В Туве 4-летняя девочка прошла 8 км по тайге, чтобы позвать на помощь

Теперь власти хотят маленькую Саглану наградить, а ее маму – лишить родительских прав.
Lori.ru
Lori.ruИсточник: Migration

Эта история произошла на отдаленной чабанской стоянке в труднодоступном районе Тувы. Там со своими бабушкой и дедушкой жила 4-летняя Саглана Салчак. Мама девочки вместе с ее отчимом разводят лошадей и весь год кочуют с табуном, лишь время от времени навещая дочку и престарелых родителей.

Рано утром 8 февраля Саглана проснулась и обнаружила, что бабушка не шевелится. Как сообщает «Тува онлайн», женщина, которой было за шестьдесят, давно страдала от гипертонии, но отказывалась перебираться в более цивилизованные места. Дедушка Сагланы уже давно ослеп, поэтому вся жизнь на стоянке держалась на бабушке. Никакой связи с внешним миром у слепого старика и маленькой девочки не было, а самим им, без бабушки, было не выжить. В этой безвыходной ситуации дедушка решил отправить внучку за помощью на соседнюю стоянку, до которой 8 километров. В шесть часов утра, еще в темноте, Саглана вышла из дома, положив в карман коробок спичек, и пошла по единственному пути к соседям – почти занесенной снегом тропинке вдоль русла речки. На улице стоял 34-градусный мороз.

Девочка знала эту дорогу, так как неоднократно ходила по ней с бабушкой. Она не заблудилась, на нее не напали волки, которых очень много в тех местах, она не завязла в снегу, который местами доходил ей до груди. Спустя примерно шесть часов после ухода из дома замерзшую, измученную Саглану случайно заметила хозяйка соседней стоянки – девочка чуть не прошла мимо, так как из-за деревьев не увидела строений. «Кажется, у меня бабушка умерла...», – только и сумела сказать Саглана подбежавшим к ней взрослым.

Соседи по сотовой связи вызвали из райцентра врачей и сотрудников спасательной службы. Саглану отправили в больницу с диагнозом «переохлаждение». Сейчас девочка уже поправилась и находится в социальном центре, куда ее до мая поместили по просьбе матери, которая пока не может бросить свое стойбище в тайге, пишет «Комсомольская правда». 1 марта Саглане исполнилось 5 лет, и 31-летняя мама, которую зовут Элеонора, приезжала ее поздравить. Ближе к лету мама и дочка отправятся в санаторий, куда им выделило путевку министерство социальной политики республики. Кроме того, по информации сайта Flashsiberia, в региональном управлении МЧС планируют представить отважную Саглану к награде.

«КП» попросила прокомментировать подвиг Сагланы эксперта – начальника подразделения тувинского поисково-спасательного отряда Семена Рубцова.

Чабанские дети более подготовлены к таким экстремальным ситуациям, чем городские. Они учатся ездить на лошади, как только начинают ходить. И преодолевают большие расстояния. Живут ребятишки в тайге со своими родителями, бабушками и дедушками, кочуют и знают, какие опасности могут подстерегать. Девочка эта уже профессионал: она взяла спички, знала, что может разжечь костер. Сложность была в том, что ей пришлось пробиваться через сугробы. Еще подстерегала большая опасность – дикие животные. Медведи сейчас спят, а вот волки Туву просто заполонили. Они грызут скот, чабаны от них стонут. В темноте легко можно было наткнуться на стаю. Девочке повезло, что она их не встретила... Она достаточно быстро добралась до людей, значит, знала дорогу и передвигалась быстро с хорошей скоростью. Ей даже было легче, чем взрослому идти. Сейчас днем тепло, снег подтаивает, ночью подмораживает и образуется наст. В четыре года вес маленький и она не проваливалась вниз.
Семен Рубцов
начальник подразделения тувинского поисково-спасательного отряда

Между тем, региональное отделение СК возбудило в отношении Элеоноры уголовное дело. Как сообщается на сайте ведомства, женщину обвиняют в том, что она оставила свою маленькую дочку у престарелых родителей, живущих в труднодоступном месте, зная, что они лишены возможности обеспечить безопасность ребенка. Как полагает член Совета по защите семей и традиционных семейных ценностей при уполномоченном при президенте по правам ребенка Элина Жгутова, Элеонору могут лишить родительских прав на дочку. Такое мнение правозащитница высказала в интервью радиостанции «Говорит Москва». «По тому, как поставлен вопрос – то есть привлечение по уголовной статье — естественно, что когда в суде будут аргументы в пользу родственников, то можно услышать в ответ, что дедушка с бабушкой не являются законными представителями ребенка. Формально, чисто юридически, это так. Но по-человечески, конечно, так звучать не может. Конечно, это несправедливо», – считает Жгутова.