Здоровое поколениеНовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Миссия выполнима: как научить ребенка делать домашнюю работу самостоятельно

23 октября 2020,источник: Letidor.ru
Секреты от методиста, педагога Ольги Васильевны Узоровой.
Источник: pexels.com

Выполнение домашней работы в условиях дистанционного обучения стало испытанием для детей и родителей. Взрослые коршунами висели над школьниками, а те под диктовку выполняли все, что скажет мама или папа. Отношения в семье накалялись. Этот период дался непросто всем участникам учебного процесса, и главный вывод, который мы сделали — наши дети с трудом выполняют домашнее задание самостоятельно.

Что же делать, чтобы изменить ситуацию? Как объяснить ребенку, что выполнение домашней работы — это его зона ответственности? И нужно ли вообще выполнять то, что просит учитель?

На эти и другие вопросы в рамках вебинара образовательного ресурса Учи.ру и издательства Clever ответила методист и педагог Ольга Васильевна Узорова.

Мы послушали лекцию и делимся с вами полезными выжимками из нее.

Зачем нужна домашняя работа

Когда домашняя работа регулярно становится поводом для семейных ссор, неудивительно, что родители интересуются у педагогов, можно ли отказаться от ее выполнения.

Ольга Васильевна однозначно говорит «нет». И вот почему.

Домашнее задание...

  • помогает школьнику регулировать свое поведение.

В школе (даже онлайн) учебным процессом руководит учитель. Он регулирует время выполнения упражнений, напоминает про набор вещей и тетрадок к определенному уроку, подсказывает, когда переходить от одного задания к другому.

Дома ученик организует свою работу самостоятельно: решает, когда он сядет за стол. Он должен открыть дневник, посмотреть задание, отметить последовательность, с которой он будет действовать, подготовить необходимую канцелярию для уроков и т.д.

Именно качественное выполнение домашней работы приучает ученика к самостоятельному труду.

  • воспитывает волю и ответственность.

Ребенок учится видеть разницу между «хочу» и «надо». А также учится завершать начатое и получать удовлетворение от проделанной работы.

  • помогает сформировать навыки контролируемого поведения.

Это значит, что выполняя упражнения, школьник учится в конце проверять себя — просматривает сделанное задание на наличие ошибок, проверяет, может ли ответить на вопросы к тексту и т.д.

  • формирует навык поиска информации в разных источниках(учебниках, словарях, энциклопедиях, интернете)

  • помогает закрепить информацию, полученную на уроке.Чтобы знания по каждой теме улеглись в голове ребенка, необходимо системное повторение информации. То есть чтобы ребенок освоил определенную тему, ему нужно послушать объяснение от учителя, а затем обязательно выполнить задание в установленном педагогом объеме.

Как помочь ребенку делать домашнее задание самостоятельно

Важно понимать, что ученик не может сразу с первого класса садиться за уроки самостоятельно. Сначала его надо этому научить. Так что в 1 и 2 классах домашняя работа — это совместная зона ответственности педагога и родителя.

Посмотрите 10 вредных советов о том, как родителям испортить отношения со школой:

Что могут сделать родители

1. Поддерживать режим дня. Он помогает сформировать у ребенка привычку, что в одно и то же время он садится за уроки.

2. Приучать ученика планировать выполнение домашнего задания.Поначалу внимательно проговаривать, как и что ребенок будет делать (не делать за него, а только обсуждать этапы!): сначала русский, первое упражнение, потом — перерыв, затем второе упражнение и т.д.

Учите разбивать большое дело на несколько этапов, определять время, которое потребуется на выполнение какого-либо задания.

Ставьте ребенку часы или таймер.

3. Бороться со страхом неудачи.Часто дети не могут сесть за уроки, потому что боятся ошибиться. Задача взрослого — объяснить, что ошибки — это нормально. Что при приближении к цели страх будет постепенно исчезать, главное — сделать первые шаги и потому будет не так страшно.

Если вы заметили, что ребенок допускает очень много ошибок, это повод обратиться за помощью к учителю, а также сходить на консультацию к логопеду или дефектологу.

4. Хвалить за успехи.Упреки еще никому не прибавляли знаний. Поэтому старайтесь поощрять ребенка, если он хорошо справился с заданием (на своем уровне), и не ругать, если что-то не получается.

«Как здорово, что ты допустил ошибку сейчас, а не на ЕГЭ в одиннадцатом классе», — именно из этой позиции должен строиться диалог об учебе.

Что еще важно знать родителям о выполнении домашней работы

Некоторые родители воспринимают выполнение домашней работы и в целом учебу ребенка в школе как вызов своим интеллектуальным способностям. Поэтому стараются во всем помогать ребенку, а где-то полностью делают работу за ученика. В итоге учитель не может оценить пробелы в знаниях, не будет лишний раз останавливаться на сложной теме, потому что посчитает, что большинство детей ее уже освоили.

Поэтому важно, чтобы ребенок делал помарки — многие учителя выступают против использования стирающих ручек, потому что педагог должен видеть, с какими ошибками столкнулся школьник.

Это первый важный момент.

Второй связан с конфликтами в семье из-за оценок и выполнения заданий.

Младшеклассник, получивший в школе двойку, и так находится в состоянии сильного стресса, чтобы получать дополнительную порцию негатива от родителей. Никакие плохие оценки не стоят мира в семье. Главное для вас не стремление к пятеркам, а сохранение хороших взаимоотношений ребенка, родителей и учителя!

Читайте также: 6 горячих вопросов о «домашке»

Смотрите наши видео

Контент недоступен