Как выжить после родительского собрания?

Не знаю, как вы, а я не люблю родительские собрания. Как-то уж слишком быстро на них 
оживает смешанное чувство вины, скуки и желания, чтобы урок
 закончился и можно было бы поскорее куда-то отсюда деться. Такое, вроде прочно забытое чувство, из самой глубины школьного детства.

lori-0003447484-smallwww400.jpg

Мы выросли, а вот эта противненькая смесь вины и скуки, и желание, чтобы все поскорее закончилось, является без спросу. И на родительские собрания к собственным детям мы именно с ним, с этим противненьким чувством, и ходим, разве нет? И родительские собрания не обманывают наших ожиданий.

Для педагогического коллектива мы, в сущности, тоже нисколько не изменились, остались в лучшем случае - милыми несмышленышами, в худшем - противными тупицами. Даже если мы учились в совсем другой школе и в другом районе и даже в другом городе. По секрету: для учителей почти все люди в лучшем случае несмышленыши, а в худшем... Это называется профессиональная деформация.

И вот мы, на этих собраниях, слушаем, что говорят о наших детях. Какие у них успехи. Про это, правда реже. Чаще - какие неуспехи. А так как даже в школьных туалетах кабинки от веку не закрываются, то и на родительских собраниях нам, скорее всего, режут правду-матку про наших детей при всем скоплении народа, невзирая на наши чувства.

Не потому, что хотят нас как-то специально унизить или оскорбить. Просто не знают, что бывает по-другому и даже не предполагают, что может быть. И искренне не догадываются, что это бестактно, негуманно и попросту обидно.

Да и мы, положа руку на сердце, не всегда в состоянии отследить, почему после этих самых собраний, вернувшись домой, хочется в крайне жесткой форме объяснить своему нерадивому отпрыску, как он был неправ, написав на два, три, четыре даже - для многих родителей и это непоправимо - контрольную по математике и вообще сделал все, о чем рассказали вам на собрании.

А теперь - следите за руками. Я утверждаю, что львиная доля нашего недовольства школьными успехами собственных детей связана, скорее всего, с двумя вовсе не очевидными причинами.

Причина первая. Мы знаем, что помещение школы, не говоря уже о разговоре с учителем, очень быстро превращает нас из взрослых дядь и теть в первоклассников, не успевающих писать палочки в тетрадь мальчиков или в девочек-хорошисток, у которых с палочками все в порядке. Почему именно в первоклассников?

Потому что именно в это время мы особенно беззащитны перед школьными правилами, перед учителем, перед новой жизнью, в которой мы, возможно, не чувствовали себя успешными. Это потом мы нарастили мускулы (кто - нахальства, а кто - равнодушия) и научились защищаться. Но психика так устроена - чувство собственного несовершенства оживает в нас в несколько раз легче, чем чувства уверенности и комфорта.

А теперь - вторая причина. Она естественным образом вытекает из первой. Дойдя до учителя или до родительского собрания, мы как-то собираемся с силами, проводим сами с собой маленький тренинг на тему «Я уже большой».

А тут на тебе - опять тетя со строгими глазами объясняет нам, что мы все делаем не так - ну, раз наш ребенок до сих пор «жи» и «ши» не усвоил или интегралы, то ясно же, виноваты мы, потому что неправильно его воспитываем. Не она, тетя-педагог ,виновата, потому что неправильно его учит, а мы...

И тут наша психика делает кульбит. Ну, потому что ведь сил нет выносить все это и хочется побыстрее избавиться и от мути на душе, и от вины. Кульбит не сложный: раз учительница не виновата и я тоже не виноват, значит виноват - ребенок. Это он не старается, это он ленится, это он несознательный.

И мы, вместо противного чувства неуверенности, робости, виноватости начинаем испытывать праведный гнев и несем его с родительского собрания домой, собственному ребенку. Это ему придется ответить за наш душевный дискомфорт, за школьную систему, устроенную на манер казармы, за то, что у учителей, бывает, и сил нет, чтобы донести до детей «жи» и«ши» или интегралы, потому что они строчат бесконечные бумажки, отчеты и заполняют журналы.

Клоню я, собственно, вот к чему. Прежде чем отчитывать ребенка за школьные неуспехи и обвинять его в несознательности, прежде чем страдать, прежде чем мучится виной за свое не слишком идеальное родительство, полезно отделить чувства, связанные с вашей личной историей школьных бед и побед, свое нынешнее раздражение школьными порядками, от того, что на самом деле происходит с учебой у ребенка.

Сплошь и рядом бывает, что сами по себе, без вашего эмоционального груза, эти двойки по контрольной, записи в дневнике и 
отлынивая от физкультуры значат не так уж много. С кем не бывает, в конце концов?

А также бывает, что, сделав это буквально: написав на бумажке или вот здесь в комментариях, и вернув в прошлое свои неприятные эмоции, вы вполне в состоянии разобраться в настоящих причинах возникших затруднений.

Попробуем? А я вас с удовольствием выслушаю.