Суррогатная мама отказалась отдавать детей биологическим родителям

Женщина использовала рожденных ею близнецов для улучшения жилищных условий своей семьи.

Об этой истории, произошедшей в Санкт-Петербурге, сообщается на сайте регионального уполномоченного по правам ребенка Светланы Агапитовой.

Семейная пара Арина и Сергей Тихоновы (имена изменены), безуспешно много лет пытавшиеся завести ребенка, обратились в клинику, занимающуюся суррогатным материнством. Там им подобрали суррогатную мать. Женщина, которую на сайте называют Яна, тоже живет в Санкт-Петербурге, она замужем, у нее двое собственных детей. Арина и Сергей внесли аванс и подписали договор, но с самой Яной не встречались.

В назначенный срок Яне провели процедуру ЭКО, в результате которой она забеременела двойней, биологическими родителями которой были Арина и Сергей. Сотрудники клиники уверяли супругов, что все хорошо. Однако незадолго до родов Тихоновых пригласили в клинику на встречу с Яной, на которой та настояла сама.

lori-0000978096-bigwww
Источник: Migration

Как выяснилось, женщина пыталась найти координаты биологических родителей сразу, как только узнала, что ей придется выносить не одного, а двух детей. Она просила произвести редукцию одного плода, либо доплатить ей за второго. По условиям договора в случае многоплодной беременности ей полагалась компенсация, но сумма показалась женщине слишком маленькой. Яна потребовала, чтобы за второго малыша ей доплатили 50% сверх суммы, которая ей была обещана за одного. Суррогатная мама заявила, что если Арина и Сергей не согласятся на ее условия, она отдаст им только одного ребенка, а второго оставит себе.

Супруги послушались советов юристов и специалистов клиники, и отказались согласиться с требованиями Яны, после чего женщина вообще исчезла – сменила адрес, перестала отвечать на телефонные звонки, не посещала врачей. Сотрудники клиники говорили Тихоновым, что найти ее не удается. Позже выяснилось, что дети – мальчики – появились на свет раньше срока и первые дни своей жизни провели в реанимации. Яна получила на детей свидетельства о рождении, вписав в качестве родителей себя и своего мужа.

Арина и Сергей подали на суррогатную мать в суд с требованием признать себя родителями малышей. Суд признал действия Яны недобросовестными, а ее материальное положение – не отвечающим интересам близнецов. Однако решение суда пока не вступило в законную силу, так как Яна его обжаловала. Очередное судебное заседание назначено на середину января. «Я вынашивала и родила мальчиков, и по закону я – их мать. А биологические родители потеряли не детей, а только мечту о них», – заявляет женщина.

Между тем, как стало известно, Яна начала собирать документы, чтобы улучшить свои жилищные условия и переехать из коммунальной в отдельную квартиру. Теперь как семья, имеющая четырех детей, они с мужем получили первоочередную льготу на получение жилплощади.

Тихоновы, для которых эта ситуация стала настоящей трагедией, обратились в аппарат Уполномоченного по правам ребенка с просьбой проверить, как живут их сыновья. Они уверены, что Яна, получив от города квартиру, будет недостаточно ответственно следить за здоровьем мальчиков или вообще откажется от них. Однако у органов опеки после посещения семьи не возникло к Яне никаких претензий. Они посчитали, что женщина заботится о детях хорошо.

«Российское законодательство допускает суррогатное материнство, но отдельного нормативно-правового акта, закрепляющего права и ответственность всех участников этой программы, нет, – прокомментировала эту ситуацию Агапитова. – Правоотношения между биологическими родителями и женщиной, вынашивающей их ребенка, регулируются договором, притом каждая из сторон может практически безнаказанно нарушить его условия. Это относится не только к суррогатной матери; были случаи, когда биологические родители отказывались забирать своего ребенка. Во многих европейских странах суррогатное материнство запрещено. В последнее время и у нас растет количество тех, кто считает, что это – своего рода торговля детьми. К сожалению, ситуация, произошедшая с Ариной и Сергеем, лишний раз подтверждает эту точку зрения. И, скорее всего, пока в законодательстве нет четких норм, такие печальные истории будут повторяться. Я вижу лишь два пути, как этого избежать: конкретизировать законодательство или полностью отменить суррогатное материнство на коммерческой основе».