Обычно взрослые решают, что малышам пора уже начинать читать в постели самостоятельно, когда им исполняется 7 лет. В это время они перекладывают своеобразный груз на плечи ребенка, полагая, что их уже учат читать в школе, а значит, дети справятся сами.
Однако, как показывают последние исследования, такой подход приводит к тому, что ребенок перестает любить книги. Ученые опросили тысячу британских детей в возрасте от семи до одиннадцати лет. Оказалось, что половина ребятишек в возрасте 8 и 9 лет вовсе не читают дома. Лишь треть десятилетних респондентов читали книги с родителями.
Между тем, прививать детям любовь к книгам нужно и в начальной школе. Чтобы в дальнейшем они сохранили желание читать и стали успешными людьми необходимо показывать им, что книг существует много, брать их по очереди для чтения, проверять, что ребенок понимает новые слова и обсуждать с ним книжные сюжеты.
Примерно две трети шестилетних детишек получают удовольствие от совместного чтения на ночь и чтения в другое время. Уже через год их количество резко падает до 44%. Исследователи полагают, что дело именно в том, что мамы, папы и прочие родственники отказываются от такого досуга, считая, что их помощь больше не требуется. А ведь половина опрошенных ребят отметили, что они с удовольствием бы читали больше, если бы родители посидели рядом с ними.
Если вдуматься, то не столь уж много времени для этого нужно. Хотя бы 10 минут в день шесть дней в неделю и вот уже накопился час совместного приятного времяпрепровождения с любимым отпрыском. Это для ребенка гораздо важнее часа с платным репетитором, говорят специалисты. Дети, которые читают не вынужденно, а для собственного удовольствия, как правило, лучше успевают в школе (в частности, их скорость чтения в среднем в 13 раз выше положенной по нормам) и затем по жизни.
Родители – модель поведения для всех детей. Чем больше они сами читают (а дети это видят), тем больше читают их отпрыски. Так что не стоит забывать и о своих любимых книгах, а также выделить для них немного времени, заменив книгой компьютерную игру или просмотр телевизора.
Исследования были проведены по заказу издательства Оксфордского университета (OUP) и сообщества National Literacy Trust. Однако упрекнуть ученых в однобокости суждений и выводов сложно. Время, проведенное людьми за книгами, сокращается по всему миру.
«Все исследования доказывают, что чтение ради удовольствия связано с приобретением других навыков и выгод во всех составляющих жизни детей, – рассказывает Джеймс Клементс (James Clements), бывший директор начальной школой, с которой работало издательство Оксфордского университета. – Родители должны понимать, сколь большой эффект оказывает на детей совместное чтение, что после поступления в школу оно не должно прекращаться, а наоборот, постоянно продолжаться в стенах родного дома. Всего десять минут чтения – один из лучших способов поддержать будущее образование детей».