Вместо того чтобы вовремя сесть за учебники, ребенок отвлекается, подолгу не может начать, а в результате занимается допоздна. Эта ситуация повторяется весь год, но с приближением экзаменов превращается в настоящую проблему.
Сила действия равна силе противодействия – чем тягостнее для ребенка подготовка к экзаменам, тем активнее он этому сопротивляется.
И неудивительно: любому человеку свойственно откладывать неприятные дела (что мы и называем прокрастинацией). Избавиться от нее раз и навсегда невозможно, но родители в силах помочь ребенку свести проблему к минимуму.
Шаг первый. Понять и принять
Прокрастинация – это не про лень или безответственность, а прежде всего про неуверенность и страх. Риск неудачи зачастую пугает настолько, что дело не хочется даже начинать. В ситуации экзамена с его подчиненностью, стрессом и ограничениями негативные чувства усиливаются еще больше, вызывая у подростка естественную реакцию сопротивления.
В идеале вместо перебранки на тему «Сколько можно бездельничать!» родителям стоит найти десять минут и обсудить, что страшит ребенка в экзаменах больше всего и чего он на самом деле хочет. Неожиданно может выясниться, например, что сын боится не столько низкого балла на ЕГЭ, сколько реакции родителей.
Чтобы ребенок нашел в себе силы взяться за дело, порой достаточно успокоить его и объяснить, что с ним происходит.
«Сейчас ты откроешь учебники и сразу же почувствуешь протест, желание увильнуть. Это нормально, но можно действовать, даже когда тебе не хочется. Давай подумаем, какую твою проблему мы должны решить, чтобы сейчас ты смог сосредоточиться на подготовке к экзамену?»
Шаг второй. Создать комфортную обстановку
Исключить агрессивные методы
Любой прокрастинатор понимает, что поступает неправильно, и страдает от чувства вины, даже если не показывает этого. Ругать, наказывать, угрожать или взывать к совести тут бесполезно: жесткие приемы на прокрастинацию не действуют.
Запугать старшеклассника экзаменами с успехом удается и учителям, а от родителей требуется прямо противоположное: создать ему зону покоя, где можно восстановить силы – в том числе силу воли.
Находить плюсы
Если у вас нет цели окончательно деморализовать своего «лодыря», акцентируйте внимание на его плюсах, а не минусах. «Хорошо, что у тебя есть конспекты», «здорово, что ты понял эту тему», «молодец, что уже выучил пять билетов» (и неважно, что осталось еще двадцать).
Прежде чем указать ребенку на какой-то недочет, сначала отметьте его достижения.
Говоря об успехах и промахах, не используйте союзы а и но – только и. «Ты правильно решил примеры, и теперь стоит подумать над задачей, в ней есть ошибка».
Учитывать особенности ребенка
У каждого школьника свой темп и ритм занятий, так же как и ритуалы, помогающие в конце концов запустить рабочий процесс. Кому-то из детей для раскачки нужно побубнить и поругать школу, кому-то – уединиться в полной тишине. Последовательность этих событий очень важна, так что не бойтесь идти навстречу таким «капризам».
Шаг третий. Дать инструменты
Искать смысл и интерес
Мы часто затягиваем дела, которые считаем бессмысленными и скучными. Если экзамены вызывают у вашего ребенка похожие ощущения, придется вместе поискать причины, почему ему стоит хотя бы на время сосредоточиться на учебе. К примеру, с подростками хорошо работает идея вызова, «челленджа» – перспектива сразиться с самим собой вдохновляет лучше, чем 100 баллов на ЕГЭ.
Еще один вариант – попытаться пробудить интерес к занятиям, предложив ребенку новые способы работы. Например, составлять интеллект-карты, изображая основное содержание темы в виде рисунков. Заодно это поможет легче запоминать информацию.
Съесть слона по частям
Масштабная задача перестает пугать, если разделить ее на несколько этапов (не более семи) и двигаться небольшими шагами, распределяя силы. Обдумав последовательность действий и составив план на бумаге или в электронном приложении, мы сразу повышаем шансы сделать работу вовремя.
Если времени до экзамена остается мало, стоит начинать с тех разделов, которые ребенок знает хуже всего.
Метод помидора
Прием, названный в честь кухонного таймера-помидора, отлично примиряет с необходимостью браться за дела. Суть в том, чтобы максимально сосредоточенно работать короткими интервалами (но не меньше 23 минут) с 5-минутными паузами, а после каждого 4-го «помидора» устраивать перерыв на полчаса.
Принципиально, чтобы в активной фазе ребенок ни на что не отвлекался. Все гаджеты лучше заранее отключить, а домашних попросить не беспокоить. Зато в паузу можно и нужно поощрить себя чем-нибудь приятным: скажем, заглянуть в мессенджер или выпить чаю. А еще лучше – дополнить все это порцией родительского одобрения и поддержки.
Фото на обложке: Freepik
Читайте также: