Был проведен опрос, в котором участвовали и родители дошкольников, и педагоги начальной школы. Как оказалось в результате опроса, и у родителей, и у педагогов существуют несколько завышенные ожидания по отношению к детям.
Ожидания родителей располагаются скорее в моральной и социально-творческой сферах. Так, оказалось, что, по мнению родителей, в четыре года ребенок уже должен обладать личной уверенностью и чувством собственной значимости, а также некоторыми навыками в этической сфере – например, умением отличать, что хорошо, а что плохо. К семи годам родители ждут от детей умения общаться в коллективе, упорства, уважения и самодостаточности.
Психологи говорят, что эти ожидания по большей части несколько завышены. Те навыки, которых родители ждут от детей-дошкольников, формируются обычно к окончанию начальной школы. Требовать от ребенка проявления этих качеств в дошкольном возрасте несколько преждевременно, считают специалисты.
У педагогов начальной школы тоже существуют завышенные ожидания по отношению к детям, приходящим впервые в первый класс. По их мнению, ребенок должен еще до школы получить основы знаний, умений и навыков в области языка и математики. Учителя считают, что дети должны уметь писать печатными буквами, понимать свои обязанности, подчиняться требованиям и обладать знаниями о себе и своем окружении.
Психологи утверждают, что такие требования также являются завышенными и преждевременными, и более того – педагог, настаивая на этих требованиях, может нанести ребенку психологическую травму и привить отвращение к учебному процессу. По большей части дети, приходящие в первый класс, не имеют ни физиологической, ни психологической готовности к таким завышенным требованиям педагогов.