НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Воспитание вседозволенностью: пожинаем плоды

7 ноября 2018
Наш автор продолжает исследовать принципы так называемой "японской методики" воспитания, ее плюсы и минусы.
Источник: Migration

Завершаем исследование принципов так называемой "японской методики" воспитания, ее плюсов и минусов, начатое в предыдущей статье.

Дитя – раб

С точки зрения «японской методики», в этот период ребенок должен усвоить правила поведения в социуме, научиться дисциплине и сдержанности. Ему отводится десять лет на приучение к порядку, развитию трудолюбия, ответственности и самостоятельности. По истечении этих десяти лет ребенок должен вырасти в полноценного и самодостаточного молодого человека.

Комментарии психолога

Итак, пятилетие ребенка отпраздновано. Задуты свечи, убран торт. И вот наступила новая веха в жизни ребенка. И в его уже привычный и налаженный мир вторглись странные слова: «нельзя», «должен», «надо», «нет»... много странных и непонятных слов, которые просто не могут иметь к нему отношения. К кому угодно, но не к нему.

Родители... родители тоже ведут себя странным, неправильным, недопустимым образом. Они не выполняют желаний. Они запрещают. Они делают нечто совершенно невообразимое и ужасное: они наказывают. Этого никогда не было, и потому быть не может. Это страшнейшая психическая травма, крушение базовых элементов картины мира ребенка.

Весь жизненный опыт, все долгие и насыщенные пять лет его жизни подвергаются сомнению из-за ужасного и необъяснимого поведения родителей. И ребенок начинает отчаянно бороться за свой привычный мир, за свои права, за все, что до сих пор составляло его жизнь. У ребенка мало способов бороться с произволом взрослых. Но те, которые есть, весьма эффектны и эффективны. Крик. Плач. Истерики. Падение на пол (землю). Намеренное битье собственной головой о предметы. Голодовки. Расшвыривание и намеренная порча вещей.

Обвинения родителей в том, что они «не любят», «ненавидят», «хотят избавиться», «чужие родители, не мои» создают родителям настолько интенсивный прессинг, что твердая решимость родителей начинает превращаться в злость и агрессию. И начинается война. От того, чья воля сильнее, чья решимость больше, зависит исход этой войны.

• Если волевому ребенку удается переломить своих менее решительных, чем он, родителей, ситуация вседозволенности возвращается. В этом случае ребенок и дальше продолжает воспитываться в условиях вседозволенности и отсутствия запретов. Однако попытка ввести в его жизнь дисциплину не проходит бесследно. Ребенок понял: взрослые способны покуситься на его права. Он становится менее отзывчивым и доверчивым, чем прежде, так как его доверие к родителям ослаблено «войной за дисциплину». Теперь с ним гораздо труднее договориться и убедить в чем-либо: родители однажды уже поступили ужасно, нельзя им верить, нельзя идти у них на поводу. Ребенок растет эгоистичным и неконтролируемым. Значимого взрослого, к которому он прислушивается, больше нет.

• Если воля ребенка и решимость родителей равноценны, начинается долгая, затяжная война. Ребенка принуждают, заставляют, наказывают. Ребенка «ломают». Ребенок сопротивляется и мстит. Ребенок начинает озлобляться, становится агрессивным, жестоким к сверстникам и животным. Подлым по отношению ко взрослым. Ребенок не сломлен, но вынужден временно подчиниться. Однажды он наберется сил и ответит. Но пока ему остается только копить обиды и ждать.

• Если решимость родителей превосходит волю ребенка, последнему все-таки приходится принять новые правила игры. Картина мира, в котором он был величайшим сокровищем, а родители – любящими и готовыми все предоставить и все простить, разбита и разрушена. Ребенок дезориентирован. Он потерял доверие к миру и к родителям. Он потерял веру в себя. Он вынужден подчиняться правилам и запретам, смысла которых не понимает. В нем поселился страх насилия и агрессии.

Ребенок становится покорен, но те самые качества, ради которых его воспитывали в условиях полной свободы и вседозволенности – доверие к миру и стремление к творчеству – утеряны, скорее всего, безвозвратно. Со временем ребенок привыкнет к новым правилам и порядкам, начнет смеяться и улыбаться, но нанесенная ему травма не излечится уже никогда. Прежней безмятежности, уверенности в себе и доверия к миру ребенок не вернет.

Справедливости ради, стоит заметить, что есть и четвертый вариант развития событий. Вариант, в котором родители не принуждением, а кропотливой и долгой работой над ошибками, нередко в тесном сотрудничестве с опытным психологом, смогут все-таки вырастить из своего ребенка ответственного, чуткого и верного соратника, полноценного члена общества и самодостаточного индивидуума. Но это будет очень долгий и трудный путь, куда более тяжелый, чем традиционное воспитание. Всегда проще начинать с самого начала, чем исправлять допущенные ошибки, и воспитание ребенка – не исключение.

Дитя – равный

Согласно «японской методике воспитания», к пятнадцати годам воспитание ребенка считается оконченным. Он получил все необходимые навыки, развился в полноценную личность, способную принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки, и теперь ему остается лишь получать образование и набираться жизненного опыта.

Комментарии психолога

Выше мы рассмотрели варианты развития событий и, как следствие, пути развития личности ребенка. Итак, каким же будет ребенок, выращенный при помощи «японской методики воспитания»?

• Ребенок – «победитель», который отстоял свое право на вседозволенность. Конечно, за эти годы ему пришлось смириться с некоторыми требованиями социума и принять некоторые правила поведения, но стремление к вседозволенности осталось. Понятие «плохой поступок» для него осталось размытым. Плохой поступок может быть совершен по отношению к нему. Но он сам такого совершить не может. Любой его поступок – априори хороший, даже если все, абсолютно все кроме него самого, считают иначе. Отношение к родителям – потребительское: они должны. Должны все – обеспечивать потребности, покупать вещи, давать карманные деньги, улаживать конфликты. Он родителям не должен ничего.

• Ребенок – «воитель», который не смог переломить решимости родителей, но и сам не сдался. Наиболее противоречивый тип развития личности. Он может вырасти озлобленным хулиганом, а может попасть под влияние постороннего, но значимого для него взрослого и стать практически кем угодно. Такой ребенок часто ищет замену своим родителям в посторонних людях. Агрессия, ожидание враждебности от незнакомцев, недоверие к миру останется с ним навсегда. Но эти черты могут быть скомпенсированы воспитанием и обращены на пользу и самому ребенку, и обществу. Однако, это будет заслугой не родителей, а значимого стороннего взрослого. Отношения с родителями у такого ребенка будут напряженными, полными конфликтов и взаимных обид. По существу, каким бы ребенок - «воитель» ни вырос, для родителей он потерян.

• Ребенок – «побежденный». Он принял правила игры и утерял себя. Он покорен и боится агрессии. Он уступает любому напористому и уверенному в себе человеку. Он не имеет четкой цели в жизни, ему все равно, куда идти после школы, где учиться, кем работать. По отношению к родителям часто испытывает страх и чувство вины. Нередко – своеобразную любовь-страх и любовь-вину. Личную жизнь строить не спешит. Нередко остается с родителями до преклонного возраста, не пытаясь обрести самостоятельность.

Как мы видим, «японская методика воспитания» не оправдывает тех жертв, которые приносят родители во имя воспитания своего ребенка, не оправдывает возлагаемых на неё надежд, и приносит прямой вред как ребенку, так и семье в целом. Это неудачная концепция, придуманная не имеющими ни психологического образования, ни достаточного опыта в воспитании детей людьми.