можно с уверенностью сказать, что автор работы успешно проходит положенные возрастные этапы.

Продолжая анализ изображения, хочется обратить внимание, что мальчик выбрал сюжет, когда грузовик встал на дыбы. Что произойдет дальше? Машина вернется на трассу и продолжит участие в соревнованиях, а может быть, произойдет авария? В любом случае мы наблюдаем опасную, тревожную и заряженную эмоциями минуту, что еще раз свидетельствует о высокой значимости для юного художника этой темы – машины, гонки, соревнования.

Еще один нюанс, на котором можно остановиться – реалистичность изображения машины по сравнению со схематичным изображением людей. Можно предположить, что мальчику мир человеческих отношений в настоящее время не очень интересен. Скорее всего, если у него спросить, например, почему Сережа обидел Петю – ответ будет односложным и очень коротким, зато про машины можно будет услышать длинный и подробный рассказ.

Также можно обратить внимание на количество стираний (буквы, элементы изображения) и степень нажима на карандаш – она не равномерна. Автор рисунка переживает за результат, ему очень важны детали и качество получившегося рисунка в целом. Предположительно мальчик имеет тревожные черты, склонен к перфекционизму.

Рисунок мальчика (5,5 лет)

Мнение психолога: Первое впечатление – изображение вызывает чувство напряжения: здесь видно движение и заряд энергии. В рисунке используются яркие цвета, автор накладывает их густо – не жалеет времени на закрашивание, что свидетельствует о высокой степени значимости для него этой работы.

Поговорите с мальчиком о том, что или кто изображен на этих картинах. Если ребенок выделит в рисунке персонажа, расспросите его, чем он занимается, где живет, чем питается, имеет ли друзей. Рассказывая о придуманном существе, ребенок неосознанно будет иметь в виду себя. Возможно, вам удастся узнать о том, что беспокоит или тревожит вашего сына.

Рисунок девочки (7 лет). Рисунков без текста не делает вообще. Если нет послания, адресованного кому-то, просто напишет свое имя, притом чаще всего зеркально. Рисовать не любит, делает это только для кого-то в качестве презента.

Мнение психолога: По-видимому, этот рисунок – презент для мамы. Мама – на первом месте, на ее прорисовку потрачено дополнительное время – изображен аксессуар в виде сумочки. Папа, хоть и выше остальных членов семьи, раскрашен той же ручкой, которой нарисован. На него не хватило энергии и желания, чтобы немного одеть и раскрасить. Можно предположить, что мама для девочки – это ключевая фигура, однако ребенок очень старается соблюдать равновесие в своем отношении к родителям.

При видимом благополучии картинки – вся семья в сборе, все улыбаются, даже есть домашнее животное, в рисунке присутствует большое напряжение. Поднятые вверх длинные руки у всех членов семьи, растопыренные пальцы могут свидетельствовать о том, что девочка ощущает агрессию, напряжение, присутствующее дома. В правой части рисунка изображено нечто сильно заштрихованное, большое, повернутое ко всей семье. Возможно, это дерево или цветок, однако, олицетворяет оно энергичное отрицательное нечто, предположительно – угрожающее благополучию семьи.

В верхней части рисунка – рядом с солнышком – нарисован кто-то, похожий на сказочного пони. Скорее всего, тема таких персонажей сейчас близка девочке. Можно попробовать попросить ее создать рисунок со сказочным сюжетом и немного расспросить про центрального персонажа. Ответы про него могут дать представление о том, что в действительности беспокоит ребенка.

Рисунки мальчика (6 лет и 5 месяцев). Рисует в основном ручкой, цвет использует редко.

Мнение психолога: Мальчики любят рисовать машины. На этом рисунке они в изобилии – мы видим автобус, грузовик, легковую машину, поезд и даже вагончики фуникулера. Все куда-то движется и перемещается. Несмотря на то, что автор использует мало красок, в рисунке чувствуется жизнь, энергия, динамика.

Возможно, этот рисунок сделан после путешествия. Впечатления от поездки детям сложно передавать словами, ведь словарный запас еще не сформирован в полной мере, а вот с помощью рисунков это сделать гораздо проще.

Мы видим, что мальчик использует всю поверхность листа, изображения могут казаться схематичными, однако они, вероятно, устраивают автора. Ему важно передать свою мысль, движение. Он уверен в замысле картины, а значит, можно предположить, что ребенок в целом уверен в себе.

Рисунок девочки (4 года). Рисовала долго, не отрываясь. Что нарисовала, сказать не смогла.

Мнение психолога: Представленный рисунок – это орнамент. Он не обязательно должен быть чем-то. Изображение, которое мы видим, это первые шаги малышки на пути креативности и творчества. Четкость тонких линий, игра цвета, графичность – все это свидетельствует о зарождающемся вкусе, интуитивном ощущении формы.

Скрупулезность исполнения может свидетельствовать о склонности к порядку, стремлении действовать по правилам, доводить дело до конца, однако это не обязательно. Возможно, ребенок действительно художественно одарен и действует под властью вдохновения.

Рисунок нарисован девочкой, возраст 5 лет. Называется «Папа на рыбалке»

Комментарий психолога: О том, как происходит у папы рыбалка, девочка знает немало: посмотрите – есть удилище, леска, крючок, а на нем червяк. Есть также ряд изображений, заключенных в рамочки в правой части рисунка. Скорее всего, если расспросить девочку, она подробно расскажет о каждом из них.

Такие тематические рисунки свойственны дошкольному возрасту. Изображение человека только начинает формироваться. Оно пока носит, скорее, схематичный характер, однако выступает центральной фигурой в картине, что является хорошим признаком психологического благополучия ребенка. В целом, вполне позитивный рисунок.

Рисунок девочки (3 года и 2 месяца).

Мнение психолога: Девочка делает первые шаги на пути к осознанному рисованию. Сейчас это просто набор линий, буйство цвета. Часто бывает, если спросить ребенка в возрасте 2-3 лет о том, что он нарисовал, в ответ можно услышать подробную историю, перечисление персонажей и событий, хотя на картинке всего лишь каракули. Так развивается воображение, фантазирование, а вместе с ними – и мышление ребенка. Поощряйте рассказы о нарисованном, задавайте уточняющие вопросы, просите описать детали.

Отдельно можно обратить внимание на нажим, с которым девочка покрывает лист цветом. Хорошо видно, что он достаточно сильный. С одной стороны, можно с уверенностью предсказывать хорошее развитие мелкой моторики – девочка уверенно держит карандаш, не устает рисовать много линий. Скорее всего, она уже отлично разговаривает, ведь речевые функции в немалой степени зависят от развития мелкой моторики. С другой стороны, можно предполагать наличие у малышки тревожных качеств, чрезмерной возбудимости, не всегда контролируемой энергичности.

Также читайте, о чем расскажет почерк ребенка

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
63
Sibel *
В ответ на комментарий от Галя Галочка
Галя Галочка
Мы однажды участвовали в подобном тесте. Психолог выдала детям лист бумаги и простой карандаш, и поставила задачу: нарисовать дерево, дом и человека. Наш ребенок начал с дерева, под деревом человек, но т.к. натура увлекающаяся- его понесло. Он тут же вспомнил, что на днях в детском саду им рассказывали про Ньютона, поэтому дерево сразу-же стало яблоней и для пущей верности над головой зависло яблочко. Ньютон("он же ученый") держит в руках телескоп-подзорную трубу и смотрит в небо. А там летит звездолет... На домик времени не хватило, пришлось сдать на проверку, как есть, но ребенок все подробно рассказал мне, о том, что успел нарисовать. И вот каков был приговор психолога: ребенок нежелателен в семье и у него суицидальные наклонности. Весь лист был в красных пометках. Телескоп-это пистолет, яблоко-это пуля, а звездолет-это.....мозги!!!!! Это какое больное воображение могло нарисовать такую картину???? И эта дамочка работает по сей день в школе.
СсылкаПожаловаться
))) жесть
СсылкаПожаловаться
Евочка
У нас один мальчик нарисовал семью, где у мамы на руках длинные ногти и руки вверх. Истолковали, как агрессивную маму. А он рисовал, что мама ногти сушит после покраски
СсылкаПожаловаться
FROGGY ОЗЕРНАЯ
В ответ на комментарий от Гермиона Грейнджер
Гермиона Грейнджер
Большей ереси, чем психологические выверты на основе анализа рисунков не слышала. У нас психологи дважды крик поднимали, причем оба раза мимо. то у нас бабушка главная в семье и подавляет ребенка. А ребенок видит бабушку раз в год в отпуске, причем дней 10. То проблемы в семье с младшим братом, а ребенок единственный. Так что, господа психолухи, не надо песен.
СсылкаПожаловаться
Ребятам в саду дали задание - нарисовать хорошую погоду. Моя девочка изобразила синие тучи, дождик и молнию., после чего я услышала от психологини, что она страдает "тяжелой депрессией". А она просто любит дождик и грозу.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ваше ВеличествоКинотавр - 2019. Закрытие
Добрый день, форум! В этой теме я предлагаю вашему вниманию обзор заключительных трех дней кинофестиваля.
846
Маркиза не ангеловЖемчужина любовного пыла
Возможно, мораль — это не что иное, как наиболее жестокое проявление злобы.

(Анри Бек)

 

1994 — Королева Марго (реж. Патрис Шеро) — в роли королевы Марго — Изабель Аджани


Имя Маргариты Валуа, королевы Франции и Наварры, вошло в историю вместе с образом прекрасной дамы эпохи Возрождения, воспетым Ронсаром и прославленным кистью Клуэ. Современники называли ее Минервой, покровительницей наук и искусств. Потомки назовут ее одной из первых феминисток. Соперничая с мужчинами в науках и искусстве, она отстаивала еще и право женщин на свободу выбора в любви….
476
Татьяна СмирноваКто осознанно родил и усыновил в одиночку? Поделитесь мыслями
Девочки, всех приветствую! Вопрос в теме
Кто из Вас осознанно планировал малыша без мужчины рядом? Какие доводы были в сознании? Как вообще настроили себя на такое одиночное родительство? Как сложилась в итоге Ваша жизнь с ребенком?
359
Амина ЮсуповаЗависть
Всем привет!
Пишу в основном чтобы выговорится. Есть у меня подруга. Точнее, две подруги. С одной дружим с раннего детства - та самая редкая дружба, когда все пополам, когда не мешают ни время, ни расстояние. Есть другая подруга (мы дружим втроем) - с ней, волею судьбы, общаемся чаще. Речь пойдет именно о ней, второй подруге. Назовем ее Катей.  Катя всегда, всю нашу жизнь пытается вклиниться между мной и первой подругой. Хочет дружить на равных, активно интересуется нашей жизнью, любит выспрашивать всякие подробности, обижается, если с ней не делиться какими-то событиями. В то время как сама тщательно подробности своей жизни скрывает (скрыла, что замуж собирается - сказала буквально за неделю до свадьбы, скрыла обе беременности, пряталась почище агента 007, скрыла про новую работу своего мужа, скрывает до последнего, что на отдых собирается и тд). В общем-то мне на это наплевать по большому счету, бесит только то, что когда с ней поступаешь подобным образом - начинает выяснять отношения, что мы как неродные и тд. И так с самой юности, а нам всем на минутку уже за 30, все состоялись как жены и матери. 
Так вот, недавно опять состоялся по ее инициативе разговор - она застукала нас с первой подругой в кафе и послала обиженную смс - типа, сами сидите, меня не позвали. И вопрос от нее красной нитью - почему? Почему она всю жизнь хочет общаться с нами так же, как мы друг с другом общаемся, а мы ее вроде принимаем, но не до конца. 
Я ушла от ответа, как и первая подруга, наплели обе, что типа все ок, просто есть моменты, которые мы можем обсудить вдвоем, какие-то - втроем, какие-то отдельно друг от друга, и наше отношение к ней ни при чем.
Но на самом деле это не так. Виной, как я думаю, обычная зависть - с моей стороны и со стороны первой подруги. У Кати все зашибись в жизни, она создает такую показушную глянцевую картинку, что мы на ее фоне кажемся ущербными. У нас по двое детей у всех трех, но из нас только она одна всегда с новыми шмотками, педикюром-маникюром, бровями и прической волосок к волоску. При этом материальное положение у нас троих примерно одинаковое. Просто мы деньги тратим в основном на детей, на быт, стараемся устроится получше, копим на расширение. А она тратит все на себя и брендовые шмотки. При этом постоянно какие-то курсы проходит, стилистика, языки - ну в общем, саморазвитие по полной. Муж на двух работах, дети повсюду с ней, даже если компания собирается бездетная. На курсы тоже детей таскает, в комнату ребенка или как получится. И нас любит поучить жизни - что надо себя любимую холить-лелеять, что не в мир ребенка вписываться, а ребенка вписывать в свой мир, что муж не переломится отстегнуть на наряды и прочие ништяки. 
Ну в общем так-то все верно, нормальная современная девушка, для кого-то вообще идеал. Но... мы с подругой так не можем. Не можем перестроится на свое эго, как-то больше на семью нацелены, что ли... Лишний раз не накрасимся, вместо нового лифчика и пары брендовых туфель лучше младшего в бассейн запишу. Дело усугубляется тем, что у моего младшего проблемы со здоровьем, внешне ребенок обычный, есть небольшие отклонения от нормы, но в глаза резко не бросаются. Я НИ С КЕМ НЕ ХОЧУ обсуждать его здоровье, первая подруга только знает - и все. Но с ней я могу поделиться со спокойной душой, у нее тоже не всегда все гладко. Катя однажды заметила некие особенности ребенка, и замучила вопросами, а почему, а как. Так неприятно. Еще и в этом зависть, хотя я ни в коем случае не желаю ничего плохого, просто пытаюсь всеми силами оградиться. 
Даже не знаю, о чем вас спросить. Наверное, ваше мнение по ситуации. Что-то непонятно - задавайте вопросы, отвечу.
Общаться меньше не получится - мы связаны через третьих лиц родственными узами. Хочешь-не хочешь - а будешь пересекаться довольно часто. 
Я вот понять все не могу - ну чего ей от нас нужно? Самоутвердиться, что ли... Лелеять свое эго на фоне "серых мышек"? Посоревноваться, у кого выше, больше, толще?))) Почему тогда она до слез обижается, не пойму... ну общаемся на отвлеченные темы - и общайся дальше! Зачем лезть в душу, выяснять диагнозы детей, поведение мужей... Зачеееееееем?....
212
Катерина Снегинанужно ли обманывать детей?
Обманываете ли вы детей во благо? Допустим, что котлетка растёт на дереве, а не делается из... убитой курочки? А то ведь есть не будет. Или - было дело - пустяшное вроде: сказала как-то маленькому, что конфетки "тик-так" только для тех, кто курит. Сказала-забыла. И спустя время приходит ребенок в слезах - засмеяли, а он им всерьёз доказывал, мол, мама говорит, что!
С тех пор не вру. А народ вполне практикует - психику берегут якобы или от дурного типа отгораживают. А потом вдруг рррраз! И нету у вас авторитета. Согласны?




124
Роза МорозаНа каком неделе уже можно сообщить о беременности близким ?
Подруга даже родителям не говорила до 13 недели ! А мне хочется поскорее обрадовать родителей уж очень сильно они ждут внуков . Когда вы считаете можно рассказать и когда рассказали сами ?
98
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru