Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Что можно сказать о ребенке, глядя на его рисунок: эксперимент

Мы попросили читателей прислать рисунки их детей, сообщив только возраст и пол ребенка, а детский и семейный психолог сети частных детских садов «Интересный Детский сад» Виттория Филинова проанализировала изображения и рассказала немало интересного об авторах этих работ.


«Детские психологи уделяют большое значение рисункам. Считается, что ребенку гораздо проще выражать свои эмоции, впечатления и мысли с помощью изобразительной деятельности в отличие от взрослых, которые могут просто словами рассказать о том, что лежит на душе», – рассказывает Виттория.

Конечно, для того чтобы проводить анализ состояния ребенка, нужно смотреть на его творчество в течение длительного периода, однако и единственный рисунок может немало рассказать о его авторе. Значение здесь имеют сюжет (чаще всего ребенок рисует картинку на волнующую его тему), цвет (чем больше цветов в картине, тем свободнее автор себя чувствует в рисовании, а также приоритетные цвета могут отражать эмоциональное состояние автора в данный момент), расположение и размер значимых фигур (в идеале фигуры должны гармонично располагаться на листе, соотноситься друг с другом, все пространство бумаги должно использоваться), степень нажима, штриховка, многочисленное стирание линий (если все это ярко представлено, как правило, можно говорить о повышенной тревожности автора рисунка).

Рисунок мальчика 7 лет

Мнение психолога: Обратите внимание, как много деталей на этом рисунке! Небо и облака, солнышко с лицом – оно не с первого раза нашло свое «правильное место»  по крайней мере, дважды его стирали, рекламный щит, группа зрителей с флагом, грузовик, на раскрашивание которого понадобилось больше 8 цветов. Сомнений нет – мы на соревнованиях и, если прислушаться, кажется, можно различить рев моторов.

Чувствуется, что это очень интересная тема для семилетнего человека – автора рисунка. Сколько труда, фантазии и эмоций передает этот альбомный лист!

Если учитывать мнение психологов о том, что рисунок в дошкольном и младшем школьном возрасте является показателем развития ребенка в целом, можно с уверенностью сказать, что автор работы успешно проходит положенные возрастные этапы.

Продолжая анализ изображения, хочется обратить внимание, что мальчик выбрал сюжет, когда грузовик встал на дыбы. Что произойдет дальше? Машина вернется на трассу и продолжит участие в соревнованиях, а может быть, произойдет авария? В любом случае мы наблюдаем опасную, тревожную и заряженную эмоциями минуту, что еще раз свидетельствует о высокой значимости для юного художника этой темы – машины, гонки, соревнования.

Еще один нюанс, на котором можно остановиться – реалистичность изображения машины по сравнению со схематичным изображением людей. Можно предположить, что мальчику мир человеческих отношений в настоящее время не очень интересен. Скорее всего, если у него спросить, например, почему Сережа обидел Петю – ответ будет односложным и очень коротким, зато про машины можно будет услышать длинный и подробный рассказ.

Также можно обратить внимание на количество стираний (буквы, элементы изображения) и степень нажима на карандаш – она не равномерна. Автор рисунка переживает за результат, ему очень важны детали и качество получившегося рисунка в целом. Предположительно мальчик имеет тревожные черты, склонен к перфекционизму.

Рисунок мальчика (5,5 лет)

Мнение психолога: Первое впечатление – изображение вызывает чувство напряжения: здесь видно движение и заряд энергии. В рисунке используются яркие цвета, автор накладывает их густо – не жалеет времени на закрашивание, что свидетельствует о высокой степени значимости для него этой работы.

Поговорите с мальчиком о том, что или кто изображен на этих картинах. Если ребенок выделит в рисунке персонажа, расспросите его, чем он занимается, где живет, чем питается, имеет ли друзей. Рассказывая о придуманном существе, ребенок неосознанно будет иметь в виду себя. Возможно, вам удастся узнать о том, что беспокоит или тревожит вашего сына.

Рисунок девочки (7 лет). Рисунков без текста не делает вообще. Если нет послания, адресованного кому-то, просто напишет свое имя, притом чаще всего зеркально. Рисовать не любит, делает это только для кого-то в качестве презента.

Мнение психолога: По-видимому, этот рисунок – презент для мамы. Мама – на первом месте, на ее прорисовку потрачено дополнительное время – изображен аксессуар в виде сумочки. Папа, хоть и выше остальных членов семьи, раскрашен той же ручкой, которой нарисован. На него не хватило энергии и желания, чтобы немного одеть и раскрасить. Можно предположить, что мама для девочки – это ключевая фигура, однако ребенок очень старается соблюдать равновесие в своем отношении к родителям.

При видимом благополучии картинки – вся семья в сборе, все улыбаются, даже есть домашнее животное, в рисунке присутствует большое напряжение. Поднятые вверх длинные руки у всех членов семьи, растопыренные пальцы могут свидетельствовать о том, что девочка ощущает агрессию, напряжение, присутствующее дома. В правой части рисунка изображено нечто сильно заштрихованное, большое, повернутое ко всей семье. Возможно, это дерево или цветок, однако, олицетворяет оно энергичное отрицательное нечто, предположительно – угрожающее благополучию семьи.

В верхней части рисунка – рядом с солнышком – нарисован кто-то, похожий на сказочного пони. Скорее всего, тема таких персонажей сейчас близка девочке. Можно попробовать попросить ее создать рисунок со сказочным сюжетом и немного расспросить про центрального персонажа. Ответы про него могут дать представление о том, что в действительности беспокоит ребенка.

Рисунки мальчика (6 лет и 5 месяцев). Рисует в основном ручкой, цвет использует редко.

Мнение психолога: Мальчики любят рисовать машины. На этом рисунке они в изобилии – мы видим автобус, грузовик, легковую машину, поезд и даже вагончики фуникулера. Все куда-то движется и перемещается. Несмотря на то, что автор использует мало красок, в рисунке чувствуется жизнь, энергия, динамика.

Возможно, этот рисунок сделан после путешествия. Впечатления от поездки детям сложно передавать словами, ведь словарный запас еще не сформирован в полной мере, а вот с помощью рисунков это сделать гораздо проще.

Мы видим, что мальчик использует всю поверхность листа, изображения могут казаться схематичными, однако они, вероятно, устраивают автора. Ему важно передать свою мысль, движение. Он уверен в замысле картины, а значит, можно предположить, что ребенок в целом уверен в себе.

Рисунок девочки (4 года). Рисовала долго, не отрываясь. Что нарисовала, сказать не смогла.

Мнение психолога: Представленный рисунок – это орнамент. Он не обязательно должен быть чем-то. Изображение, которое мы видим, это первые шаги малышки на пути креативности и творчества. Четкость тонких линий, игра цвета, графичность – все это свидетельствует о зарождающемся вкусе, интуитивном ощущении формы.

Скрупулезность исполнения может свидетельствовать о склонности к порядку, стремлении действовать по правилам, доводить дело до конца, однако это не обязательно. Возможно, ребенок действительно художественно одарен и действует под властью вдохновения.

Рисунок нарисован девочкой, возраст 5 лет. Называется «Папа на рыбалке»

Комментарий психолога: О том, как происходит у папы рыбалка, девочка знает немало: посмотрите – есть удилище, леска, крючок, а на нем червяк. Есть также ряд изображений, заключенных в рамочки в правой части рисунка. Скорее всего, если расспросить девочку, она подробно расскажет о каждом из них.

Такие тематические рисунки свойственны дошкольному возрасту. Изображение человека только начинает формироваться. Оно пока носит, скорее, схематичный характер, однако выступает центральной фигурой в картине, что является хорошим признаком психологического благополучия ребенка. В целом, вполне позитивный рисунок.

Рисунок девочки (3 года и 2 месяца).

Мнение психолога: Девочка делает первые шаги на пути к осознанному рисованию. Сейчас это просто набор линий, буйство цвета. Часто бывает, если спросить ребенка в возрасте 2-3 лет о том, что он нарисовал, в ответ можно услышать подробную историю, перечисление персонажей и событий, хотя на картинке всего лишь каракули. Так развивается воображение, фантазирование, а вместе с ними – и мышление ребенка. Поощряйте рассказы о нарисованном, задавайте уточняющие вопросы, просите описать детали.

Отдельно можно обратить внимание на нажим, с которым девочка покрывает лист цветом. Хорошо видно, что он достаточно сильный. С одной стороны, можно с уверенностью предсказывать хорошее развитие мелкой моторики – девочка уверенно держит карандаш, не устает рисовать много линий. Скорее всего, она уже отлично разговаривает, ведь речевые функции в немалой степени зависят от развития мелкой моторики. С другой стороны, можно предполагать наличие у малышки тревожных качеств, чрезмерной возбудимости, не всегда контролируемой энергичности.

Также читайте, о чем расскажет почерк ребенка

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
63
Sibel *
В ответ на комментарий от Галя Галочка
Галя Галочка
Мы однажды участвовали в подобном тесте. Психолог выдала детям лист бумаги и простой карандаш, и поставила задачу: нарисовать дерево, дом и человека. Наш ребенок начал с дерева, под деревом человек, но т.к. натура увлекающаяся- его понесло. Он тут же вспомнил, что на днях в детском саду им рассказывали про Ньютона, поэтому дерево сразу-же стало яблоней и для пущей верности над головой зависло яблочко. Ньютон("он же ученый") держит в руках телескоп-подзорную трубу и смотрит в небо. А там летит звездолет... На домик времени не хватило, пришлось сдать на проверку, как есть, но ребенок все подробно рассказал мне, о том, что успел нарисовать. И вот каков был приговор психолога: ребенок нежелателен в семье и у него суицидальные наклонности. Весь лист был в красных пометках. Телескоп-это пистолет, яблоко-это пуля, а звездолет-это.....мозги!!!!! Это какое больное воображение могло нарисовать такую картину???? И эта дамочка работает по сей день в школе.
СсылкаПожаловаться
))) жесть
СсылкаПожаловаться
Евочка
У нас один мальчик нарисовал семью, где у мамы на руках длинные ногти и руки вверх. Истолковали, как агрессивную маму. А он рисовал, что мама ногти сушит после покраски
СсылкаПожаловаться
FROGGY ОЗЕРНАЯ
В ответ на комментарий от Гермиона Грейнджер
Гермиона Грейнджер
Большей ереси, чем психологические выверты на основе анализа рисунков не слышала. У нас психологи дважды крик поднимали, причем оба раза мимо. то у нас бабушка главная в семье и подавляет ребенка. А ребенок видит бабушку раз в год в отпуске, причем дней 10. То проблемы в семье с младшим братом, а ребенок единственный. Так что, господа психолухи, не надо песен.
СсылкаПожаловаться
Ребятам в саду дали задание - нарисовать хорошую погоду. Моя девочка изобразила синие тучи, дождик и молнию., после чего я услышала от психологини, что она страдает "тяжелой депрессией". А она просто любит дождик и грозу.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
501
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
281
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
258
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
223
Анна ВитковскаяБоюсь подхватить инфекцию в детской поликлинике
Сегодня звонила медсестра и сказала завтра приходить с дочей на сдачу крови в детскую поликлинику. Дочке месяц всего. Ужасно боюсь что подхватим какую нибудь заразу, здоровые дети в поликлинику не ходят. Вот думаю, стоит ли вообще идти? Или лучше не рисковать?
140
МаковаяАмстердам
Девочки, добрый вечер! Надо очень быстро переориентироваться на Амстердам, собирались до этого часа в Прагу
. Подскажите контакты, явки и пароли, кто где жил. Цены несколько обескураживают. Понятно, лучше жить ближе к центру, но, может, где еще есть удачные локации. Известный отельный сайт тоже смотрим, но надо быстро, голова уже кругом.
И меня подруга тут сбивает с толку - под апартаменты визу вообще дают?
128
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru