НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Детское телевидение: как это было в СССР

9 ноября 2018
В Советском Союзе система детского телевещания была создана достаточно рано и отличалась высоким качеством. Датой ее рождения называют 18 января 1963 года, когда была создана Главная редакция программ для детей Центрального телевидения. Вспоминаем о том, каких программ ждали как праздника наши родители.
Источник: Migration

«Спокойной ночи, малыши!»: «Спят усталые игрушки, книжки спят»

«Спокойной ночи, малыши!» или «Спокушки», как ласково называли их в народе, стали подарком советским школьникам на 1 сентября 1964 года. У истоков программы стояли такие талантливые детские авторы как Александр Курляндский, Эдуард Успенский и Роман Сеф. Мало кто помнит, но первые кукольные персонажи были совсем другими, чем те, к которым мы привыкли: заяц Тепа, куклы Мямлик и Шустрик, Буратино. Знаменитый поросенок Хрюша, пес Филя, ворона Каркуша, заяц Степашка и другие появились позже, а озвучивали их актеры театра Сергея Образцова.

Сюжет ежевечерней передачи изначально прост: в основе – поучительная история, которую обсуждают человек-ведущий и кукольные «актеры». Затем – мультфильм по теме программы и знаменитая колыбельная «Спят усталые игрушки». Но почему-то именно эта программа продолжает интересовать все новые и новые поколения зрителей.

Ведущих «Спокушек» вся страна знала по именам: в разные годы сами популярными из них были тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин), тети Тани (Татьяна Судец и Татьяна Веденеева), и тетя Лина (Ангелина Вовк).

«В гостях у сказки»: «Приходите в гости к нам поскорее, там, где зеленый дуб на берегу».

С 1976 года каждый выпуск «В гостях у сказки» становился для советских детей одним из самых ярких событий недели. И неважно, что эта передача постоянно «переезжала» в сетке вещания - выходила она и по субботам с повтором на следующей неделе, и по пятницам с повтором по будням, и по воскресеньям. Приветствия «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые» с замиранием сердца ждали и пионеры, и пенсионеры.

Бессменной ведущей программы долгие годы была все та же «тетя Валя» – Валентина Леонтьева. Программа начиналась с ее беседы со зрителями, а дальше шел захватывающий фильм-сказка. Отбор кинолент был очень тщательным: здесь нередко демонстрировали лучшие детские фильмы союзных республик; постановки режиссеров Александра Роу и Александра Птушко, часто можно было увидеть новинки, премьерный показ которых происходил прямо в эфире.

После фильма ведущая задавала свой «сказочный» вопрос, а затем устраивала демонстрацию рисунков и поделок, которые присылали в редакцию дети.

«Будильник»: «Прекрасно, если вам с утра воскликнуть хочется – «Ура!»

Еще полчаса гарантированного счастья и заряда позитива ожидало самую молодую аудиторию по воскресеньям – с 9.30 до 10.00 утра. Именно в это время с 1965 по 1998 год в эфир выходил знаменитый «Будильник». Сначала популярная программа задумывалась как универсальная – для детей всех возрастов. Однако впоследствии – из-за изобилия детских передач – ее стали позиционировать как «пионерскую».

Вообще «Будильник» постоянно подвергался цензуре: это касалась и смен заставок, и смены ведущих – от Надежды Румянцевой до Валентины Леонтьевой и Светланы Жильцовой, и приглашенных актеров – от Евгения Леонова до Ирины Муравьевой и Александра Абдулова. Но главное оставалось неизменным – бодрое, веселое и оптимистичное наполнение передачи. Театральные постановки, мини-спектакли, выступления детских коллективов и знаменитое «мультлото». Свои идеи сценаристы черпали из стихотворений детских поэтов – Самуила Маршака, Сергея Михалкова и Агнии Барто.

Об этом мало кто знает, но именно в «Будильнике» впервые появилась на телевидении юная Алла Пугачева. Ей было тогда 18 лет.

«АБВГДейка, АБВГДейка — это учеба и игра»

Эдуард Успенский разработал концепцию еще одной обожаемой в СССР программы. «АБВГДейка» была научно-познавательной передачей для дошколят, однако смотрели ее все от мала до велика. Может, феномен такого успеха – в игровой форме обучения, что стало для советского зрителя настоящим открытием? А может, зрителей как магнитом притягивали яркие, бесшабашные клоуны, постигавшие вместе с ними алфавит и правописание?

К созданию «АБВГДейки» в разные годы была привлечена целая плеяда знаменитых артистов: и Александр Филиппенко, и Семен Фарада, и Татьяна Непомнящая и другие. Однако суперпопулярную программу закрыли в 1977 году. По одной из версии, партийное руководство не смогло простить постановщикам тот факт, что «АБВГДейка» по формату оказалась близка к американской «Улице Сезам» – хотя роль кукол в нашей версии и исполняли клоуны. Так или иначе, но вернулась передача в эфир лишь на следующий год, и в роли учеников «АБВГДейки» отныне выступали артисты цирка – знаменитые клоуны Клёпа, Юра, Ириска и Левушкин.

В 2000 году появилась современная версия этой передачи. Посмотреть ее можно здесь:

А что еще?

Помимо детских телевизионных программ, в СССР был развит жанр киножурнала для самых маленьких. Обычно такие ленты крутили в кинотеатре перед «основной» картиной, и были они совсем непродолжительными. Так, научно-популярный киножурнал «Хочу все знать» за 10 минут доступно и увлекательно рассказывал детям о загадках окружающего мира, научных и технических открытиях.

Другой любимый зрителями детский журнал – юмористический «Ералаш» – до 1991 года тоже показывали лишь в кинотеатрах.

Для детей постарше и подростков были свои программы – например, легендарные «А ну-ка, девушки!»

И – «До шестнадцати и старше».

«Марафон-15» стал детским аналогом программы Листьева-Любимова-Захарова «Взгляд».

Но где-то за всем этом разнообразием и злободневностью детские программы подрастеряли ту особую душевность и наивный взгляд на вещи, которые так очаровывали зрителя времен СССР, иначе почему на современных видеохостингах столь востребованы передачи для детей времен СССР?

Читайте также: Наше детство против современного – 5:0.