На прошлой неделе в Комитете по образованию и науке предложили избавить школьников от заданий на дом. Мы провели опрос среди родителей и обнаружили, что мнения по поводу этой инициативы разделились. 35% опрошенных пользователей «Детей Mail.Ru» считают, что домашние задания в школах нужны, 31% — что не нужны, и еще 34% убеждены, что домашка нужна, но не по всем предметам.
Мы узнали у экспертов, что думают по поводу отмены домашних заданий они.
«Мои ученики делают домашку на добровольной основе»
Вадим Муранов, учитель физики школы No17 Ногинска, призер конкурса «Учитель года»
В этом предложении есть здравый смысл. Я сам детям задаю домашние задания на добровольной основе. Кого-то это может и удивить, ведь раньше нам твердили: домашние задания помогают развить усидчивость и прочее. Но это всё принципы достаточно жесткой советской школы.
В современных условиях ребенок должен развиваться не только в стенах школы, но и на улице, в секциях, кружках. Иначе ребенок будет постоянно перегружен.
Вся соль в том, что в начальной школе все задания в основном ложатся на плечи родителей. Далее следует жесткий контроль, интерес у ребенка пропадает, в семье появляется напряжение. Если и задавать ребенку задания на дом — то только те, которые посильны и интересны ученику.
Мы с коллегами за те годы, что уроков на дом не задаем, пришли к выводу, что качество запоминания материала с домашними заданиями не связано. Те, кто заинтересован в предмете, в любом случае решат задачи и прочитают параграфы.
«Все обучение нельзя впихнуть в урок»
Евгений Ямбург, заслуженный учитель, доктор педагогических наук, член корреспондент РАО
Существует проблема дозировки нагрузки при выполнении домашних заданий. Ее сейчас решают профессионалы с помощью различных методик. Так, домашние задания постепенно модернизируют и все большую популярность обретает проектная деятельность, когда школьники выполняют определенную задачу, а не просто решают задачки. В этом случае им нужно сделать гораздо больше нестандартных ходов, чем при выполнении обычных домашних заданий.
Однако некоторые вещи обязательны – например, домашнее чтение, тренировка счета. Таблицу умножения придется в любом случае выучить. Можно, конечно, отказаться от этого, но нужно понимать — без определенного усилия ничего и никогда познано не будет.
Смысл домашней работы в том, что таким образом развиваются самостоятельность и навыки интеллектуальной работы. Все обучение нельзя впихнуть в урок.
«Домашние задания не развивают самостоятельность»
Дима Зицер, учитель, директор института неформального образования INO
На мой взгляд, домашние задания не нужны вовсе. Я считаю, что школа не должна касаться личной жизни человека.
Сторонники домашних заданий утверждают, что их выполнение помогает развитию самостоятельности и интеллектуальной деятельности. На самом деле все ровно наоборот.
Если взрослый человек расписывает мое время по часам, говорит, что и как мне делать, потом контролирует выполнение (а если что – ругает), то о какой самостоятельности речь? Как это поможет самоорганизоваться? Развитие самостоятельности происходит, если дети вольны в своих действиях.
Взрослые не просят кого-то расписать их личное время после работы и указывать, что им делать — почему это нужно делать для детей?
Выполнение домашних заданий забирает личное время у детей, мешает им общаться с близкими людьми, родителями, у которых и так мало времени после работы. Мешает, в конце концов, понять, что им на самом деле интересно.
Единственное, что мне не нравится в этой инициативе — то, что подобные идеи хаотичны. То задумают оценки отменить, то отменить домашние задания, а надо думать о том, как менять систему образования комплексно.
«Домашние задания не должны быть обязаловкой»
Владимир Овчинников, учитель, директор и основатель лицея "Вторая школа"
Домашние задания не должны быть обязаловкой. Решение принимает учитель: пусть задает, если считает нужным.
Преподаватели все разные. Один может следовать классической форме образования — и при этом дети будут за ним ходить хвостом. Другой будет делать все не так, как требует министерство — и это тоже может нравиться детям. Один учитель с ума сходит, придумывая как заставить детей делать домашнюю работу. А у другого они сами спрашивают, что бы еще почитать.
На мой взгляд, домашние задания полезны тогда, когда они интересны, когда ребенку самому хочется разобраться, когда они талантливо поданы учителем.
На самом деле проблема с нашим образованием глобальнее: в стране очень мало квалифицированных, любящих свое дело специалистов. Отсюда и нежелание детей делать уроки. Это усугубляют и родители, превращающие уроки в наказание: так быть не должно. Гораздо полезнее просто поговорить с ребенком: спросить о том, что интересного и нового он узнал сегодня, во что играл, с кем общался, что ему рассказали.
Домашние задания не должны делаться для галочки, из-за них не должна учиняться расправа, из-за них нельзя лишать прогулки. Ничего хорошего такими методами не добиться.
Читайте также: Как учатся в деревенской школе в сибирской глубинке.