Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Логопед Анна Матвеева: «При нарушениях речи может помочь обычная ложка»

Анна Матвеева – логопед высшей категории, кандидат биологических наук, соавтор успешной методики по коррекции речи, изложенной в книжной серии «Уроки для дошколят», практик с 30-летним стажем и опытная мама – рассказала, какими проблемами с речью страдают малыши и как их исправить.


Раньше, помнится, некоторые дети не выговаривали букву «Р». Какие проблемы с речью у малышей наблюдаются сейчас?

– Раньше средства выявления нарушений речи были ограничены, помощь не была так структурирована, как сейчас. Так что это не проблемы меняются, а способы их решения. Главной проблемой сегодня является задержка речевого развития, которую можно диагностировать уже у детей младшего дошкольного возраста. Звукопроизношение все-таки отходит на второй план, так как его исправить легче. Другое дело – задержка речевого развития, особенно у маленьких детей. Проблема серьезная и не так быстро решается. Но прогноз очень хороший – в России есть много логопедических детсадов, в поликлиниках тоже работают логопеды. При желании и готовности родителей участвовать в этом процессе исправление первичных нарушений, не связанных с отставанием в психологическом и интеллектуальном развитии, не представляет затруднений.

 Дефекты речи связаны с нарушениями строения речевого аппарата или с психическими отклонениями?

– Следует различать первичные нарушения речи и нарушения речи на фоне нарушения когнитивных функций, задержки психологического развития, каких-то физических заболеваний. Логопед работает в основном с первичными нарушениями. Другое дело, когда у ребенка есть когнитивные нарушения, в том числе интеллектуального плана. Тогда нарушения речи считаются вторичными и преодолеваются сложнее. В любом случае сначала лучше обратиться к врачу, чтобы он определил порядок работы.

В каком возрасте какие звуки должен уметь произносить ребенок?

– Каждый ребенок развивается в своем темпе, но определить, протекает ли это развитие в пределах нормы, достаточно легко. Очень приблизительно можно выделить такие признаки: до года ребенок начинает воспроизводить звуковые цепочки, он понимает речь и реакцию взрослых, откликается на обращенную к нему речь улыбкой или гулением. К году в речи малыша должно присутствовать от двух до десяти условных слов: «папа», «мама», «дай», «на», «би-би» и так далее. К двум годам формируется фразовая речь. Насколько это сложные будут фразы, зависит от ребенка. Один ребенок в два года скажет «машина едет», а другой – «мам, посмотри, какая большая машина едет по дороге». Обе фразы являются вариантами нормы. Трехлетние дети говорят уже более сложно, часто образуют новые слова. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки «ы», «с», «з», «ц». От 3 до 5 лет – звуки «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Если этого не происходит, то необходимо обратиться за квалифицированной помощью врача.

 Как работает логопед? Что он исправляет?

 На этот вопрос лучше всего ответят в институте, конечно. Логопед работает над восстановлением или формированием речевых возможностей ребенка, а также над тем, чтобы выработать у ребенка мотивацию к исправлению речи. Работа строится в зависимости от характера проявлений, в зависимости от того, каковы индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, большой пласт – это исправление речевых нарушений при нарушении слуха – сейчас очень развита система восстановления слуха у детей. Это не означает автоматического овладения речью, но создает базу и возможности для занятий.

Как вы считаете, влияет ли увлечение планшетами и видеоиграми на отставание в развитии речевых навыков?

 Вы знаете, раньше не было планшетов и компьютерных игр, но отставание и задержки все равно были. Однако чрезмерное увлечение компьютерами все-таки отрицательно влияет на развитие ребенка. В частности, на его физическое здоровье и на состояние нервной системы. Очень часто родители, видя какие-то достижения ребенка в области компьютерных игр, распространяют эти достижения на развитие всех других функций. Однако общаться с компьютерным интеллектом оказывается проще, чем учиться выражать свои мысли, высказываться, объяснять что-то, задавать вопросы. Конечно, ребенку проще общаться с машиной, но никто не отменяет необходимости живого общения. Коммуникативный уровень складывается из того, насколько ребенок умеет общаться с другими людьми, поэтому я бы ограничивала по возможности использование планшетов и всего прочего. У меня у самой пятилетний сын…

 И сколько минут в день вы разрешаете ему играть на планшете?

Не дольше 20 минут. Прежде всего, чтобы не испортить зрение. А еще потому, что ребенку важно играть в обычные детские игры – учиться рисовать, лепить.

Во время загрузки произошла ошибка.

 Это правда, что если с ребенком сюсюкать, у него начнутся проблемы с речью?

 У него могут начаться проблемы с произношением, потому что он будет слышать постоянно неправильные образцы речи. Это называется «неблагоприятная речевая среда». Не сюсюкать – не значит обращаться неласково с ребенком. Это значит выговаривать все слова правильно. Неправильные образцы речи легче закрепляются в обиходе, становятся для ребенка нормой и избавиться от них потом очень непросто. Разговаривайте с ребенком естественным, натуральным образом.

Влияют ли конфликты в семье на речевое развитие ребенка?

 Конфликты в семье формируют у ребенка комплексы, в том числе – комплекс неполноценности. Это нарушает психологическую устойчивость, создает внутреннее ощущение дискомфорта и, конечно, на этом фоне могут формироваться речевые нарушения. Но прежде всего в таких случаях мы говорим о заикании, а заикание – не только речевое нарушение, а нарушение, сигнализирующее о проблемах психологического состояния и состояния нервной системы. Поэтому, как и другие негативные факторы, конфликтная ситуация в семье отрицательно влияет на развитие ребенка в целом, и его речевое развитие в частности.

 Это правда, что у детей-билингвов и у тех, кто рано начал изучать иностранный язык, могут начаться проблемы с родным языком?

 Представьте себе, что у вас еще не сформирована система владения родным языком и вы начинаете учить второй язык. Погружать ребенка в иностранный язык в годовалом возрасте – это, конечно, лукавство. Другое дело, если у вашего ребенка есть правильно сформированная речь, тогда, если есть квалифицированные учителя, которые не просто поют с ребенком песенки, а знают методику обучения иностранному языку, тогда почему нет? Мой ребенок начал изучать иностранный язык с пяти лет, потому что так нам рекомендовали. Реальные результаты есть уже после двух месяцев занятий. Однако, если у ребенка есть проблемы речевого развития, на мой взгляд, было бы неосмотрительно начинать с ним занятия иностранным языком.

 Расскажите о нескольких самых простых упражнениях, которые мамы могут делать дома с детьми для улучшения произношения звуков.

Если вы хотите активизировать движения языка, которые нужны и для шипящих, и для звука «р», пожалуйста: вылизывание ложки. Месяц ребенок вылизывает столовую ложку, месяц – десертную и месяц – чайную, кроме того, нужно снимать язычком капельки, которые на ложке скапливаются. Окунули ложку в соус или варенье, подняли, и капельку аккуратно сняли язычком, который вытягивается по направлению к ложке. Кроме того, очень хороши всевозможные упражнения, которые помогут снимать хлебный мякиш с твердого неба, жевательные упражнения, облизывание леденца. Открывать рот перед зеркалом, поднимать язычок, стучать им по небу, дуть на кончик языка при открытом рте или водя пальцем или ватной палочкой под языком, чтобы вызвать артикуляцию звука «р» в сочетании со звуком «т»… Но лучше, конечно, чтобы сначала логопед показал, как это делать.

А какие упражнения есть на коррекцию заикания?

 Коррекция заикания не находится всецело в компетенции родителей и логопеда. Если вы опасаетесь, что у ребенка есть заикание, то вам нужно идти к неврологу и психологу. Логопед здесь – вспомогательный специалист. Я бы посоветовала родителям обратить внимание на условия, в которых живет ребенок. Я в свое время написала книжечку «От агу до монолога», еще под своей предыдущей фамилией – Герасимова. Эта книга адресована родителям детей, у которых есть проблемы с темпом и ритмом речи. Прежде всего, нужно соблюдать правила психологического свойства, а не только речевые. Не торопить ребенка, давать ему возможность высказаться, формировать у него устойчивость психологическую, хвалить его за каждое маленькое достижение, побольше играть, гулять, давать возможность общаться со сверстниками и не заставлять заниматься тем, что ребенку категорически не нравится, даже если это очень нравится родителям. Заикание – всегда сигнал того, что ребенку плохо и он вынужден защищаться. Причину ищите не в языке, дыхании и чем-то еще, а в семье.

Также читайте о том, почему некоторые дети начинают говорить позже сверстников.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
58
Кормашова Ольга
В ответ на комментарий от ainash ainash История переписки2
ainash ainash
Может вам специалисты слабые попадались? Моему сыну ставили ОНР 1-2 уровень. Комиссия ПМПК единогласно направила в логопедический садик. В частной клинике невропатолог лечила. Лечение курсом 1 месяц прошли+ массаж. И только после этого ходили к логопеду на зондовый массаж. Всего 10 сеансов. После каждого занятия - новый звук произносил! У нас были нарушены практически все звуковые группы! За 10 занятий нам поставили все звуки. Занятие всего 2500 тенге, около 500 рублей. А статья хорошая, кому-нибудь да пригодятся эти советы!
СсылкаПожаловаться
У всех разные проблемы , кому-то рр ставят за м-ц , кто-то ходит очень долго
СсылкаПожаловаться
Кормашова Ольга
В ответ на комментарий от осень История переписки2
осень
заикам нужно просто петь - 100% способ от заикания.
СсылкаПожаловаться
было бы просто не было бы заик
СсылкаПожаловаться
Lilit L
В ответ на комментарий от СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ
СЕРГЕЙ ВИНОГРАДОВ
Да уж. Современные родители они такие. Их самих как детей надо воспитывать.
СсылкаПожаловаться
вот не поверите, один раз именно этой деревянной ложкой так хотелось в лоб одной мамаше врезать... Она везёт ребёнка примерно лет полутора в коляске, а потом наклоняется к нему и громко так ему говорит: "Ой, посмотьи какая бибика поехая!". А потом ведь будут у неё логопеды плохие, а ребёнок получать люлей будет, когда в школе начнёт писать с ошибками и говорить, используя лишь слова и арсенала Эллочки-людоедки.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
461
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
261
Ольга МорозоваОценка за четверть
Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...
142
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
122
НаталияДекор стен в коридоре
Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось. 
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.
91
Мадам Н.Д.Весенний обмен открытками.
Во- первых, я хотела бы пригласить  всех желающих  к голосованию по теме Десять лучших исторических тем  форума:  
https://deti.mail.ru/forum/deti_mail_ru/.... Очень  бы хотелось, чтобы все по достоинству оценили труд наших девочек. 
Во-вторых, приглашаю к отчету по весеннему обмену открытками и  посылками. В нем в этом раз участвовало 39 человек, каждый посылал и получал 3 или 4 открытки. Я посылала 12 открыток и 1 посылку,  получила 8 открыток и 1 посылку. 
89
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru