Австралийское воспитание: уроки подождут

Один из главных принципов австралийской педагогики – дать ребенку расти свободно, не заставляя, не запрещая и не подгоняя. Каждый человек с самых ранних лет считается уникальным, а значит, он способен сам выбрать свой путь развития.

deti.mail.ru_mLE28OJ
Источник: Migration

Раннее детство

Раннее развитие речи – это не то, чего австралийские родители желают своим детям. Никаких особенных песенок и потешек, никаких «сорока-ворона кашу варила» – с младенцами чаще всего общаются с помощью жестов, а если ребенок не говорит лет до трех, это никого не беспокоит: значит, ему так удобнее. В детский сад идут уже говорящие, 4-летние дети, но там их тоже ничему особенному не учат. Считается, что раннее обучение может пагубно повлиять на оригинальность ребенка, а для австралийцев важно, чтобы дошкольник вел себя так, как захочется и никуда не торопился. В саду дети лепят, рисуют, играют, причем родители стараются одеть детей в сад похуже, потому что кататься по земле, набивать карманы грязью и листьями и рисовать на своей и чужой одежде – позволяется. Воспитатели следят за играми детей, но участвуют в них в редких случаях – если у ребенка никак не получается что-то сделать и он начинает расстраиваться. Агрессивные игры, в которых дети «стреляют» друг в друга из пистолетов и автоматов, также приветствуются. Считается, что они помогают детям подготовиться ко взрослой жизни.

Что можно перенять. Не запрещать детям играть с листьями и камушками: контакт с природой гораздо важнее испачканной одежды. Не переживать из-за того, что ребенок любит игрушечное оружие и «войнушку»: таким образом сбрасывается ненужная агрессия. Замечать уникальность ваших детей и давать ей проявиться.

Учеба

В школе основное внимание уделяется тому, чтобы выявить интересы и способности ученика и помочь им максимально развиться, но при этом не забыть ни о теле, ни о душе. В австралийских школах отводится много времени спорту и занятиям по воспитанию личности, где учителя обсуждают с детьми, что такое честность, храбрость, доброта. В некоторых школах устраивают библиотечные дни, когда дети идут в школьную библиотеку и читают там самостоятельно или садятся в кружок, а библиотекарь читает им какую-нибудь интересную книгу. Любовь к чтению в Австралии поощряется. В районных библиотеках также проводятся «детские часы», когда устраивается чтение вслух. В младшей и средней школе нагрузка не очень серьезная, но ближе к 14 годам она возрастает. А в выпускных классах предметов становится меньше. Направление, гуманитарное или техническое, ученик выбирает самостоятельно.

Что можно перенять. Побольше говорить с ребенком о тех вещах, которые важнее для его развития, чем решенные задачи: о мудрости, чести, о том, как он понимает счастье. Читать ребенку вслух, даже если он сам уже хорошо читает – это очень сближает.

Общение со взрослыми

Прав у австралийских детей много, и они знают о них с младшего школьного возраста. Учителя рассказывают детям на уроках, что они могут пожаловаться на родителей, если те их обижают или притесняют. Взрослые не повышают голос на детей, о шлепке и речи быть не может. Это наверняка приведет к тому, что ребенка заберут социальные службы. А если школьник не хочет делать уроки, а вместо этого играет в компьютерные игры или смотрит телевизор, родители не заставляют его заниматься – ведь он сам сделал свой выбор.

Что можно перенять. Разрешить школьнику провести вечер так, как ему захочется, и не напоминать об уроках: на следующий день он сам убедится, что лучше было бы выполнить задания вовремя.

Все дети равны

Австралия – многонациональная страна, в ней живет много иммигрантов, и их количество с каждым годом увеличивается. В школах много говорят о расизме, убеждая детей относиться к людям одинаково безотносительно их национальности и цвета кожи. Учителя предлагают детям из разных стран рассказывать на уроках о своем родном городе, этнических традициях и обычаях. И это оказывает свое влияние: социологический опрос среди иммигрантов показал, что австралийские дети легко и охотно идут на контакт с новоприбывшими ровесниками. Например, в Англии и США дело обстоит совсем не так.

Что можно перенять.Рассказывать детям о том, что в разных местах люди живут по-разному, что надо уважать не только свои, но и чужие традиции. Если у детей есть друзья другой национальности, предложить им рассказать что-нибудь интересное о своем народе, а потом послушать то, что расскажет о своей национальности ваш ребенок.

Аналитический психолог