Сложно одновременно учить ребенка и работать из дома
Сегодня многие из нас оказались в ситуации вынужденного домашнего обучения. И это не те люди, которые сознательно выбрали семейное образование и понимают, зачем это нужно и как его организовывать. Большинство родителей не только не хотят, но и физически не могут выполнять роль посредника между школой и ребенком. Хотя бы потому, что у них самих есть работа, которая требует внимания и отдачи.
Эти эмоции и проблемы понятны, но факт остается фактом — у нас есть необходимость стихийно возглавить образовательный процесс в отдельно взятой квартире. Давайте попробуем сделать это с наибольшей пользой для всех участников.
Иногда от родителей требуется только хороший интернет
Если школа смогла организовать нормальное дистанционное образование, то можно сказать, что вам повезло. Сейчас такие школы есть: они снабжают ученика домашними заданиями разного формата и содержания, у них грамотно выстроена коммуникация между детьми и преподавателями. Дети слушают лекции, делают задания и при этом не тратят время на какие-то дисциплинарные моменты, которые всегда есть на очном обучении.
В этом случае от родителей требуется минимальная поддержка: помочь ребенку организацией режима дня (вовремя кормить и следить за ночными бдениями) и обеспечить его интернетом. Такая история больше характерна для средних и старших классов, когда ребята сами заинтересованы в результатах обучения, во-первых, а во-вторых, неплохо переносят длительную статичную нагрузку за компьютером.
С начальной школой все сложнее
Далеко не все младшеклассники имеют опыт работы с учителем вне прямого контакта. Им сложно поддерживать необходимый уровень концентрации и вовлеченности в режиме онлайн-конференции или, что еще хуже, вебинара. Много отвлекающих факторов, которые сказываются на усвоении информации.
Ученик младшей школы чисто физически не может находиться в статичной позе долго время. На уроке ребенок смотрит по сторонам, двигается, выходит к доске, пишет или читает, постоянно переводит взгляд с одной точки на другую.
На дистанционке он вынужден постоянно смотреть на экран компьютера, что заставляет его фактически быть приклеенным к стулу. Конечно, истощение наступает гораздо быстрее.
Посмотрите, как работать из дома, если дети сидят у вас на голове:
С одной стороны, дистанционные уроки короче. С другой, вопросы мотивации и режимные моменты становятся еще острее. Одним словом, родителю никак не уйти здесь от роли координатора между ребенком и школой. Даже чисто технически — зайти в систему, ввести пароли, сфотографировать работы, отправить вопросы — родитель привязан к процессу обучения.
Получается, что он не учит ребенка, не проводит с ним время качественно, а обеспечивает процессы подобно ассистенту (а после еще и учит порой).
В массовой школе ситуация с дистанционным образованием довольно сумбурная: какие-то моменты организованы нормально, какие-то — пока нет. Где-то детям присылают задания и дают время на их выполнение, где-то строго требуют присутствия на онлайн-уроках и ставят двойки за не присланные в срок работы. В этой точке и рождается паника, потому что родителям совершенно непонятно, как организовать учебный процесс и как совмещать его со своей работой.
Главное — не забыть старое, новое выучите потом
В школе в среднем дети проводят по шесть часов, при этом отнюдь не все это время они именно учатся: решают задачи, пишут тексты, слушают объяснения учителя. На уроках дети могут «отключаться», то есть, присутствовать там чисто формально, могут обсуждать темы, которые не относятся непосредственно к предмету, плюс перемены и уроки типа физкультуры и технологии, где ученики занимаются важной, но не интеллектуальной работой.
В сухом остатке мы едва ли наберем пару часов интенсивной учебы в день. Я предлагаю ориентироваться именно на эту цифру и не заставлять ребенка заниматься дома по шесть-восемь часов в день.
В период вынужденного домашнего обучения любые сверхзадачи и имитация бурной учебной деятельности противопоказаны. Достаточно держать школьника в интеллектуальном тонусе.
Ваша задача — постараться не забыть старое, а не выучить множество новых тем. Да, конечно, есть план и есть аттестации. Но вспомним о том, что до мая школьники уже в основном заканчивают учиться, а летом родители шлифуют те навыки, которые освоил ребенок в текущем учебном году.
Вы можете договариваться со школой о форме обучения
Что делать, если школа создает чрезмерный ажиотаж вокруг учебы, привязывая ребенка к компьютеру и заваливая вас тоннами инструкций? Наверное, этот совет воспримут не многие, но у каждого родителя есть право временно перевести ребенка на заочное или очно-заочное обучение.
При такой форме обучения вы сами согласовываете с каждым учителем то, в какой форме ребенок будет аттестован за год и какие работы ему необходимо будет выполнить, при этом ряд предметов можно оставить в сетке и присутствовать на них онлайн.
Думаю, у школы могут возникнуть проблемы финансового характера с переводом на эту форму в третьем триместре. Но вы можете предлагать учителям подобные формы взаимодействия и находясь на очной форме. Все сейчас учатся наиболее эффективному общению в новых условиях. В конце концов, ребенок может «отсутствовать» в школе по заявлению родителей с последующей сдачей контрольных и аттестационных работ.
Режим — наше все
Основная задача родителя сейчас — структурировать день и четко понимать, что время самостоятельной работы ребенка ограничено. То есть школьник при всем желании не сможет заниматься учебой целый день, пока родитель работает. Но какое-то время у вас точно будет, особенно если заранее подготовиться.
Посвятите этому один вечер или полночи, сделайте учебный план по задачам на неделю для ребенка, распишите режим дня по пунктам.
Лучше, если вся семья на период карантина будет придерживаться единого режима, где будет прописано и время подъема, и приемы пищи, и обязательная прогулка в течение дня, и тихий час. Режим снимает тревогу, дает ощущение ритма и предсказуемости.
Учебный план на неделю в виде таблицы лучше распечатать и повесить на холодильник, стену или положить на стол. Так ребенок будет видеть свою норму работы в день, сможет сам распределять свое время.
Не забываем о чек-листах. В них ребенок должен отмечать плюсами выполненные задачи (например, позанимался на тренажере устного счета или почитал книгу).
Конечно, выполнение нормы можно и нужно подкреплять бонусами. Для некоторых детей таблицы не очень работают. Тогда я советую рассмотреть вариант с рабочим альбомом или тетрадью. Вы берете одну толстую тетрадь и на каждый день вклеиваете прямо в нее задания по всем предметам (как правило, это математика и русский).
В отличие от компьютера, рабочая тетрадь с заданиями всегда под рукой, ребенок может проснуться и начать работать по ней, не дожидаясь ваших указаний. А онлайн-тренажеры используем как палочку-выручалочку.
Читайте также:
Смотрите наши видео