Что должен уметь ребенок в 1 год

Посмотрите, что должен уметь годовалый ребенок, какие навыки считаются обязательными. Вместе с педиатром рассказываем о темпах физического, социального, психологического развития мальчиков и девочек в 1 год.
Что нужно знать
Физическое развитие
Речевое развитие
Психомоторное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Режим дня и питания
Здоровье ребенка
Комментарии педиатра
Развивающие игры
Вопросы и ответы
Что нужно знать
Физическое развитие
Речевое развитие
Психомоторное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Режим дня и питания
Здоровье ребенка
Комментарии педиатра
Развивающие игры
Вопросы и ответы
Еще
Материнский капитал в 2023 году: новые условия и правила
Источник: Freepik

Первые 12 месяцев — важный период в жизни ребенка. Он активно растет, приобретает новые знания и навыки, проявляет свой характер и уже произносит первые слова. Чтобы родители не волновались о том, все ли идет по плану, вместе с врачом-неонатологом, кандидатом медицинских наук, автором книг и научных статей Анной Левадной расскажем о нормах физического и интеллектуального развития, о том, что должен уметь ребенок в 1 год и на какие моменты стоит обратить внимание в вопросах режима дня и питания.

Что нужно знать о годовалом ребенке

В статье представлены средние значения, которые могут отклоняться в ту или иную сторону. Родителям необходимо помнить, что каждый ребенок развивается по индивидуальной траектории. Если малыш не соответствует каким-либо нормам, это не значит, что с ним что-то не так. Всегда лучше уточнить волнующие моменты на консультации у специалиста.

Средний рост
Девочки: 68,9-79,2 см, 
мальчики: 71,0-80,5 см (1)
Средний вес
Девочки: 7,0-11,5 кг, 
мальчики: 7,7-12 кг (2)
Речевое развитие
Может говорить «мама», «папа», а также около пяти лепетных слов. Лучше контролирует интонацию, чем произношение
Кризис 1 года
Связан с началом ходьбы, отделением себя от мамы и всплеском самостоятельности
Расширяется палитра вкусов
У малыша появляются новые вкусовые предпочтения

Физическое развитие

За первый год ребенок делает огромный скачок в физическом развитии.

Вес и рост. Масса тела увеличивается примерно в три раза с момента рождения и в среднем равна 10,5 килограмма, а рост — в полтора раза и составляет около 75 сантиметров. После года темпы роста ребенка снижаются (3).

Окружность головы. Увеличивается в среднем на 1 сантиметр в месяц в течение первого года. Средние показатели — 45-47 сантиметров.

Зубы. В период между 8 и 13 месяцами у ребенка появляются верхние центральные резцы, а также верхние и нижние боковые резцы. К первому дню рождения у малыша, как правило, вырастает от шести до восьми молочных зубов. Сроки прорезывания могут отличаться в основном из-за генетических факторов (4).

Моторные навыки. К 12 месяцам многие малыши уже умеют ходить. Но это необязательный навык. Всемирной организацией здравоохранения предложены «окна достижений» годовалого ребенка (5). Например, к этому возрасту малыш уже умеет самостоятельно сидеть и стоять с поддержкой. Остальные моторные навыки все еще развиваются, а у некоторых детей еще только созревают. Ребенок пока еще учится:

  • стоять самостоятельно;
  • ходить с поддержкой или без посторонней помощи;
  • ползать.

В отечественных рекомендациях этот список дополняется другими двигательными навыками. Некоторые дети уже могут:

  • присесть и встать;
  • нагнуться, чтобы поднять предмет, не приседая;
  • присесть без опоры (6).
Ребенок
Источник: Freepik

Упражнения для физического развития

Малыш только учится управлять своим телом и координировать действия. Упражнения помогут ему развивать навыки, например, самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия.

«Поймай меня». Игра развивает мышцы плеч, живота, ног. 

Пока малыш стоит и держится за какой-нибудь предмет, на небольшом расстоянии поставьте его любимую игрушку. Как только ребенок пойдет вперед, переставьте ее чуть дальше. Сделайте так несколько раз.

«Приседание». В упражнении работают мышцы брюшного пресса и тазобедренного сустава. Можно делать только тогда, когда ребенок умеет хорошо стоять без опоры и самостоятельно присаживаться на корточки.

Встаньте лицом к малышу, возьмите его за руки и предложите присесть, не наклоняясь, а затем вновь встать на ноги. Также упражнение можно выполнять, держась за кольца, палочки, обруч (7).

«Мельница». Упражнение для рук и плечевого пояса. 

Положите малыша на спину, пусть он ухватится за кольца. Осторожно разведите его руки в стороны и опустите вниз. Они при этом должны быть прямыми и находиться не выше уровня ушных раковин (7).

«Препятствие». Упражнение учит сохранять равновесие, переступая с ноги на ногу.

Закрепите на небольшом расстоянии от пола палку или веревочку. Возьмите ребенка за руку и помогите ему преодолеть препятствие. Сначала покажите, как перешагнуть через палку, а потом поднимите ногу малыша со словами: «Через палочку шагнем, ни за что не упадем. Ножку поднимай, весело шагай». 

Младенец спит

Речевое развитие

Оценивая речевое развитие ребенка, нужно помнить, что у каждого оно происходит в индивидуальном темпе. Этапы могут смещаться, проходить плавно или скачкообразно. Если годовалый малыш еще не говорит, это укладывается в нормы развития. Но есть показатели, указывающие на проблемы.

«Если в один год ребенок не реагирует на обращенные просьбы — это уже красный флаг для родителей», — объясняет врач-неонатолог Анна Левадная.

Приведем примерный график формирования речи.

4 месяца. Могут появиться первые слоги: «ма», «ба», «па».

6 месяцев. Ребенок старается подражать интонации взрослых, повторяет некоторые слоги и звуки. Появляются согласные: з, с, в, ф. 

7 месяцев. Малыш осознанно имитирует звуки речи. Появляются повторяющиеся слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па».

8 месяцев. Появляются осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «дай».

9 месяцев. Малыш знает, как его зовут, имена всех близких, названия привычных для него предметов и понятий.

10 месяцев. Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»).

12 месяцев. Помимо «мама» и «папа» произносит и несколько других слов (иногда в облегченном варианте). В общей сложности лексикон малыша может включать около 10 слов.

Упражнения для речевого развития

Цель упражнений — развитие способности к звукоподражанию, улучшение артикуляции и формирование речевого дыхания.

Для отработки слогов

Повторите за ребенком то, что он случайно сказал. Например: «ба-ба-ба». Затем попросите его: «А теперь ты скажи». Покажите, как это сделать. Для этого пальцами нажимайте ему на губы. Если малыш не понимает, что он должен сделать, попробуйте перейти к другим слогам, которые у него получаются.

 Когда ребенок научится повторять за взрослым какие-то звуковые сочетания, можно переходить к работе над губными звуками (произносятся губами) с гласными: «му-му», «пы-пы», «ма-ма», «бо-бо» и др. (8).

Для развития подвижности органов речи

Показывайте ребенку следующие действия и просите его повторить:

  • улыбнуться;
  • вытянуть губы в трубочку;
  • широко раскрыть и закрыть рот;
  • высунуть язык и спрятать его обратно;
  • пошлепать губами «пя-пя-пя» (8).

Для формирования речевого дыхания

  • Полезно играть на дудочке (дуть нужно потихоньку, без напряжения).
  • Можно тренировать дыхание в ванне: подуть на воду, создавая волны.
  • Изобразить воздушный шар: пусть ребенок надует щеки, затем тихонько хлопните его по щекам (шар лопнул) (8).

Упражнения на звукоподражания

Играя с малышом, спросите у него: «А как у нас плачет кукла?» («а-а-а») «Как разговаривает кошка? («мяу»)».

Используйте другие звукоподражания: коза — «ме-е-е», овца — «бе-е-е», собака — «ав», самолет ­— «у-у-у», машина — «би-би», дудочка — «ду-ду», поезд — «ту-ту», барабан — «бум» (8). 

Как развивать речь ребенка

  • Разговаривайте с малышом как можно больше.
  • Старайтесь произносить слова медленно, чтобы ваше лицо находилось на уровне глаз ребенка, и он мог видеть вашу артикуляцию.
  • Поощряйте кроху говорить «привет» и «до свидания». 
  • Хвалите малыша, когда он повторяет слова или пытается поговорить с другими.
  • Просите ребенка показывать определенных персонажей и предметы, когда вы читаете книгу. Например, можно сказать: «Покажи котика», спросить: «Где мяч?» (9).
  • Читайте сказки, подходящие для этого возраста («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка»). 

Психомоторное развитие ребенка

Психическое и моторное развитие ребенка — основные показатели его здоровья. Созревание этих функций зависит от наследственности и социального опыта. Наблюдение за поведением малыша помогает понять, соответствует ли его развитие возрастным нормам.

В возрасте одного года стоит обратить внимание на координацию и ритмичность движений, а также развитие мелкой моторики.

Например, тренировка тонких движений пальцев рук может оказать большое влияние на становление речи. В 12 месяцев ребенок уже может подбирать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами (10).

Можно попробовать определить, какая рука у малыша ведущая. Если он умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирать пирамидку, вы наверняка уже заметили, правая или левая рука у него доминирует.

Родители могут регулярно проводить небольшое тестирование: положить игрушку и посмотреть, какой рукой ребенок к ней потянется.

Задержка психомоторного развития — тревожный сигнал. Поэтому нужно обратиться за консультацией к педиатру в том случае, если к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой две маленькие игрушки или подать игрушку взрослому (6). 

Ребенок
Источник: Freepik

В 1 год ребенок обладает следующими навыками:

  • открывает и закрывает двери, выдвигает и задвигает ящики шкафа;
  • снимает крышки с кастрюль и коробок;
  • зачерпывает воду ложкой и переливает ее в другую емкость;
  • собирает и разбирает пирамидку из двух-трех крупных колец с широкими отверстиями;
  • строит дом из двух кубиков;
  • складывает предметы в коробку;
  • интересуется сортером;
  • может перекладывать предмет из руки в руку;
  • копирует действия других детей: копает, стучит палкой по предметам;
  • вкладывает один предмет в другой;
  • бросает и катает мяч;
  • перелистывает страницы;
  • показывает части своего тела;
  • выбрасывает игрушки из кроватки;
  • осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению: укладывает спать куклу, катает машинку и т. д.;
  • удерживает мелкие предметы «пинцетным» захватом — большим и указательным пальцами;
  • хлопает в ладоши.

Как помочь психомоторному развитию

  • Тренируйте захват мелких предметов двумя и тремя пальцами. Например, ребенок может отрывать листочки с ветки дерева, собирать в емкость фасоль, горох, бобы, поднимать небольшие кубики, шарики.
  • Учите перелистывать страницы, строить башню из двух-трех кубиков, находить на картинках и в комнате знакомые предметы и игрушки, узнавать близких людей на фотографиях.
  • Развивайте восприятие предметов, отличающихся по величине. С этой целью показывайте ребенку пары предметов сходных по назначению, но различных по размеру. Например, возьмите два мяча: большой и маленький. 

Упражнения для психомоторного развития

Родителям годовалых детей нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики и манипуляциям с различными предметами. 

Игра «Разложи по мисочкам». Поставьте на стол перед ребенком одну большую емкость с шариками, по бокам — две пустые. Скажите, что это яблочки для двух ежей, их нужно разложить по мисочкам. Пусть ребенок ложкой перекладывает сначала несколько шариков в одну емкость, а затем в другую. 

Эта игра развивает сгибательные и разгибательные движения кисти.

Упражнение «Круглые баранки». Покажите игрушечного котенка. Спросите малыша: «Как разговаривает котик? Где у него ушки, хвостик, лапки? Какого он цвета?» Помогите ребенку показать части тела котенка. Скажите, что котенок любит баранки. Дайте малышу соленое тесто и продемонстрируйте, как можно раскатать его в колбаску. Потом сверните тесто в круг, чтобы получилась баранка, и «угостите» котенка.

Упражнение развивает мелкую моторику, дает представление о форме круга.

Социально-коммуникативное развитие

К году дети становятся более социальными. Они начинают понимать, что им говорят, стараются что-то донести до окружающих, объяснить свои желания. В их поведении многое меняется. Вот важнейшие социальные навыки этого возраста.

Проверяют границы дозволенного. Например, ребенок может ответить отказом на просьбу взрослого или даже закатить истерику. В такой ситуации родителям нужно мягко показать, что такое поведение неприемлемо. Иначе оно может войти в привычку. Не забывайте хвалить малыша, когда он ведет себя хорошо.

Становятся более напористыми. Дети пока еще не понимают, что у других людей тоже есть чувства. Они могут ударить, не осознавая того, что это причиняет кому-то боль.

Проявляют интерес к другим детям. Годовалые малыши еще не умеют играть с другими детьми. У них нет такой потребности, но они с интересом наблюдают друг за другом. 

Любят рассматривать книги. Чтение в этом возрасте — не просто развлечение, но и способ развития ребенка. Книги помогают увеличить словарный запас, малыш запоминает буквы, формы, цвета, получает представление об окружающем мире. Дети, которым в детстве читали больше, как правило, лучше учатся в школе (11). 

Что умеет ребенок в 1 год:

  • машет рукой («пока-пока»);
  • понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • выделяет любимую игрушку;
  • жестами и мимикой пытается показать, чего он хочет;
  • утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • выражает негативную реакцию на запрет, резкое замечание или когда что-то не получается;
  • знает свое имя, а также то, как зовут нескольких взрослых и детей;
  • может по-разному вести себя с мамой, папой и другими людьми;
  • избирательно относится к окружающим;
  • появляются любимые и нелюбимые занятия;
  • повторяет жесты и движения за взрослыми: варит суп, звонит по телефону и т. д.
  • целует родителей;
  • выполняет некоторые просьбы: «возьми», «принеси», «положи на место»;
  • рассматривает себя в зеркале;
  • улыбается своему отражению и играет с ним;
  • любит слушать сказки;
  • показывает пальцем знакомых героев и предметы в книге;
  • на семейной фотографии малыш узнает людей, с которыми проводит много времени, например, маму, папу.

Как способствовать социально-коммуникативному развитию

  • Одевая малыша, обратите внимание на цвет его одежды, предложите исследовать ткань на ощупь: гладкая, шершавая, мягкая;
  • называйте части тела, когда вы прикасаетесь к ребенку, и предметы, которыми вы пользуетесь каждый день (полотенце, чашка, машинка, кукла и т. д.);
  • взрослые должны по возможности комментировать свои действия: «Вот мама моет руки, катает мячик, хлопает в ладоши» и т. д.;
  • давать словесные комментарии тому, что происходит вокруг: «Посмотри, ты бросил мяч и он покатился»;
  • старайтесь чаще декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка;
  • на прогулке показывайте и называйте окружающие предметы, явления, растения, рассказывайте о погоде;
  • во время общения с ребенком используйте яркие, выразительные движения и мимику. 
Ребенок играет
Источник: Freepik

Упражнения для социально-коммуникативного развития 

Игры научат ребенка общаться со взрослыми и сверстниками.

«Топотушки». Игра улучшает коммуникацию ребенка со взрослым.

Обхватите запястья малыша и легко их потрясите. Скажите ему, что сейчас пальчики будут «танцевать». Сгибайте и разгибайте каждый палец по

очереди, поглаживая и растирая его, и читайте стихотворение.

Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ежик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке.

«Шумовой оркестр». Исследователи из Университета Макмастера (Канада) обнаружили, что годовалые дети, которые музицируют со своими родителями, лучше общаются и демонстрируют более раннюю и более сложную реакцию мозга на музыку. Также эти младенцы больше улыбались, их было легче успокоить, и они меньше переживали, когда что-то менялось в их привычном окружении (12).

В этом возрасте детям нравится играть на простейших музыкальных инструментах: колокольчике, маракасах, барабане, металлофоне. Включите композицию из классического репертуара с понятным ритмом (польку, вальс, марш). Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Вместе с малышом попробуйте «украсить» музыку.

Упражнение «Позови меня». В большую коробку положите игрушки: кошку, собаку, курочку, зайца и др. и накройте ее платком. Заинтересуйте малыша: «Какая большая коробка. Что в ней лежит?» Достаньте собачку и скажите: «Собачка, ты хочешь поиграть с нами? Очень хочет. Давай позовем ее, скажи: «Иди, иди ко мне» (при этом делаем соответствующий жест рукой). Аналогично зовем других животных. 

Если ребенок ничего не может сказать, помогите ему позвать игрушку жестами: выполняйте действия вместе с ребенком, сами отвечайте на поставленные вопросы. В заключение скажите, что игрушки устали, их нужно положить обратно в коробку.

Навыки самообслуживания

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Он уже пытается участвовать в одевании (поднимает вверх руки или ногу) и умывании (моет руки и вытирает их полотенцем). Он стремится правильно пользоваться некоторыми предметами повседневного обихода, включая ложку, телефон, расческу. Эту инициативу стоит поддерживать и развивать.

Например, предложите малышу самому выбрать одежду для прогулки, еду на полдник или совместную игру. Учите ребенка, как можно взаимодействовать с различными предметами: надевать носки, держать ложку и т. д.

Ребенок в 1 год обладают следующими навыками:

  • пьет из чашки (при помощи взрослых);
  • помогает родителям перелистывать страницы книги;
  • пытается есть ложкой;
  • умеет откусывать и жевать твердую пищу;
  • пользуется расческой по назначению. 

Режим дня и питания для детей 1 года

В этом возрасте ребенок еще не может есть пищу с общего стола. Кормление молоком, как правило, сохраняется перед сном. Для полноценного развития малышу нужно предлагать мясо, рыбу, овощи, каши, адаптированные кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками, молоко, желток. Консистенция блюд уже может быть мелкоизмельченная.

Для предотвращения запоров в течение дня ребенок должен выпивать 150-200 мл воды. Компоты, соки и морсы не могут служить заменой воды из-за высокого содержания сахара. Это влияет на аппетит и увеличивает риск возникновения кариеса.

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует включать в меню детей полезные жиры, например, содержащиеся в авокадо, оливковом масле, рыбе, ореховом масле и молочных продуктах. Ежедневно ребенок должен потреблять около 1000 калорий (13).

ребенок ест
Источник: Pexels

Вот примерное меню ребенка одного года, рекомендованное Союзом педиатров России (14).

Завтрак
Каша (разводить грудным молоком или детской молочной смесью) — 150-200 г
Сливочное масло — 1 ч. л.
Желток вареного куриного яйца — ½ шт.
Фруктовое пюре — 50 г
Обед
Овощное пюре —180 г
Растительное масло — 0,5 ч. л.
Мясное пюре (фрикадельки) или рыба — 50 г
Хлеб/сухарик — 10 г
Полдник
Творог — 50 г
Или кефир/йогурт — 100-200 мл
Фруктовое пюре — 50 г
Детское печенье — 2 шт.
Ужин
Овощи или безмолочная каша — 180 г
Мясное пюре — 50 г
Растительное масло — 0,5 ч. л.
Кормление по требованию в 23 часа
Грудное молоко или детская молочная смесь — 200 мл

Режим дня

Обычно распорядок строится по часам с двумя дневными снами, но некоторые дети могут уже отказываться спать днем второй раз — это тоже вариант нормы. В таком случае нужно укладывать малыша спать после обеда и следить, чтобы сон продолжался не менее 3-4 часов.

7:00Пробуждение и гигиенические процедуры
7:30Завтрак
8:00-10:00Игры и развивающие занятия
10:00-12:00Первый дневной сон
12:00Обед
13:00-15:00
Прогулка
13:30
Игры, физические упражнения или массаж
15:00
Полдник
16:00-17:30
Второй дневной сон
17:30
Ужин
18:00-20:00
Прогулка, спокойные игры или развивающие занятия
20:00 
Гигиенические процедуры, купание, подготовка ко сну
20:30 
Кормление перед сном
21:00
Засыпание

Здоровье годовалого ребенка

Для своевременной диагностики необходимо регулярно проходить плановые осмотры специалистов. Каждый месяц нужно показывать малыша педиатру. В 12 месяцев обычно проходят диспансеризацию. Ребенок должен побывать у невролога, детского хирурга, оториноларинголога, травматолога-ортопеда. Также необходимо сдать общий анализ крови и мочи.

Прививки

Согласно национальному календарю профилактических прививок (НКПП), утвержденному приказом Минздрава РФ от 21.03.2014 №125н с изменениями от 6 декабря 2021 года, в год ребенок должен пройти вакцинацию против кори, краснухи, эпидемического паротита. Дети из группы риска — против вирусного гепатита B (15).

Комментарии педиатра

О том, как можно помочь развитию малыша, рассказывает врач-неонатолог, кандидат медицинских наук, автор книг и научных статей Анна Левадная.

— Главное, что должны помнить родители: все дети разные и не стоит подходить формально к цифрам на весах или к возрастным границам развития какого-либо навыка. С каждым годом диапазоны норм расширяются. Это дает большее спокойствие родителям. Например, стоять без поддержки ребенок может научиться в рамках от 7 до 17 месяцев. Если говорить о развитии годовалого малыша, то родителям можно порекомендовать следующее:

  • поощряйте успехи ласковой речью и объятиями;
  • пойте ребенку песни;
  • говорите о происходящем вокруг;
  • мягко поправляйте неправильную речь;
  • не шлепайте малыша и не повышайте на него голос;
  • когда ребенок использует жесты, чтобы получить желаемое, постарайтесь «разговорить» его и отвечайте ему следующим образом: «Ты хочешь взять чашку? Вот чашка. Это твоя чашка», а если он попытается повторить слово «чашка», похвалите его;
  • ограничьте использование планшета, телефона, используйте их только для видеозвонков родным;
  • ребенок начинает много двигаться, поэтому нужно обезопасить его: закрыть острые углы, убрать подальше острые предметы, электроприборы, бытовую химию и лекарства, закрыть электрические розетки.

К году у ребенка проявляется первый эмоциональный кризис. Это связано с началом ходьбы и отделением себя от мамы, скачком самостоятельности. Появляются вспышки обидчивости, плаксивости. Происходит это, как правило, когда родители не понимают желаний ребенка или не выполняют их. Сильные эмоциональные реакции часто связаны со стилем воспитания: чрезмерной строгостью или непоследовательностью в требованиях взрослых.

Чтобы вывести ребенка из аффективного состояния, нужно сначала постараться переключить его внимание на что-то для него интересное и обнять, а позже объяснить, что вы от него хотели.

Признаки кризиса будут не так ярко выражены, если предоставить ребенку некоторую свободу действий, чтобы он мог проявить самостоятельность.

Развивающие игры для годовалого ребенка

Уровень развития ребенка в один год зависит от того, сколько внимания взрослые ему уделяют. Ван дер Меер, профессор нейропсихологии из Норвежского университета науки и технологий, много лет изучает активность мозга младенцев при помощи метода ЭЭГ. Результаты показывают, что количество нейронов и их связи у маленьких детей быстро увеличиваются по мере того, как ребенок осваивает новые навыки. Ван дер Меер считает, что малышей необходимо развивать: они должны исследовать окружающий мир, знакомиться с различными материалами в помещении и на улице в любую погоду (16). 

«Волшебный мешочек». В небольшой непрозрачный мешочек сложите разные мелкие предметы разной формы и фактуры. Например, камешек, чайную ложку, карандаш, крупную деталь конструктора, грецкий орех, кусочки тканей: бархата, шелка, хлопка, искусственный мех и т. д. Предложите малышу вытащить один предмет. Обсудите его. Например, ребенок вытащил ложку. Можно сказать: «Это ложка. Она сделана из металла, она гладкая, ею можно есть кашу».

Упражнение развивает тактильное восприятие и обогащает знания об окружающем мире.

Пальчиковая игра «Гуси». Действия выполняются сначала большим и указательным пальцами обеих рук, затем большим и средним и т. д. Взрослый помогает ребенку правильно сложить и удержать пальчики.

Гуси-гуси, га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да!
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть кого-то хочет.

«Найди предмет». К концу первого года жизни ребенок может решать простейшие познавательные задачи. Например, попросите его найти предмет, полностью закрытый платком.

Задачу можно усложнить. У многих уже достаточно хорошо развита память: если игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, годовалый ребенок найдет ее. Более того, он вспомнит, куда ее положили, даже через несколько секунд.

Вопросы и ответы

Воспитывая малыша, родители часто волнуются, не отстает ли он от своих сверстников. Ответим на наиболее популярные вопросы о развитии годовалого крохи.

Какие навыки в 1 год не считаются обязательными?

Навык самостоятельной ходьбы. У некоторых малышей он развиваются только к 15 месяцам.

Если малыш за первый год жизни еще не говорит положенные 10 слов, это вовсе не значит, что с ним что-то не так. Важно, чтобы он стремился что-то повторять за взрослыми.

Еще один необязательный навык в этом возрасте — умение пользоваться горшком.

Ребенок сидит на горшке
Источник: Freepik

Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

Несмотря на то что каждый ребенок развивается в своем темпе, существуют общие тенденции и закономерности в эмоциональном, познавательном и физическом развитии детей. К году некоторые малыши умеют:

  • стоять без опоры;
  • ходить самостоятельно или с поддержкой;
  • приседать и вставать;
  • держать чашку и пить из нее (при помощи взрослого);
  • складывать игрушки и предметы в емкость;
  • выполнять несколько простых инструкций: «дай мне мячик», «иди ко мне» и т. д.;
  • говорить первые слова: «мама, папа, дай»;
  • копировать интонации;
  • выражать желания звуками и жестами.

Это лишь ориентиры для родителей, ребенок может не выполнять все вышеперечисленные пункты. Но все же стоит проконсультироваться с педиатром, если в возрасте около года возникают следующие ситуации (17):

  • ребенок не ползает или постоянно тянет одну сторону тела во время ползания;
  • не может стоять без посторонней помощи;
  • не использует жесты, например, не может помахать рукой;
  • не лепечет и не пытается произнести слова «мама» или «папа»;
  • не ищет спрятанные вещи;
  • не указывает на предметы и картинки.

Какие эмоции должен проявлять ребенок в 1 год? 

Годовалый ребенок активно проявляет различные эмоции. Он улыбается знакомому человеку или смеется, когда играет. Но может и заплакать, когда видит расстроенного ребенка. Исследования показали, что годовалые дети способны проявлять сочувствие (18). 

В этом возрасте у малыша развивается тревоги при разлуке. Когда мама или человек, который проводит больше всего времени с ребенком, выходит из комнаты всего на минуту, малыш может начать плакать. Такая реакция совершенно нормальна для этого возрастного периода (19).

Сколько должен спать ребенок в 1 год днем?

Большинству детей в этом возрасте необходимо спать приблизительно 14 часов в сутки, включая один или два дневных сна продолжительностью 3-4 часа (20). 

Источники:

1. Height-for-age GIRLS / Height-for-age BOYS // World Health Organization. URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/length-height-for-age 

2. Weight-for-age GIRLS / Weight-for-age BOYS // World Health Organization. URL: https://www.who.int/tools/child-growth-standards/standards/weight-for-age

3. Арутюнян К. А., Бабцева А. Ф., Романцова Е. Б. Физическое развитие ребенка: учебное пособие — Благовещенск: Буквица, 2011. URL: https://www.amursma.ru/upload/iblock/e0d/Fizicheskoe_razvitie_rebenka.pdf

4. Evan G. Graber Physical Growth of Infants and Children // MSD Manuals, 2023. URL: https://www.msdmanuals.com/professional/pediatrics/growth-and-development/childhood-development

6. Т. Т. Батышева, О. В. Быкова, Е. В. Амчеславская Морфометрическое и психомоторное развитие ребенка первого года жизни Методическое пособие // ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы». 

7. Голубева Л. T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

8. М. А. Полякова Как правильно учить ребенка говорить — Секачев В. Ю., 2016 г.

10. Сечкина О. К. Особенности формирования психомоторных свойств ребенка на ранних этапах онтогенеза // Известия Самарского научного центра РАН. 2008. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-psihomotornyh-svoystv-rebenka-na-rannih-etapah-ontogeneza

11.Simone Lehrl, Susanne Ebert, Sabine Blaurock, Hans-Günther Rossbach & Sabine Weinert (2020) Long-term and domain-specific relations between the early years home learning environment and students’ academic outcomes in secondary school, School Effectiveness and School Improvement, 31:1, 102-124, DOI: 10.1080/09243453.2019.1618346

12. McMaster University Babies' brains benefit from music lessons, even before they can walk and talk // ScienceDaily, 9 May, 2012. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2012/05/120509123653.htm

13. Sample Menu for a 1-Year-Old Child // American Academy of Pediatrics, 2022. URL: https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/baby/feeding-nutrition/Pages/Sample-One-Day-Menu-for-a-One-Year-Old.aspx

14. Примерный рацион ребенка в возрасте 12 месяцев Союз педиатров России. URL: https://www.pediatr-russia.ru/parents_information/soveti-roditelyam/ratsiony-pitaniya-v-razlichnye-vozrastnye-periody/12%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2.pdf

15. Национальный календарь профилактических прививок Министерство здравоохранения РФ. URL: https://minzdrav.gov.ru/opendata/7707778246-natskalendarprofilakprivivok2015/visual

16. The Norwegian University of Science and Technology (NTNU) Babies exposed to stimulation get brain boost, ScienceDaily, 2 January 2017. URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2017/01/170102143458.htm

18. Kyong-sun Jin, Jessica L. Houston, Renée Baillargeon, Ashley M. Groh, Glenn I. Roisman Young infants expect an unfamiliar adult to comfort a crying baby: Evidence from a standard violation-of-expectation task and a novel infant-triggered-video task // Cognitive Psychology, Volume 102, 2018. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0010028516302912?via%3Dihub

19. Leah J. Orchinik Separation Anxiety // Kids Health, 2023. URL: https://kidshealth.org/en/parents/sep-anxiety.html

20. Блохин Б. М., Полуэктов М. Г., Тарасенко Е. С., Троицкая Н. Б. Нарушения и особенности сна у детей грудного и раннего возраста // Лечебное дело. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-i-osobennosti-sna-u-detey-grudnogo-i-rannego-vozrasta