Логопед Анна Матвеева: «При нарушениях речи может помочь обычная ложка»

Анна Матвеева – логопед высшей категории, кандидат биологических наук, соавтор успешной методики по коррекции речи, изложенной в книжной серии «Уроки для дошколят», практик с 30-летним стажем и опытная мама – рассказала, какими проблемами с речью страдают малыши и как их исправить.
1.jpg
Источник: Migration

Раньше, помнится, некоторые дети не выговаривали букву «Р». Какие проблемы с речью у малышей наблюдаются сейчас?

– Раньше средства выявления нарушений речи были ограничены, помощь не была так структурирована, как сейчас. Так что это не проблемы меняются, а способы их решения. Главной проблемой сегодня является задержка речевого развития, которую можно диагностировать уже у детей младшего дошкольного возраста. Звукопроизношение все-таки отходит на второй план, так как его исправить легче. Другое дело – задержка речевого развития, особенно у маленьких детей. Проблема серьезная и не так быстро решается. Но прогноз очень хороший – в России есть много логопедических детсадов, в поликлиниках тоже работают логопеды. При желании и готовности родителей участвовать в этом процессе исправление первичных нарушений, не связанных с отставанием в психологическом и интеллектуальном развитии, не представляет затруднений.

Дефекты речи связаны с нарушениями строения речевого аппарата или с психическими отклонениями?

– Следует различать первичные нарушения речи и нарушения речи на фоне нарушения когнитивных функций, задержки психологического развития, каких-то физических заболеваний. Логопед работает в основном с первичными нарушениями. Другое дело, когда у ребенка есть когнитивные нарушения, в том числе интеллектуального плана. Тогда нарушения речи считаются вторичными и преодолеваются сложнее. В любом случае сначала лучше обратиться к врачу, чтобы он определил порядок работы.

В каком возрасте какие звуки должен уметь произносить ребенок?

– Каждый ребенок развивается в своем темпе, но определить, протекает ли это развитие в пределах нормы, достаточно легко. Очень приблизительно можно выделить такие признаки: до года ребенок начинает воспроизводить звуковые цепочки, он понимает речь и реакцию взрослых, откликается на обращенную к нему речь улыбкой или гулением. К году в речи малыша должно присутствовать от двух до десяти условных слов: «папа», «мама», «дай», «на», «би-би» и так далее. К двум годам формируется фразовая речь. Насколько это сложные будут фразы, зависит от ребенка. Один ребенок в два года скажет «машина едет», а другой – «мам, посмотри, какая большая машина едет по дороге». Обе фразы являются вариантами нормы. Трехлетние дети говорят уже более сложно, часто образуют новые слова. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки «ы», «с», «з», «ц». От 3 до 5 лет – звуки «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Если этого не происходит, то необходимо обратиться за квалифицированной помощью врача.

Как работает логопед? Что он исправляет?

На этот вопрос лучше всего ответят в институте, конечно. Логопед работает над восстановлением или формированием речевых возможностей ребенка, а также над тем, чтобы выработать у ребенка мотивацию к исправлению речи. Работа строится в зависимости от характера проявлений, в зависимости от того, каковы индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, большой пласт – это исправление речевых нарушений при нарушении слуха – сейчас очень развита система восстановления слуха у детей. Это не означает автоматического овладения речью, но создает базу и возможности для занятий.

Как вы считаете, влияет ли увлечение планшетами и видеоиграми на отставание в развитии речевых навыков?

Вы знаете, раньше не было планшетов и компьютерных игр, но отставание и задержки все равно были. Однако чрезмерное увлечение компьютерами все-таки отрицательно влияет на развитие ребенка. В частности, на его физическое здоровье и на состояние нервной системы. Очень часто родители, видя какие-то достижения ребенка в области компьютерных игр, распространяют эти достижения на развитие всех других функций. Однако общаться с компьютерным интеллектом оказывается проще, чем учиться выражать свои мысли, высказываться, объяснять что-то, задавать вопросы. Конечно, ребенку проще общаться с машиной, но никто не отменяет необходимости живого общения. Коммуникативный уровень складывается из того, насколько ребенок умеет общаться с другими людьми, поэтому я бы ограничивала по возможности использование планшетов и всего прочего. У меня у самой пятилетний сын...

И сколько минут в день вы разрешаете ему играть на планшете?

Не дольше 20 минут. Прежде всего, чтобы не испортить зрение. А еще потому, что ребенку важно играть в обычные детские игры – учиться рисовать, лепить.

Контент недоступен

Это правда, что если с ребенком сюсюкать, у него начнутся проблемы с речью?

У него могут начаться проблемы с произношением, потому что он будет слышать постоянно неправильные образцы речи. Это называется «неблагоприятная речевая среда». Не сюсюкать – не значит обращаться неласково с ребенком. Это значит выговаривать все слова правильно. Неправильные образцы речи легче закрепляются в обиходе, становятся для ребенка нормой и избавиться от них потом очень непросто. Разговаривайте с ребенком естественным, натуральным образом.

Влияют ли конфликты в семье на речевое развитие ребенка?

Конфликты в семье формируют у ребенка комплексы, в том числе – комплекс неполноценности. Это нарушает психологическую устойчивость, создает внутреннее ощущение дискомфорта и, конечно, на этом фоне могут формироваться речевые нарушения. Но прежде всего в таких случаях мы говорим о заикании, а заикание – не только речевое нарушение, а нарушение, сигнализирующее о проблемах психологического состояния и состояния нервной системы. Поэтому, как и другие негативные факторы, конфликтная ситуация в семье отрицательно влияет на развитие ребенка в целом, и его речевое развитие в частности.

Это правда, что у детей-билингвов и у тех, кто рано начал изучать иностранный язык, могут начаться проблемы с родным языком?

Представьте себе, что у вас еще не сформирована система владения родным языком и вы начинаете учить второй язык. Погружать ребенка в иностранный язык в годовалом возрасте – это, конечно, лукавство. Другое дело, если у вашего ребенка есть правильно сформированная речь, тогда, если есть квалифицированные учителя, которые не просто поют с ребенком песенки, а знают методику обучения иностранному языку, тогда почему нет? Мой ребенок начал изучать иностранный язык с пяти лет, потому что так нам рекомендовали. Реальные результаты есть уже после двух месяцев занятий. Однако, если у ребенка есть проблемы речевого развития, на мой взгляд, было бы неосмотрительно начинать с ним занятия иностранным языком.

Расскажите о нескольких самых простых упражнениях, которые мамы могут делать дома с детьми для улучшения произношения звуков.

Если вы хотите активизировать движения языка, которые нужны и для шипящих, и для звука «р», пожалуйста: вылизывание ложки. Месяц ребенок вылизывает столовую ложку, месяц – десертную и месяц – чайную, кроме того, нужно снимать язычком капельки, которые на ложке скапливаются. Окунули ложку в соус или варенье, подняли, и капельку аккуратно сняли язычком, который вытягивается по направлению к ложке. Кроме того, очень хороши всевозможные упражнения, которые помогут снимать хлебный мякиш с твердого неба, жевательные упражнения, облизывание леденца. Открывать рот перед зеркалом, поднимать язычок, стучать им по небу, дуть на кончик языка при открытом рте или водя пальцем или ватной палочкой под языком, чтобы вызвать артикуляцию звука «р» в сочетании со звуком «т»... Но лучше, конечно, чтобы сначала логопед показал, как это делать.

А какие упражнения есть на коррекцию заикания?

Коррекция заикания не находится всецело в компетенции родителей и логопеда. Если вы опасаетесь, что у ребенка есть заикание, то вам нужно идти к неврологу и психологу. Логопед здесь – вспомогательный специалист. Я бы посоветовала родителям обратить внимание на условия, в которых живет ребенок. Я в свое время написала книжечку «От агу до монолога», еще под своей предыдущей фамилией – Герасимова. Эта книга адресована родителям детей, у которых есть проблемы с темпом и ритмом речи. Прежде всего, нужно соблюдать правила психологического свойства, а не только речевые. Не торопить ребенка, давать ему возможность высказаться, формировать у него устойчивость психологическую, хвалить его за каждое маленькое достижение, побольше играть, гулять, давать возможность общаться со сверстниками и не заставлять заниматься тем, что ребенку категорически не нравится, даже если это очень нравится родителям. Заикание – всегда сигнал того, что ребенку плохо и он вынужден защищаться. Причину ищите не в языке, дыхании и чем-то еще, а в семье.