Сериал «Школа», вышедший на экраны несколько лет назад, показал, что свои воспитательные функции школа утратила. Теперь воспитывают исключительно в семье, что многократно подтверждают психологи - именно родители оказывают влияние на ребенка, а не его школьные учителя.
Школа перестала воспитывать. По данным исследований фонда «Общественное мнение», четыре из пятерых россиян считают, что воспитание - важнейшая составляющая школьного обучения. И почти столько же уверены в том, что современная школа эту функцию утратила.
Причины разные, и их очень много. Кто-то считает, что все дело в фактической гибели внеклассного образования - упразднении кружков, секций и прочих клубов по интересам. Другие утверждают, что учителя стали «бездушными машинами», заточенными под школьную программу и совершенно не интересующиеся «своими» детьми. Все сходятся в том, что нынешней средней школе не хватает былого чувства общего дела и понятной системы координат, в которой любому изначально ясно, что такое хорошо и что такое плохо.
Суть в том, что с 1990 годов за школой осталась только образовательная функция. Но образование в российских школах тоже оставляет желать лучшего.
Недавний опрос «Левада-Центра», проведенный перед новым учебным годом, должен был показать, как жители нашей страны относятся к нынешнему образованию. Опросив 1600 человек, социологи выяснили, что только 22% россиян довольны образовательной системой. Неудовлетворены ею 68% участников опроса. Причем, если большую часть опрошенных, оставшихся довольными, составляют сами учащиеся, то тех, кто недоволен, представляют в основном руководители и управленцы.
В России невозможно получить хорошее образование, считают 59% опрошенных - среди которых больше всего рабочих, домохозяек, людей с образованием ниже среднего. Треть россиян уверены, что можно рассчитывать на качественное образование - такого мнения придерживаются студенты, предприниматели, люди с высшим образованием и в основном москвичи.
Основная претензия к российской современной школе в том, что она не современна. Монологи учителей, читающих лекции, устарели. Система организации расписания по урокам себя изжила. Пропала мотивация учащихся и учителей. Не происходит диалог между государством и обществом о том, что именно школьное образование должно закладывать основу для будущего. Школа превратилась в место содержания детей, куда родители сдают их, пока находятся на работе.
Единственный стимул, приводящий детей в школу - успешно сдать ЕГЭ. Но ведь в жизни главное не тестирование, а образование. Именно оно позволяет строить успешную карьеру и успешную страну в принципе.
Сейчас все больше людей переводят детей на домашнее обучение или экстернат. Основной плюс первого - в индивидуальном подходе к ученикам, развитие тех способностей, которые больше всего проявляются у ребенка. Экстернат позволяет одаренным детям закончить школу раньше положенного срока и поступить раньше в институт.
Но экстернат - это исключение из правил. Большинство детей ходят в обычную школу. Так и должно быть.
Как же можно снова вернуть интерес детей к школе?
Специалисты сходятся во мнении, что мотивация учителей и учеников - это самое главное. Для педагогов одной из лучшей мотивацией будут деньги - чтобы они не переживали, как кормить семью, и отдавали оплачиваемое время на обучение школьников, а не на репетиторство.
Для школьников - индивидуальный подход к каждому, выявление и развитие тех способностей, которые заложены в ребенке. Нужно заниматься с каждым ребенком тем, что ему по-настоящему интересно, а кроме того следует показать ему как все те знания, что он получает в школе, пригодятся в жизни, заинтересовать его, а если это удастся, то считайте половина дела уже сделана.
К примеру, в США, где несомненно есть большие проблемы со школьным образованием, но где лучшее высшее образование в мире, - школьники имеют право сами выбирать предметы и лекции, которые они будут слушать.
Конечно, есть дети, которым неинтересно учиться в принципе, но есть и те, кто осознанно посещает конкретные занятия, понимая, что именно они станут фундаментом его высшего образования, - и именно эти люди и составляют основной костяк тех, кто в будущем будет двигает науку и общество вперед.