Считайте всегда и везде
Родители знают: чтобы ребенок заговорил, нужно с ним разговаривать, показывать и называть предметы. Так же и с цифрами. Начинать лучше со сложения (вспомните, как намучилась Мальвина, пытаясь объяснить Буратино вычитание).
На кухне можно сосчитать все зубчики на вилке или даже дырочки в дуршлаге. Здесь же, не отходя от плиты и холодильника, можно заниматься с ребенком арифметикой. Тренировать навык счета удобно на хлебных палочках, сушках, дольках мандарина. А еще можно испечь домашнее печенье в виде цифр.
Увлекательнее всего вместе с ребенком считать что-нибудь на улице. Причем отталкиваться нужно от интересов ребенка. Например, мы с сыном считали, сколько машин стоит во дворе нашего дома. А еще любили искать «спрятанные» на улице цифры. Так мы даже собрали небольшую фотоколлекцию «Цифры в окружающем мире».
Занимайтесь спортом
Делая вместе с ребенком зарядку, можно и приучить его к спорту, и научить считать. Дети старше трех лет могут отбивать от пола или от стены мячик. С теми, кто постарше, можно тренировать выносливость: отжаться 20 раз или провисеть, подняв ноги «уголком», считая до 50.
Моя первоклассница Маша почти каждый день прыгает на скакалке: у нее цель – допрыгать до тысячи. Не за один раз, конечно же, в несколько подходов. Вчера она остановилась на 369.
Придумывайте ассоциации
«Два на лебедя похожа: // Шейка есть и хвостик тоже. // Лебедь может подсказать, // Как нам цифру два узнать». После такого стиха ребенок моментально запоминает «двойку-лебедя».
Можно вместе с ребенком придумать свои цифровые ассоциации. Ориентироваться лучше на внешнюю схожесть. Например, ноль может быть сушкой, бубликом, зеркалом, а единица – подъемным краном, стрелой, маяком или жирафом.
Образы очень упрощают запоминание цифр на письме. В четыре года моя Аня постоянно путала 6 и 9, пока мы не придумали что 6 – «ручкой машет», а 9 – «пляшет» (представляли, как девятка скачет на одной ноге).
Имейте в виду, детские ассоциации могут быть очень неожиданными. Помню, как удивил меня ответ старшей дочери на вопрос, какая цифра ей больше всего нравится. Я предполагала, что она скажет «один», потому что хочет быть первой, или «пять», потому что это лучшая оценка. Но Машенька ответила: «Восьмерка! На нее юбочку можно надеть!»
Смотрите мультфильмы
Сегодня есть множество обучающих мультфильмов, посвященных цифрам и счету, но все они, на мой взгляд, уступают одному – «Козленок, который считал до десяти».
Этот мультфильм, выпущенный еще в 1968 году студией «Союзмультфильм», был хитом у моих детей в возрасте от полутора до трех лет. И сын, и дочери смотрели его и хохотали. А после дети играли в «он и меня посчитал» сами – с игрушками-зверятами.
Отгадывайте загадки
Числа «участвуют» во многих загадках. Например, про ножницы: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик». Начав с простых, продолжить можно загадками на смекалку – они отлично поддержат интерес ребенка к цифрам.
Что станет больше, если его перевернуть вверх ногами (цифра 6)? В парке 8 скамеек, 3 из них покрасили, сколько скамеек стало в парке?
Играйте в подвижные и настольные игры
«Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать», «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура замри!» – так незаметно двухлетний ребенок не просто знакомится с цифрами, а запоминает их всерьез и надолго.
Можно поиграть с малышом в «Коллекционера»: лягте на диван и попросите ребенка найти и принести вам три красных предмета, четыре – круглых, пять – квадратных и так далее. Эта игра прекрасно подходит для уставшей мамы.
Отдельная история – настольные игры с фишками и кубиком. Сначала можно «ходить», считая вслух за малыша, потом – вместе с ним, управляя его рукой. Довольно быстро ребёнок освоится и станет полноправным игроком.
Оставляйте книги рядом с игрушками
Не держите все детские книги на полках. Часть из них оставьте на столе, рядом с коробкой с игрушками. Пусть ребенок берет книги в руки, листает их, рассматривает картинки, задает вопросы.
Например, моему сыну не давали покоя кулинарные книги, которые постоянно лежали у меня на столе. Сначала Петя рассматривал фотографии блюд, а потом обнаружил кое-что поинтереснее – номера страниц, и начал спрашивать: «А это какая страница? А это?». Остановиться он не мог – мир больших чисел его пленил. Несмотря на то, что Пете было около трех лет, мы объяснили ему, что такое десятки, сотни, тысячи.