Боли нет, смерти нет
Детская жестокость, свойственная все большему и большему количеству детей и подростков, пугает взрослых – особенно тех, кто в подобной ситуации обязательно бросился бы на помощь или начал утешать.
Жестокость - признак слабости. Тот, кто применяет жестокость, своей цели другим путем. У него нет на это сил или ума.
Те, кто этого бы не сделал, сами транслируют своим детям равнодушие, причем с ранних лет: когда, например, ребенок расспрашивает про мерзнущего на улице бомжа, отец может буркнуть: «Да он сам во всем виноват, не смотри туда», или когда дети хотят накормить бездомную собаку, мать запретит: «Нечего тут стаи разводить!» Ощущение собственной отделенности от чужих горестей и установка «все умрут, а я останусь» легко впитываются детьми – и если им самим не больно, не страшно, не холодно, то и чужую боль они понимать не хотят.
Нельзя тут не сказать и о компьютерных играх, где разрушенные и уничтоженные персонажи могут легко восстановиться – те дети, которые слишком много играют, начинают словно путать два мира, реальный и виртуальный, и, соответственно, им не кажется, что живые люди могут испытывать боль.
Спасибо, что живой
Вокруг нас происходит много трагедий и катастроф – но если некоторые выключают телевизор, не желая видеть страшные новости, то других словно тянет к телеэкрану. Глядя на страшные кадры, многие взрослые испытывают облегчение от того, что это произошло не с ними и не с их близкими. Дети, которые смотрят жуткие новости вместе с родителями, просто испытывают интерес к происходящему на экране – до подросткового возраста детям трудно понять, что смерть – навсегда. Впоследствии этот же интерес побуждает желание снимать на телефоны и планшеты разные неприятные и печальные события.
С раннего детства
Так как же научить ребенка сочувствовать окружающим? Способность к эмпатии, умение видеть и разделять чувства других людей впервые начинает проявляться у ребенка уже после года. Он может заметить, что мама чем-то расстроена, и начать утешать ее. Заметив это, родители должны начать развивать в ребенке сочувствие: во время игр сообщать, что одна из игрушек сильно ударилась, а вторая – замерзла и хочет есть, и предлагать пожалеть, покормить и согреть их. Жалеть можно не только игрушки, но и живых людей: например, расплакавшегося соседа по песочнице, или плохо себя чувствующую бабушку, возле которой не надо играть в шумные игры. И старайтесь принимать сочувствие ребенка, обнимать его, говорить, что для вас его слова и прикосновения важны, что вам стало легче – тогда он запомнит, что сочувствие действительно может помочь людям.
Понять чувства других
Детям интересно наблюдать за тем, что происходит в мире, им интересны другие люди – поэтому научить их понимать, что чувствует кто-то другой, не так уж сложно. Для начала можно показывать им лица с разным выражением – будь то герои мультфильмов или нарисованные вами портреты – и расспрашивать, что, по их мнению, чувствуют эти персонажи. Потом можно поинтересоваться, в какие моменты человек чувствует радость, а в какие – печаль или злость, и что могут сделать те, кто находится рядом. Маленькие дети охотно согласятся поддержать кого-то или порадоваться вместе с ним, потому что они пока что не умеют осуждать чужие поступки и чувства – этому их, спустя время, научат взрослые. А детям постарше можно попробовать напомнить о том моменте в их жизни, когда им самим было грустно, страшно или обидно, и сказать, что человек рядом переживает те же чувства и нуждается в помощи, а не в том, чтобы его слезы и страх снимали на мобильный телефон.