«Детские психологи уделяют большое значение рисункам. Считается, что ребенку гораздо проще выражать свои эмоции, впечатления и мысли с помощью изобразительной деятельности в отличие от взрослых, которые могут просто словами рассказать о том, что лежит на душе», – рассказывает Виттория.
Конечно, для того чтобы проводить анализ состояния ребенка, нужно смотреть на его творчество в течение длительного периода, однако и единственный рисунок может немало рассказать о его авторе. Значение здесь имеют сюжет (чаще всего ребенок рисует картинку на волнующую его тему), цвет (чем больше цветов в картине, тем свободнее автор себя чувствует в рисовании, а также приоритетные цвета могут отражать эмоциональное состояние автора в данный момент), расположение и размер значимых фигур (в идеале фигуры должны гармонично располагаться на листе, соотноситься друг с другом, все пространство бумаги должно использоваться), степень нажима, штриховка, многочисленное стирание линий (если все это ярко представлено, как правило, можно говорить о повышенной тревожности автора рисунка).
Мнение психолога: Обратите внимание, как много деталей на этом рисунке! Небо и облака, солнышко с лицом – оно не с первого раза нашло свое «правильное место» – по крайней мере, дважды его стирали, рекламный щит, группа зрителей с флагом, грузовик, на раскрашивание которого понадобилось больше 8 цветов. Сомнений нет – мы на соревнованиях и, если прислушаться, кажется, можно различить рев моторов.
Чувствуется, что это очень интересная тема для семилетнего человека – автора рисунка. Сколько труда, фантазии и эмоций передает этот альбомный лист!
Если учитывать мнение психологов о том, что рисунок в дошкольном и младшем школьном возрасте является показателем развития ребенка в целом, можно с уверенностью сказать, что автор работы успешно проходит положенные возрастные этапы.
Продолжая анализ изображения, хочется обратить внимание, что мальчик выбрал сюжет, когда грузовик встал на дыбы. Что произойдет дальше? Машина вернется на трассу и продолжит участие в соревнованиях, а может быть, произойдет авария? В любом случае мы наблюдаем опасную, тревожную и заряженную эмоциями минуту, что еще раз свидетельствует о высокой значимости для юного художника этой темы – машины, гонки, соревнования.
Еще один нюанс, на котором можно остановиться – реалистичность изображения машины по сравнению со схематичным изображением людей. Можно предположить, что мальчику мир человеческих отношений в настоящее время не очень интересен. Скорее всего, если у него спросить, например, почему Сережа обидел Петю – ответ будет односложным и очень коротким, зато про машины можно будет услышать длинный и подробный рассказ.
Также можно обратить внимание на количество стираний (буквы, элементы изображения) и степень нажима на карандаш – она не равномерна. Автор рисунка переживает за результат, ему очень важны детали и качество получившегося рисунка в целом. Предположительно мальчик имеет тревожные черты, склонен к перфекционизму.
Мнение психолога: Первое впечатление – изображение вызывает чувство напряжения: здесь видно движение и заряд энергии. В рисунке используются яркие цвета, автор накладывает их густо – не жалеет времени на закрашивание, что свидетельствует о высокой степени значимости для него этой работы.
Поговорите с мальчиком о том, что или кто изображен на этих картинах. Если ребенок выделит в рисунке персонажа, расспросите его, чем он занимается, где живет, чем питается, имеет ли друзей. Рассказывая о придуманном существе, ребенок неосознанно будет иметь в виду себя. Возможно, вам удастся узнать о том, что беспокоит или тревожит вашего сына.
Мнение психолога: По-видимому, этот рисунок – презент для мамы. Мама – на первом месте, на ее прорисовку потрачено дополнительное время – изображен аксессуар в виде сумочки. Папа, хоть и выше остальных членов семьи, раскрашен той же ручкой, которой нарисован. На него не хватило энергии и желания, чтобы немного одеть и раскрасить. Можно предположить, что мама для девочки – это ключевая фигура, однако ребенок очень старается соблюдать равновесие в своем отношении к родителям.
При видимом благополучии картинки – вся семья в сборе, все улыбаются, даже есть домашнее животное, в рисунке присутствует большое напряжение. Поднятые вверх длинные руки у всех членов семьи, растопыренные пальцы могут свидетельствовать о том, что девочка ощущает агрессию, напряжение, присутствующее дома. В правой части рисунка изображено нечто сильно заштрихованное, большое, повернутое ко всей семье. Возможно, это дерево или цветок, однако, олицетворяет оно энергичное отрицательное нечто, предположительно – угрожающее благополучию семьи.
В верхней части рисунка – рядом с солнышком – нарисован кто-то, похожий на сказочного пони. Скорее всего, тема таких персонажей сейчас близка девочке. Можно попробовать попросить ее создать рисунок со сказочным сюжетом и немного расспросить про центрального персонажа. Ответы про него могут дать представление о том, что в действительности беспокоит ребенка.
Мнение психолога: Мальчики любят рисовать машины. На этом рисунке они в изобилии – мы видим автобус, грузовик, легковую машину, поезд и даже вагончики фуникулера. Все куда-то движется и перемещается. Несмотря на то, что автор использует мало красок, в рисунке чувствуется жизнь, энергия, динамика.
Возможно, этот рисунок сделан после путешествия. Впечатления от поездки детям сложно передавать словами, ведь словарный запас еще не сформирован в полной мере, а вот с помощью рисунков это сделать гораздо проще.
Мы видим, что мальчик использует всю поверхность листа, изображения могут казаться схематичными, однако они, вероятно, устраивают автора. Ему важно передать свою мысль, движение. Он уверен в замысле картины, а значит, можно предположить, что ребенок в целом уверен в себе.
Мнение психолога: Представленный рисунок – это орнамент. Он не обязательно должен быть чем-то. Изображение, которое мы видим, это первые шаги малышки на пути креативности и творчества. Четкость тонких линий, игра цвета, графичность – все это свидетельствует о зарождающемся вкусе, интуитивном ощущении формы.
Скрупулезность исполнения может свидетельствовать о склонности к порядку, стремлении действовать по правилам, доводить дело до конца, однако это не обязательно. Возможно, ребенок действительно художественно одарен и действует под властью вдохновения.
Комментарий психолога: О том, как происходит у папы рыбалка, девочка знает немало: посмотрите – есть удилище, леска, крючок, а на нем червяк. Есть также ряд изображений, заключенных в рамочки в правой части рисунка. Скорее всего, если расспросить девочку, она подробно расскажет о каждом из них.
Такие тематические рисунки свойственны дошкольному возрасту. Изображение человека только начинает формироваться. Оно пока носит, скорее, схематичный характер, однако выступает центральной фигурой в картине, что является хорошим признаком психологического благополучия ребенка. В целом, вполне позитивный рисунок.
Мнение психолога: Девочка делает первые шаги на пути к осознанному рисованию. Сейчас это просто набор линий, буйство цвета. Часто бывает, если спросить ребенка в возрасте 2-3 лет о том, что он нарисовал, в ответ можно услышать подробную историю, перечисление персонажей и событий, хотя на картинке всего лишь каракули. Так развивается воображение, фантазирование, а вместе с ними – и мышление ребенка. Поощряйте рассказы о нарисованном, задавайте уточняющие вопросы, просите описать детали.
Отдельно можно обратить внимание на нажим, с которым девочка покрывает лист цветом. Хорошо видно, что он достаточно сильный. С одной стороны, можно с уверенностью предсказывать хорошее развитие мелкой моторики – девочка уверенно держит карандаш, не устает рисовать много линий. Скорее всего, она уже отлично разговаривает, ведь речевые функции в немалой степени зависят от развития мелкой моторики. С другой стороны, можно предполагать наличие у малышки тревожных качеств, чрезмерной возбудимости, не всегда контролируемой энергичности.
Также читайте, о чем расскажет почерк ребенка