Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Логопед Анна Матвеева: «При нарушениях речи может помочь обычная ложка»

Анна Матвеева – логопед высшей категории, кандидат биологических наук, соавтор успешной методики по коррекции речи, изложенной в книжной серии «Уроки для дошколят», практик с 30-летним стажем и опытная мама – рассказала, какими проблемами с речью страдают малыши и как их исправить.


Раньше, помнится, некоторые дети не выговаривали букву «Р». Какие проблемы с речью у малышей наблюдаются сейчас?

– Раньше средства выявления нарушений речи были ограничены, помощь не была так структурирована, как сейчас. Так что это не проблемы меняются, а способы их решения. Главной проблемой сегодня является задержка речевого развития, которую можно диагностировать уже у детей младшего дошкольного возраста. Звукопроизношение все-таки отходит на второй план, так как его исправить легче. Другое дело – задержка речевого развития, особенно у маленьких детей. Проблема серьезная и не так быстро решается. Но прогноз очень хороший – в России есть много логопедических детсадов, в поликлиниках тоже работают логопеды. При желании и готовности родителей участвовать в этом процессе исправление первичных нарушений, не связанных с отставанием в психологическом и интеллектуальном развитии, не представляет затруднений.

 Дефекты речи связаны с нарушениями строения речевого аппарата или с психическими отклонениями?

– Следует различать первичные нарушения речи и нарушения речи на фоне нарушения когнитивных функций, задержки психологического развития, каких-то физических заболеваний. Логопед работает в основном с первичными нарушениями. Другое дело, когда у ребенка есть когнитивные нарушения, в том числе интеллектуального плана. Тогда нарушения речи считаются вторичными и преодолеваются сложнее. В любом случае сначала лучше обратиться к врачу, чтобы он определил порядок работы.

В каком возрасте какие звуки должен уметь произносить ребенок?

– Каждый ребенок развивается в своем темпе, но определить, протекает ли это развитие в пределах нормы, достаточно легко. Очень приблизительно можно выделить такие признаки: до года ребенок начинает воспроизводить звуковые цепочки, он понимает речь и реакцию взрослых, откликается на обращенную к нему речь улыбкой или гулением. К году в речи малыша должно присутствовать от двух до десяти условных слов: «папа», «мама», «дай», «на», «би-би» и так далее. К двум годам формируется фразовая речь. Насколько это сложные будут фразы, зависит от ребенка. Один ребенок в два года скажет «машина едет», а другой – «мам, посмотри, какая большая машина едет по дороге». Обе фразы являются вариантами нормы. Трехлетние дети говорят уже более сложно, часто образуют новые слова. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки «ы», «с», «з», «ц». От 3 до 5 лет – звуки «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Если этого не происходит, то необходимо обратиться за квалифицированной помощью врача.

 Как работает логопед? Что он исправляет?

 На этот вопрос лучше всего ответят в институте, конечно. Логопед работает над восстановлением или формированием речевых возможностей ребенка, а также над тем, чтобы выработать у ребенка мотивацию к исправлению речи. Работа строится в зависимости от характера проявлений, в зависимости от того, каковы индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, большой пласт – это исправление речевых нарушений при нарушении слуха – сейчас очень развита система восстановления слуха у детей. Это не означает автоматического овладения речью, но создает базу и возможности для занятий.

Как вы считаете, влияет ли увлечение планшетами и видеоиграми на отставание в развитии речевых навыков?

 Вы знаете, раньше не было планшетов и компьютерных игр, но отставание и задержки все равно были. Однако чрезмерное увлечение компьютерами все-таки отрицательно влияет на развитие ребенка. В частности, на его физическое здоровье и на состояние нервной системы. Очень часто родители, видя какие-то достижения ребенка в области компьютерных игр, распространяют эти достижения на развитие всех других функций. Однако общаться с компьютерным интеллектом оказывается проще, чем учиться выражать свои мысли, высказываться, объяснять что-то, задавать вопросы. Конечно, ребенку проще общаться с машиной, но никто не отменяет необходимости живого общения. Коммуникативный уровень складывается из того, насколько ребенок умеет общаться с другими людьми, поэтому я бы ограничивала по возможности использование планшетов и всего прочего. У меня у самой пятилетний сын…

 И сколько минут в день вы разрешаете ему играть на планшете?

Не дольше 20 минут. Прежде всего, чтобы не испортить зрение. А еще потому, что ребенку важно играть в обычные детские игры – учиться рисовать, лепить.

Во время загрузки произошла ошибка.

 Это правда, что если с ребенком сюсюкать, у него начнутся проблемы с речью?

 У него могут начаться проблемы с произношением, потому что он будет слышать постоянно неправильные образцы речи. Это называется «неблагоприятная речевая среда». Не сюсюкать – не значит обращаться неласково с ребенком. Это значит выговаривать все слова правильно. Неправильные образцы речи легче закрепляются в обиходе, становятся для ребенка нормой и избавиться от них потом очень непросто. Разговаривайте с ребенком естественным, натуральным образом.

Влияют ли конфликты в семье на речевое развитие ребенка?

 Конфликты в семье формируют у ребенка комплексы, в том числе – комплекс неполноценности. Это нарушает психологическую устойчивость, создает внутреннее ощущение дискомфорта и, конечно, на этом фоне могут формироваться речевые нарушения. Но прежде всего в таких случаях мы говорим о заикании, а заикание – не только речевое нарушение, а нарушение, сигнализирующее о проблемах психологического состояния и состояния нервной системы. Поэтому, как и другие негативные факторы, конфликтная ситуация в семье отрицательно влияет на развитие ребенка в целом, и его речевое развитие в частности.

 Это правда, что у детей-билингвов и у тех, кто рано начал изучать иностранный язык, могут начаться проблемы с родным языком?

 Представьте себе, что у вас еще не сформирована система владения родным языком и вы начинаете учить второй язык. Погружать ребенка в иностранный язык в годовалом возрасте – это, конечно, лукавство. Другое дело, если у вашего ребенка есть правильно сформированная речь, тогда, если есть квалифицированные учителя, которые не просто поют с ребенком песенки, а знают методику обучения иностранному языку, тогда почему нет? Мой ребенок начал изучать иностранный язык с пяти лет, потому что так нам рекомендовали. Реальные результаты есть уже после двух месяцев занятий. Однако, если у ребенка есть проблемы речевого развития, на мой взгляд, было бы неосмотрительно начинать с ним занятия иностранным языком.

 Расскажите о нескольких самых простых упражнениях, которые мамы могут делать дома с детьми для улучшения произношения звуков.

Если вы хотите активизировать движения языка, которые нужны и для шипящих, и для звука «р», пожалуйста: вылизывание ложки. Месяц ребенок вылизывает столовую ложку, месяц – десертную и месяц – чайную, кроме того, нужно снимать язычком капельки, которые на ложке скапливаются. Окунули ложку в соус или варенье, подняли, и капельку аккуратно сняли язычком, который вытягивается по направлению к ложке. Кроме того, очень хороши всевозможные упражнения, которые помогут снимать хлебный мякиш с твердого неба, жевательные упражнения, облизывание леденца. Открывать рот перед зеркалом, поднимать язычок, стучать им по небу, дуть на кончик языка при открытом рте или водя пальцем или ватной палочкой под языком, чтобы вызвать артикуляцию звука «р» в сочетании со звуком «т»… Но лучше, конечно, чтобы сначала логопед показал, как это делать.

А какие упражнения есть на коррекцию заикания?

 Коррекция заикания не находится всецело в компетенции родителей и логопеда. Если вы опасаетесь, что у ребенка есть заикание, то вам нужно идти к неврологу и психологу. Логопед здесь – вспомогательный специалист. Я бы посоветовала родителям обратить внимание на условия, в которых живет ребенок. Я в свое время написала книжечку «От агу до монолога», еще под своей предыдущей фамилией – Герасимова. Эта книга адресована родителям детей, у которых есть проблемы с темпом и ритмом речи. Прежде всего, нужно соблюдать правила психологического свойства, а не только речевые. Не торопить ребенка, давать ему возможность высказаться, формировать у него устойчивость психологическую, хвалить его за каждое маленькое достижение, побольше играть, гулять, давать возможность общаться со сверстниками и не заставлять заниматься тем, что ребенку категорически не нравится, даже если это очень нравится родителям. Заикание – всегда сигнал того, что ребенку плохо и он вынужден защищаться. Причину ищите не в языке, дыхании и чем-то еще, а в семье.

Также читайте о том, почему некоторые дети начинают говорить позже сверстников.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
58
Кормашова Ольга
В ответ на комментарий от ainash ainash История переписки2
ainash ainash
Может вам специалисты слабые попадались? Моему сыну ставили ОНР 1-2 уровень. Комиссия ПМПК единогласно направила в логопедический садик. В частной клинике невропатолог лечила. Лечение курсом 1 месяц прошли+ массаж. И только после этого ходили к логопеду на зондовый массаж. Всего 10 сеансов. После каждого занятия - новый звук произносил! У нас были нарушены практически все звуковые группы! За 10 занятий нам поставили все звуки. Занятие всего 2500 тенге, около 500 рублей. А статья хорошая, кому-нибудь да пригодятся эти советы!
СсылкаПожаловаться
У всех разные проблемы , кому-то рр ставят за м-ц , кто-то ходит очень долго
СсылкаПожаловаться
Кормашова Ольга
В ответ на комментарий от осень История переписки2
осень
заикам нужно просто петь - 100% способ от заикания.
СсылкаПожаловаться
было бы просто не было бы заик
СсылкаПожаловаться
Lilit L
В ответ на комментарий от СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ
СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ
Да уж. Современные родители они такие. Их самих как детей надо воспитывать.
СсылкаПожаловаться
вот не поверите, один раз именно этой деревянной ложкой так хотелось в лоб одной мамаше врезать... Она везёт ребёнка примерно лет полутора в коляске, а потом наклоняется к нему и громко так ему говорит: "Ой, посмотьи какая бибика поехая!". А потом ведь будут у неё логопеды плохие, а ребёнок получать люлей будет, когда в школе начнёт писать с ошибками и говорить, используя лишь слова и арсенала Эллочки-людоедки.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
СинтияМуж отказался от наследства в пользу многодетной сестры
Моя дальняя родственница находится сейчас в большой обиде на мужа , было несколько скандалов и сейчас уже дошло до развода . Они хорошая дружная семья 37 лет и 43 года. Есть 2 -е детей , младшему 2,8 . Живут в нормальной 2-комн квартире , которая принадлежала жене до брака . Муж работает руководителем отдела логистики в крупной коммерческой организации , нормальный адекватный мужик . Был . Дело вот в чем . Мужу и его родной сестре досталась в наследство квартира , рыночная стоимость которой 7 ,5 млн рублей . И вот он отказывается документально от своей доли в пользу сестры . У сестры 3-е детей и нет мужа .
Многие родственники поддержали жену и называют мужа олухом , недальновидным тупицей и т д. и поддерживают жену в ее гневе . А некоторые наоборот считают, что муж молодец и это его наследство и его личное дело как им распоряжаться , а жена здесь вообще не должна вмешиваться . Как бы вы поступили , поддержали бы мужа в этом решении или наоборот были против как моя родственница ?
846
Коза Агатагород форума
помните тему про город форумских детей?
я вот подумала, давайте представим что есть город, который наш форум населяет. вы бы какую роль себе хотели? кем там быть? главным правителем? врачом? учителем? домохозяйкой? бандитом, шерифом? совпадает с вашей ролью в жизни (хихи особенно шериф) или может это нереализованные возможности, мечты? или просто фантазии?
тема просто (просто!) ни о чем, развлекательно-болтательная
317
Ваше Величество"Короче" - 2019
Всем привет! С 16 по 18 августа в Калининграде в седьмой раз прошел фестиваль короткометражного кино "Короче".
316
Мадам Н.Д.Форум! Такой Форум!
Давно хотела поговорить о + и - нашего Форума, а тут созрела. Сначала решила сделать Анонимную тему, но передумала- не хочу скрываться, тем более всегда откровенно высказываю СВОЕ мнение, за что и получаю иногда......Итак, поговорим о нас.
199
Александр ГромовВ гостях хорошо, а дома лучше.
Месяц назад моя младшая доча вернулась из Болгарии. Жила она в небольшой однокомнатной квартирке (приобретенной в собственность) сначала с тещей, а потом с женой где-то с месяц.

Местное "бунгало" выглядело так снаружи




И так изнутри

156
викТОРИяПросто пообщаться...
Всем привет!
Вот малая заснула, а я уснуть не смогла. Вроде, и хочется, а как лягу, так мысли разные приходят в голову.

Почитала я вчера ответы на мою тему... В общем, многие правильно пишут - не умею распределять время, не могу правильно организовать домашних, домработница на шею села... Но снова эти едкие коменты из серии "как вас прижало" или "прячешь голову в песок"
Девочки! Вы и впрямь думаете, что ваше мнение единственно правильное? И правильное решение - это всениприменно то, какое выбрали бы вы?

Но я даже не об этом хотела рассказать.
Вот пишут, мол, в тайне хочу вернуться в Питер. Хм... Вот и да, и нет! В Питере мне жилось кайфово и вольготно - с мамой и замечательным отчимом под боком. Просто как у Христа за пазухой! НО! Живя с родителями, я была отчасти всё ещё ребёнком. Переехав в Сенегал, я первое время очень страдала! Меня ломало и выворачивало! Не из-за мужа или кого-то ещё, а просто так! (Поэтому и падчерицу я хорошо в этом плане понимаю). Но именно здесь я потихоньку становлюсь собой! Учусь обходится своими силами, без мамы. В Африке (не без страданий, конечно) я занялась творчеством. И пусть я не Набоков и не Бунин, но сам процесс приносит ни с чем не сравнимое удовольствие!
Скорее всего, при сытой питерской жизни я бы до этого не дошла.
Да и такая ли она "сытая"? (Надеюсь, все понимают, что я не только про еду сейчас говорю?) Среди моих знакомых мало кто живёт припеваючи. И если я "ничего слаще морковки не ела", то они и просто голодали? А сколько из моих знакомых ненавидят Питер и мечтают уехать! Ууууу! (Я не из их числа. Я нежно люблю свой город).

Я считаю, что у каждого свой путь. Я никогда не пройду путь кого-то из форумчанок, как и ни одна из вас не пройдет мой путь. Зачем пытаться самоутвердиться за мой счёт? Или же ваше "слаще морковки" на поверку не такое сладкое? ;)

Тема философская. Всё-таки общения мне не хватает. (Именно русскоязычного!) Хандра отпустила, хоть и дождик шел ночью, а желание порассуждать появилось.
150
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru