Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Мифы и реальность «японской методики воспитания»

Время от времени во дворе или в детском саду, в магазине или в общественном транспорте можно встретить ребенка, который ведет себя не так, как все. Дети эти любознательны и активны, но чрезвычайно прямолинейны и бесцеремонны. Они не соблюдают правил вежливости, не делают различий между своими вещами и чужими, ведут себя шумно и своевольно, не реагируя на попытки окружающих взрослых их урезонить.


Если же с просьбой урезонить ребенка Вы обратитесь к его родителям, то услышите в ответ «ребенок воспитывается по японской методике, и до пяти лет ничего запрещать ему нельзя».

Когда вы попробуете навести справки о «японской методике воспитания» ребенка, то узнаете, что основной её принцип кроется в словах «до пяти лет ребенок - царь, после пяти лет - раб, после пятнадцати - равный». Суть этого высказывания заключается в том, что ребенку до пяти лет противопоказаны любые запреты и ограничения, между пятью и пятнадцатью годами ребенка достаточно строго, вплоть до жестких методов, приучают к дисциплине, а после пятнадцати он считается полностью сформировавшейся личностью и полноценным, равноправным, взрослым человеком.

Утверждается, что при таком подходе к воспитанию ребенок, с одной стороны, сможет полностью реализовать свой творческий потенциал, так как в ключевой для его развития период ограничения, накладываемые взрослыми, не препятствуют детскому развитию; с другой же - вырастет человеком ответственным и дисциплинированным, так как десять лет подряд его будут жестко муштровать.

Что же это за «японская методика воспитания»? Действительно ли она ведет свое происхождение из Японии? Какую пользу она принесет ребенку, и стоит ли эта польза того, чтобы пять лет подряд родители приносили свои интересы в жертву капризам своего малыша?

Как ни странно, сами японцы ни о какой «японской методике воспитания» не знают. Их общество исторически сложилось так, что основной принцип «японской методики» - «до пяти лет - царь, до пятнадцати - раб, после пятнадцати - равный» невозможен. 

В стране, которую веками раздирали войны, в стране, большая часть которой является сейсмоопасным районом, в стране, где цунами - не страшная сказка, а периодически случающееся стихийное бедствие, бесконтрольный ребенок обречен на смерть. Если добавить к этому, что традиционно японские семьи были многодетными, и матери приходилось следить сразу за несколькими детьми, становится очевидно, что дети в японской культуре не могли расти в условиях вседозволенности. 

Сомнения вызывает и утверждение, что ребенок после пятнадцатилетия становится «равным». В стране с жесткими патриархальными традициями панибратство и равенство между подростком и старшим поколением невозможно, недопустимо и возмутительно.

К тому же, никаких жестких переходов от одного стиля воспитания к другому в японской культуре нет. С самого раннего возраста и до полного возмужания и родители, и общество воспитывают в ребенке чувство ответственности и дисциплинированность. Делается это иными, чем в европейских культурах, методами, но ни вседозволенности, ни жестокости в воспитании японцы себе не позволяют. 

Так откуда же, если не из Японии, появилась «японская методика воспитания»? Как ни странно, зародилась эта система в... России, в шестидесятых годах двадцатого века. На заре своего существования она называлась «кавказская система воспитания». Считалось, что именно так воспитывают будущих джигитов. Правда, срок окончания «рабства» сокращался с 15 до 12-летнего возраста.

В девяностых годах двадцатого века началось активное взаимопроникновение российской и кавказской культур. И «кавказская система воспитания» неожиданно сменила «гражданство», став «японской методикой», но сохранив свои основные принципы.

Что же... происхождение методики, конечно, оказалось мифом. Но название, как известно, на эффективность не влияет. И не важно, в Японии или в горах Кавказа зародилась система воспитания, если она дает хорошие результаты. А вот дает ли? Действительно, каковы на самом деле результаты воспитания ребенка в позиции «царь-раб-равный»?

Дитя - царь.

Методика утверждает:

Первые пять лет жизни «японская методика» постулирует отказ от каких-либо запретов и ограничений. Ребенок не должен сдерживаться запретами. Базовое доверие к миру и творческие способности должны формироваться без постороннего вмешательства, так, как велит природа, а не так, как навязывают взрослые. Формируется базовое доверие к миру как к дружественному месту, уверенность в себе, безмятежность.

Комментарии психолога.

В первые годы жизни у ребенка формируется так называемая «картина мира», то есть совокупность представлений о мире, составленная ребенком на основе набранного им жизненного опыта. Ребенок должен проделать очень важную работу - систематизировать все свои знания об этом мире, чтобы понять, что из себя этот мир представляет, каковы его особенности и закономерности, чему можно доверять, а чего опасаться. Где находится в этом мире его, ребенка, место, каковы границы того, что ребенок может себе позволить. Формируется отношение к миру, к окружающим людям.

Казалось бы, с этой точки зрения ситуация как раз развивается очень удачно для ребенка: мир - доброжелательное место, где ничего ему не угрожает и где он может все. Но посмотрим с другой точки зрения. У ребенка формируется картина мира. Базовая картина мира, которая будет лежать в основе всех последующих взаимоотношений с миром. И эта, базовая, ключевая картина мира формируется искаженной.

Не заложено представление о рамках дозволенного. Не заложено представление о разрешенном и запретном. Не заложены основы уважения к старшим, представление об авторитете взрослого человека, в том числе - о родительском авторитете. Не заложены навыки взаимодействия с другими людьми как с полноценными и равноценными. Не заложено представление о возможной опасности, угрозе, он не готов к столкновению с агрессией со стороны другого человека. То есть, ребенок, которому в скором времени нужно будет идти в школу, где он окажется погруженным в социум и оторванным от родителей, не имеет адекватного представления о мире, в котором ему придется жить и действовать. 

Вместо социально приспособленного, предприимчивого и жизненно активного, творчески одаренного и легко адаптирующегося лидера мы получаем избалованного ребенка, не признающего запретов и не умеющего договариваться со сверстниками.

О следующих периодах воспитания по «японской методике»  и их влиянии на личность ребенка мы расскажем в следующей статье.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
173
Iron Butterfly
Вспомнилось. На вокзале в провинциальном городе,уже поздний вечер,многие люди дремят,ожидая ночного поезда. Вопли,писки,ор,лазанье чуть не по-головам малолетнего сорванца и совершенно безучастная мамаша. На резонные доводы соседей последить за своим ребенком-та,так же ответила словами о японской методике. На что одна бабулька ей сказала,тогда п..здуй со своим пацаном в Японию,не хрен тебе здесь делать)))
СсылкаПожаловаться
Настроение
В ответ на комментарий от Iron Butterfly
Iron Butterfly
Вспомнилось. На вокзале в провинциальном городе,уже поздний вечер,многие люди дремят,ожидая ночного поезда. Вопли,писки,ор,лазанье чуть не по-головам малолетнего сорванца и совершенно безучастная мамаша. На резонные доводы соседей последить за своим ребенком-та,так же ответила словами о японской методике. На что одна бабулька ей сказала,тогда п..здуй со своим пацаном в Японию,не хрен тебе здесь делать)))
СсылкаПожаловаться
позитивно)))
СсылкаПожаловаться
Кузя
В ответ на комментарий от Iron Butterfly
Iron Butterfly
Вспомнилось. На вокзале в провинциальном городе,уже поздний вечер,многие люди дремят,ожидая ночного поезда. Вопли,писки,ор,лазанье чуть не по-головам малолетнего сорванца и совершенно безучастная мамаша. На резонные доводы соседей последить за своим ребенком-та,так же ответила словами о японской методике. На что одна бабулька ей сказала,тогда п..здуй со своим пацаном в Японию,не хрен тебе здесь делать)))
СсылкаПожаловаться
+++++++++++++++++
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Просто АнониМ 69Кол по истории
после долгих мытарств и переписки со службой техподдержки сайта, зашла я в электронный дневник дочери, 7 класс
кроме пятерок и иногда четверок по любимым предметам я там увидела:
1) единицу по истории;
2) две двойки по технологии;
3)тройку по биологии.
из всего перечня я знала только про биологию.
про технологию мне сказали, что это учитель сошла с ума, а про историю, что это долг
время до конца ноября на исправление есть
но стоит ли что-то делать с технологией? вязать и вышивать никто не будет, учителю, видимо, это надоело, еду для фотографий я готовлю)))
с биологией (и географией)все грустно, там антипатия к учителю, а для моей это главный стимул к учебе((((
228
АнонимСемья у папы
Сразу предупреждаю, что отвечать не буду, т.к. не хочу чтобы узнали.
Если кто узнает, просьба не называть имя!

У папы моего ребенка есть еще дети, про которых ребенок не знает, и старше и младше есть. Так вышло, у меня в связи с этим никаких проблем нет. Нашему ребенку 14 лет.

Стали бы вы сообщать о сестрах/братьях? Если да, то в каких выражениях?
Вероятность того, что ребенок узнает из сторонних источников маленькая.
195
аКак на мне заработали деньги поликлиники по ОМС
Решила я тут недавно развлечься и заказала себе Сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости на портале Госуслуг.Увы,период ограничен тремя годами.Так вот,оказывается,я и диспансеризацию проходила,и зубы лечила.И ОМС за меня деньги платило.А меня там не было и близко.Позвонила в поликлинику,обрисовала историю.Обещали найти мою карту и рассказать о результатах,и даже позвонить.Прям интересно,как там мое здоровье)))
151
Мама пилорамаДомашка, нервы.
Сыну 13. Учится в 7 классе. Учится средне. Но у нас домашка стала семейной проблемой. Готовит уроки до часу ночи! В течении вечера отвлекается,. Один глаз в телефоне , другой в учебнике.
Постоянно что-то забывает , может в 12 часов огорошить меня тем, что ему нужно написать сочинение или проект.
Очень несобранный, ленивый. Ругаю-обижается, не ругаю-ничего не делает.
За него учиться я не могу, уже готова рукой махнуть.! Но ему же нужно учиться, здоровье слабое, физически работать не сможет. Сегодня несколько раз просила сесть за домашку, закрылся в комнате, зашла а он смотрит ролики о видеоиграх!
Надавила подзатыльников в сердцах , обиделся и лег спать. За уроки так и не сел. На сегодня я плюнула. Пусть не делает, идёт не подготовленный к урокам.
Жду советов, упреков, летящих тапочек и слов поддержки :(((
141
БаловАННАяКак взбодриться с утра)
Есть у нас такая опция в области - почетный диплом губернатора мамкам, родившим (усыновившим) и воспитавшим четырех и более детей. Причем не всем подряд, а только 50 мам в год на всю область, критерии отбора весьма справедливые, на мой взгляд. Семья должна показать не только количество деток, но и их достижения (учёба, спорт, музыка, искусство), в том числе достижения самой мамы, положительная характеристика семьи по месту жительства и пр.
Ну, раз уж так случилось, что количества детей у меня хватает, положительно характеризуюсь
, портфолио у старших мальчишек толстенное, почему не попробовать? Пошла я, кароч, на приём сегодня, узнать нюансы и детали. И параллельно узнала что в этом году, например,  получает диплом мамочка (одна из пятидесяти) у которой 12 (!) детей (все родные), и у каждого портфолио толще моих))) Тут и спортивные грамоты, и музыкальная школа с победами на различных конкурсах, отличная учёба.
Слушайте, я в немом восторге!) Как? Как этим чудо-женщинам удаётся так жить, так организоваться, направить, проконтролировать, всех скоординировать, привезти, увезти, накормить, сделать уроки? На фоне таких мам сразу становиться стыдно ныть, лениться, сдаваться. Я, в общем, хорошо взбодрилась так))) Расширила горизонты и пошла их достигать.
А вам приходилось в живую встречаться с такими семьями, где деток много и все они "доведены до ума"? Как их мамы так умеют?)
114
Листочек яГде вы встретили мужа при наличии ребенка?
Здравствуйте!
Тема поговорить и отвлечься.
Расскажите позитивные (да необязательно, любые) истории, где удалось с ребёнком выйти снова замуж и получилась счастливая семья. Где и как познакомились, как познакомили с ребёнком, сколько ребёнку было...
P.S. пока не верю в счастливое продолжение... и отношений прямо сейчас не хочу. но хоть отвлекусь)
112
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru