Когда обсуждают травлю, говорят обычно о том, что происходит между детьми в школе. У жертв издевательств со стороны одноклассников повышен риск депрессии, тревожного расстройства и других тяжелых последствий для психики и здоровья в целом.
Но существует такая проблема, как семейная травля. Речь идет об отношениях между братьями и сестрами, и эти отношения порой далеки от идеала. Один ребенок может систематически изводить и унижать другого.
Часто об этих издевательствах не знает никто, кроме жертвы и преследователя, даже родители, которые, даже будучи в курсе, обычно предпочитают «не выносить сор из избы». И такая ситуация гораздо более трагична и неразрешима для жертвы, чем травля в школе.
Из школы можно уйти, а из семьи нет. Твой мучитель всегда рядом, он знает все твои слабости и уязвимые места, и от него не скрыться. Разве что вырасти.
Как отличить травлю от обычных детских конфликтов?
В статье на сайте The Huffington Post рассказывается история 27-летней Мелиссы, которая все свое детство думала только о том, как спастись от травли, с которой сталкивалась каждый день. Девочка жила с отцом, мачехой, сводными братьями и сводной сестрой. Те постоянно били ее, крали ее вещи, ломали и портили их и всячески издевались над ней. Например, сводная сестра могла налить воды в постель Мелиссы и сказать матери, что та описалась.
«Помню, что в десять лет я хотела покончить с собой, настолько я была несчастна, настолько безвыходной казалась мне моя жизнь», – вспоминает Мелисса. Единственной отдушиной, спасением и убежищем для девочки была как раз школа, куда она с радостью отправлялась. Труднее всего было пережить уикенд и каникулы.
«Я была абсолютна беспомощна. Папа постоянно был на работе, а мачехе было все равно. Посыл от родителей был такой: закаляйся, это жизнь. Но это была не жизнь. Есть разница между нормальными ссорами между братьями и сестрами и тем, через что пришлось пройти мне. Это продолжалось и продолжалось», – говорит Мелисса, у которой только один ребенок, и она не планирует рожать еще, во многом из-за той психологической травмы, которую она получила в детстве.
Специалисты обращают внимание на то, что грань между травлей и обычными конфликтами очень тонка. Но если кто-то из детей ведет себя по отношению к своему брату или сестре агрессивно, демонстрирует свою власть и превосходство, и такое поведение регулярно, то, скорее всего, речь идет именно о травле.
Исследования по этой теме показывают, что семейная травля – очень распространенное явление, несмотря на то, что о нем не принято говорить. Например, когда исследователи из Университета штата Небраска опросили около 400 молодых взрослых людей, оказалось, что среди них гораздо больше тех, кто страдал от травли дома, а не в школе. И последствия таких отношений для психики могут быть не менее тяжелыми, говорят данные исследований.
«Так сложилось, что семейная травля воспринимается как нечто нормальное, даже полезное. Некоторые считают, что отношения между братьями и сестрами, в основе которых — агрессия, издевательства, давление – учат детей выживать, бороться и прокачивать навыки разрешения конфликтов, — отметила специалист по семейным отношениям, профессор Нью-Хэмпширского университета Коринна Дженкинс Такер. — Но эти отношения — центральные в вашей жизни. Это одни из самых длительных отношений, которые у вас есть. И от них во многом зависит то, каким человеком вы выросли».
Что могут сделать родители?
Еще одна жертва семейной травли, 54-летняя Бет, говорит: самым ужасным и болезненным для нее в детстве было даже не поведение ее старшего брата, а чувство, что родители ее не только не защищают, а как будто разрешают брату так себя вести. «Мама всегда смотрела на все происходящее сквозь пальцы. Похоже, она считала, что это совершенно нормально, если брат бьет сестру, как будто все это происходило не с ее детьми», – вспоминает Бет.
В этом главное отличие травли, происходящей в семье, от буллинга в школе. В последнем случае высока вероятность, что в ситуацию вмешаются взрослые — учителя или родители. А когда все происходит дома, родители зачастую предпочитают закрывать на происходящее глаза и не вмешиваться, надеясь, что дети как-нибудь разберутся сами.
Но вмешаться все же необходимо, если вы интуитивно чувствуете, что происходит что-то неладное. Присмотритесь к отношениям между детьми, обратив внимание на три ключевых фактора, наличие которых сигнализирует о том, что это не просто ссоры: намеренность, повторяемость и демонстрация своей власти.
«При нормальных конфликтах между детьми, вспыхивающих время от времени, обычно хотя бы приблизительно соблюдается баланс – кто первый начал. Например, в 40% случаев это ребенок А, а в 60% случаев – ребенок В. А если речь идет о травле первого вторым, второй выступает в роли агрессора в большинстве случаев», – поясняет специалист по травле, психолог Кэрри Голдман.
Еще один «красный флажок» – причины конфликтов. Если дети ссорятся из-за игрушек, это одно дело, а если объектом насмешек и издевательств становятся личные качества одного из детей – совсем другое. И отнестись к этому нужно со всей серьезностью.
Разработайте план действий и установите для детей жесткие границы поведения. Не бойтесь обращаться за помощью к специалистам.
«Я абсолютно уверена, что единственный путь в этой ситуации – семейная психотерапия, включающая всех членов семьи, и она действительно работает, – говорит Голдман. – Иногда родители знают, что что-то не так, но надеются, что все как-нибудь рассосется само собой. Или отправляются на психологическую консультацию только с одним из детей. Но работать нужно со всей «экосистемой», сложившейся внутри семьи».